![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
различные подходы, современные взгляды и проблемы. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Под типологией (классификацией) государства понимается – разделение всех государств, которые существовали и существуют, на крупные группы – типы с их существенными признаками. Наиболее распространенными в современной науке есть два подхода к типологии государств: формационный подход и цивилизационный подход. В соответствии с марксистской формационной теорией в истории человечества выделено пять формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая (социалистическая формация рассматривалась как переходная к коммунистической). И с каждой, кроме первой и последней, связывался определенный тип государства, был сформулирован основной тезис о том, что история знает четыре исторических типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. С точки зрения формационной теории рабовладельческое государство – это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию класса рабовладельцев. Государство необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении рабов, их эксплуатации и подавления их сопротивления. Формационная теория относит к рабовладельческому типу государств помимо классических государств античности – Афинского и Римского – многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонскую государство, Ассирию, Хеттское царство, Индию и Китай и другие, в которых еще были весомыми традиции первобытнообщинного строя. Феодальное государство является вторым историческим типом государства. Феодальное государство рассматривается как орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов. Буржуазное государство – третий исторический тип государства, предложенный формационной типологии. Согласно этой теории капиталистическое государство обеспечивает условия буржуазной эксплуатации, в ее основе – частная собственность на средства производства. Она представляет собой диктатуру буржуазии, направленную на то, чтобы держать в подчинении рабочий класс. Наконец, еще один исторический тип государства, выделяемой в рамках формационной теории, – социалистическое государство. Считалось, что она представляет собой высший и последний исторический тип государства. Социалистическое государство рассматривалось как организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, как диктатура пролетариата. Наряду с формационным подходом существует другой подход – цивилизационный (от лат. civilis – гражданский, общественный, государственный). Сущность цивилизационного критерия заключается в том, что за основу классификации государств и права берётся их принадлежность к той или иной цивилизации. При этом в основе понятия цивилизации лежит не материальные, социальные или другие элементы, а исключительно духовные, культурные факторы. В общем смысле понятие «цивилизация» можно определить как определенную социокультурную систему высокоразвитого общества, что поддерживает его единство с помощью духовно-культурных факторов общественного развития. – восточные, западные и смешанные; В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, древние, представляли собой очаги культуры, что отличало их от других, «нецивилизованных» общностей (древнеегипетская, шумерская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств. Они сложились исторически и характеризуются определенным своеобразием. Третий этап – современная цивилизация, в которой происходят процессы глобализации, объединения разных обществ с целью решения общемировых проблем человечества. Рассматривая цивилизационный вариант типологии, следует отметить его основные недостатки. Во-первых, «цивилизационный» подход направлен на характеристику высокоразвитого общества, его культурно-исторической обусловленности, а не на типологию государства, формирование и существование публичной власти. Во-вторых, отсутствуют определения исторических закономерностей развития государства и права, смены одного типа государства другим. В-третьих, игнорирование положения о ведущей роли экономического базиса в отношении надстройки, обусловленности типу государства, характера экономических отношений и способа производства.
Выводы
Начиная с глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Причиной этого является то, что каждый из нас является гражданином, относится к определенному государству, подчиняется правовой системе данного государства. Создавалось и создаётся множество теорий, которые по-разному отвечали на этот вопрос. Многие из этих теорий объясняются историческими и социальными условиями, в которых жили и работали их авторы, разной направленностью идеологических и философских позиций, которыми они руководствовались. Но государство – это явление многогранное и ни одной из рассмотренных теорий отдельно объяснить причины ее возникновения невозможно. Все эти теории по-разному объясняют пути возникновения государства и права, каждая из них раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства. Но общее представление о проблеме можно получить, лишь синтезировав все эти теории (в большей или меньшей степени доверяя каждой из них общую универсальную теорию государства, учитывать комплекс факторов, объективные процессы, которые проходили в обществе). История цивилизации знает десятки и десятки правовых теорий. Лучшие умы человечества в течение веков бились над разгадкой феномена права и государства, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого – это достояние и завоевание человеческой культуры, стремление научной мысли достичь самой сердцевины человеческих отношений. В идеале государство должно служить каждому человеку, создавать все необходимые условия для того, чтобы он мог максимально проявлять и развивать свои способности и дарования, ибо человек – высшая из всех мировых ценностей.
|