![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государство и рыночная экономика.
* * * 1. На вопрос о том, как взаимодействуют государство и экономика, представители различных научных направлений в различные исторические эпохи давали весьма неоднозначные ответы. Сторонники этатизма (абсолютизация роли государства в общественной жизни) считали, что государство является организатором всей экономики. История выявила следующие органические недостатки советской социалистической модели правового регулирования экономики и государственного управления ею: - практически полное отрицание каких-либо иных форм собственности на средства производства и продукт труда, кроме государственной или находящихся под доминирующим воздействием государства; - гиперцентрализация управления экономикой и отсюда во многом бесправие, безынициативность, материальная, а нередко и юридическая безответственность хозяйствующих субъектов; - ущербность экономического стимулирования высокопроизводительного общественного и индивидуального труда в почти сплошь огосударствленной экономике; как правило, незаинтересованность в конкурентоспособной продукции; - заидеологизированность экономики и управления ею, фальсификация экономической информации; - ведомственный и территориальный эгоизм субъектов управления экономикой; - хаотичность массива нормативных правовых актов (в своем подавляющем большинстве подзаконных и ведомственных) в сфере экономики. Наиболее очевидные, даже на бытовом уровне, следствия всего этого - хронические дефицит, уравниловка, «черный рынок» и «теневаяя» экономика, что особенно проявилось в годы, предшествовавшие «перестройке», В результате - глобальная неэффективность экономики, максимизация различных кризисов, смена политического руководства и развал Союза ССР. Конституция Российской Федерации 1993 года знаменует собой попытку найти принципиально новую модель воздействия государства и права на экономику. В то же время не следует забывать, что жесткая централизация экономики и порой диктаторское управление ею в СССР были эффективны в периоды функционирования общества и государства в чрезвычайном режиме. Это хорошо продемонстрировали Великая Отечественная война 1941-1945 годов и период послевоенного восстановления народного хозяйства, а также ряд других ситуаций, когда государству приходилось решать задачи «на выживание» или реализовывать крупномасштабные, дорогостоящие и многофакторные проекты. Согласно классическим буржуазным воззрениям, государство не является (в принципе не должно являться) преобладающим хозяйствующим, экономическим субъектом, - оно «ночной сторож» собственников и арбитр спорящих сторон; главная задача государственной власти - государственно-правовая защита бизнеса. Современные позиции по рассматриваемой проблеме наиболее полно выразил австрийский экономист Хайек, - его рекомендации, судя по всему, оказали воздействие и на современные российские подходы к проблеме государственного воздействия на экономику. Вот основные из них: - рыночное саморегулирование экономики предпочтительнее государственных властных воздействий; - личность должна быть свободной, а в основе этой свободы частная собственность; - свобода политическая - условие свободы экономической и наоборот; - либерализм - непреходящая и фундаментальная ценность; - без принуждения в экономике, как и вообще, не обойтись, но оно должно быть минимальным; - главное - создание условий для инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов и никакого (по общему правилу) централизованного планирования; - за конкуренцию, но в строгих юридических рамках; в стране должно быть добротное антимонопольное и антидемпинговое законодательство; - государство устанавливает лишь общие правила и обеспечивает социальную инфраструктуру. Следует попытаться выявить плюсы и минусы этой концепции применительно к современным российским условиям, причем далеко не все, характерное для СССР должно быть отброшено, возможно, наиболее приемлемой окажется своего рода конвергенционная модель. 2. Характеризуя роль государства в социалистическом обществе, В.И. Ленин писал: «Социализм не мыслим… без планомерной государственной организации, подчиняющей десятки миллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства и распределения продуктов» (Полн. собр. соч., т. 43, с. 210). Социализм по В.И. Ленину, не может иметь второго, параллельного экономического регулятора (рынка), который бы стоял рядом с государством. В условиях социализма централизованное плановое управление может осуществлять только государство, поскольку оно выражает в себе единство политического и хозяйственного руководства. Социалистическое государство, как представитель общества, соединяет в себе роль единого центра, предназначенного планомерно управлять экономикой, и аппарата, осуществляющего контроль за мерой труда и мерой потребления. Многолетний опыт функционирования сверхцентрализованной экономики показал, что ограничение экономической свободы граждан приводит к ограничению многих прав и свобод человека и к концентрации огромной политической власти государственным аппаратом. Именно она, а не граждане, становится реальным собственником средств производства. 3. Факторами государственно-правового формирования рыночной экономики в России представляются следующие: - установление приоритетных целей рыночного социально-экономического развития - социальная экономика и государственность (см. ст. 7 Конституции Российской Федерации); - равноправие и равная защита всех форм собственности (статья 8) и, по-видимому, прежде всего малого и среднего предпринимательства; - развитие и защита национального предпринимательства; - борьба с безответственностью, бюрократизмом и коррупцией государственного аппарата; - развитие и быстрое совершенствование гражданско-правовой сферы во всех ее проявлениях; - обеспечение управляемости государственного сектора экономики. Все это, конечно, должно быть обеспечено соответствующей нормативно-правовой базой.
Лекция 8 Понятие и сущность права.
|