Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие формы государства и ее элементы.
2. Форма правления: понятие и виды. 3.Форма государственного устройства: понятие и виды. 4. Государственно-политический режим: понятие и виды. * * * 1. Мы уже знаем, что тип государства (и права) предопределяется сочетанием различных формационных и цивилизационных факторов, сущность государства - его целями и функциями, содержание - практической деятельностью (функционированием) государственного аппарата того или иного социально-политического качества. Важно знать, что одинаковые по типу, сущности и содержанию государства могут проявляться (являться во вне) в различных формах или, наоборот, в одинаковых (вернее, сходных) формах могут существовать государства различные по типу, сущности и содержанию. Эту историческую закономерность можно назвать инвариантностью сущности и явления, содержания и формы государства. Подробнее - ниже, но один пример сейчас: республика как форма правления может быть и рабовладельческой, и феодальной, и буржуазной, и социалистической. Форма государства (государств) проявляется в единстве трех элементов (триединство формы): 1) формы правления, 2) формы государственного устройства и 3) государственно-политического режима (эти формы иногда называются видами). Все формы проявления государства могут сочетаться в различных комбинациях. Форма правления проявляется в формах монархии и республики. Форма государственного устройства существует в формах унитарного, федеративного и конфедеративного государства. По форме политического режима государства могут быть демократическими и недемократическими. Это обобщенная классификация форм государства. Следует учесть, что все государства, независимо от их формы, особенно в современном мире, характеризующимся протеканием научно- и военно-технической революции, в значительной мере взаимосвязаны и взаимодействуют посредством международных, межгосударственных сношений. Поэтому они объективно в той или иной мере зависят друг от друга и, естественно, испытывают взаимовлияния. Влияния эти отражаются и на форме государств, думается, прежде всего, на политических режимах. Яркий пример - формирование России как демократического правового государства с рыночной экономикой и многопартийной политической системой. Форма государства может измениться также в результате войн и внутренних революций (или эволюции), - мера " внешних" воздействий в соответствующих ситуациях различна, но присутствует всегда. В последние десятилетия усилилось влияние на формы государств международно-правовых норм и тенденции к установлению международного правопорядка, как в глобальных (ООН), так и в региональных масштабах (например, ЕС). Значительны процессы формирования новых государств на территориальном и правовом пространстве бывшего Союза ССР. 2. Форма правления - это форма организации верховной власти; практически это ответы на вопросы: кто в какой мере законодательствует и кто какое имеет влияние в процессе исполнения законов. Огромное значение имеют исторические и национальные традиции. А. Три вида монархии (от греческого «единовластие», «единодержавие»). - Представительная монархия: наряду с монархом, существует регулярно или периодически собираемое для совета представительное (как правило, сословное) собрание (Дума, Собор - в России до Петра I, парламенты во Франции до 1789 года и т.п.). - Конституционная монархия: власть монарха в разной мере ограничена Конституцией или конституционными законами и традициями. Три разновидности конституционной монархии: а) дуалистическая монархия (монарх - власть исполнительная, парламент - законодательная, но формирует парламент монарх), - сейчас это, например, Бахрейн; б) выборная монархия с совещатель-ным органом, - например, Малайзия; в) парламентарная монархия - больше парламентарная, чем монархия. Государство, где как говорят, монарх «царствует, но не правит», - сейчас это все монархии Европы, Япония и некоторые государства Африки. - Абсолютная монархия - исторически отживший вид монархии, - сейчас, по-видимому, только Саудовская Аравия. Б. Два вида республики (от латинского «дело» и «народ»). - Президентская республика: Президент - глава государства и правительства, он избирается народом, перед парламентом не ответственен, но распустить его не может. Самая стабильная форма правления, - сейчас это, например, США и Франция. - Парламентская (парламентарная) республика: правительство возглавляет лидер победившей на парламентских выборах партии (коалиции); Президента - главу государства - избирает парламент, но Президент при определенных в Конституции условиях может его распустить и назначить выборы (например, Германия и Италия). - Республика Советов: вся законодательная и в значительной мере власть исполнительная принадлежит Советам (их названия могут быть различны) и ими формируемым исполнительным органам. Наиболее отчетливо этот вид республики существовал в СССР (до 1992 года) и в РСФСР (до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года). Российская Федерация (Россия) в настоящее время формируется в качестве преимущественно президентской республики с правом Президента при определенных условиях распустить нижнюю палату парламента - Государственную Думу. 3. Форма государственного устройства - это территориальная организация государства, проявляющаяся в трех видах. - Унитарное государство: ни одна из его территорий-частей не обладает ни одним из признаков государства, особенно суверенитетом (Франция, Швеция, Япония, а в целом, большинство государств), - это административно-территориальные единицы. - Федеративное государство: союз государственных образо-ваний с более или менее значительным суверенитетом составляющих его государственно-территориальных единиц (например, Россия, Германия, Испания, Индия, Бразилия). - Конфедерация: союз суверенных государств. В настоящее время конфедераций нет, хотя Швейцария, например, официально (в соответствии с действующей конституцией Швейцарии) называется именно так. Некое подобие конфедерации представляет собой СНГ. 4. Государственно-политический режим - это совокупность средств и методов, стиля и активности властвования. Главное - соотношение демократических и гуманистических начал и начал недемократических и репрессивных. Обобщающий критерий - мера политической свободы, прав и свобод граждан, их гарантий. - Демократический режим, демократия - форма властвования, при которой источником государственной власти и суверенитета является народ, а конкретно - электорат. Основные принципы: равноправие граждан; их политические права и свободы; их участие в управлении государством; подчинение меньшинства большинству при возможно большем учете интересов меньшинства. Демократия - не абсолютный идеал, но, видимо, лучшее в современных условиях. - Недемократических режимов несколько. Принципы - те же, что при демократии, но «с обратным знаком». Недемократическими могут быть не только монархии, но и республики - Германия при Гитлере, СССР при Сталине и все диктатуры вообще. И наоборот, конституционные монархии, как правило, демократичны. - Деспотия - не ограниченное ни законом, ни обычаем самодержавие; это может быть и монархия, и любая форма личного правления, личной диктатуры (система «фюрерства» - в республике Германии при Гитлере или в конституционной монархии Италии при Муссолини). - Самодержавие - власть монарха, подчиняющегося законам и обычаям. Сюда, видимо, можно отнести так называемый просвещенный абсолютизм. - Авторитаризм - инвариант автократии, деспотии, самодержавия, личной диктатуры. - Тоталитаризм (от лат. «цельный», «полный») тот же авторитаризм, сочетающийся со всепроникающим государственным контролем за всеми сферами жизнедеятельности общества и даже личной жизнью людей, - «сталинщина» как стиль общественной жизни и государственная психология. Лекция 7. Государство и экономика.
|