![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о методах и приемах воспитанияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Лекция №11. Система форм, методов и средств воспитания План 1. Понятие о методах и приемах воспитания. 2. Классификации методов воспитания и их характеристика. 3. Выбор методов воспитания учителем. 4. Понятие средств и формы воспитания. Классификации форм ор-ганизации воспитания.
Литература: 1.Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: ГАРДАРИКИ, 2004. – Глава 9. 2.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ВЛАДОС, 2000. –.Глава 3 (§§ 1-2).
Понятие о методах и приемах воспитания
Метод воспитания – это способ достижения цели воспитания, способ получения результата. Цель можно достичь разными путями. Сколько же методов (способов) достижения цели воспитания существует? Какие из – них приведут к цели быстрее, а какие медленнее? От чего зависит данный процесс и как можно повлиять на него? Прежде чем ответить на эти вопросы, следует учесть, что в педагогике кроме понятия «метод воспитания» используется понятие «прием воспитания». Прием воспитания – частное выражение метода. В процессе практической деятельности метод делится на приемы, которые помогают в достижении целей воспитания. То есть приемы относятся к методам как частное к общему. Например, для метода примера приемом служит встреча с интересными людьми. Для метода поощрения прием – вручение книги. Таким образом, прием воспитания – это отдельная операция, своего рода единичное, одноактное действие по реализации того или иного воспитательного метода. Однако, надо отметить, что методы и приемы могут взаимозаменяться в конкретных педагогических ситуациях. Иными словами, метод может рассматриваться как самостоятельный путь решения задачи, а может выступать и как прием, имеющий частное значение. Например, поощрение может выступать в качестве метода, а может являться важным приемом метода упражнения. Воспитатель действует каждый раз по-разному: воздействует на воспитанника и ждет немедленной реакции в поведении; содействует, то есть помогает ему; взаимодействует – сотрудничает с воспитанником. Действия воспитателя организуются разными способами, потому что преследуются разные цели (цель определяет выбор метода); различное содержание деятельности; неодинаковы возраст воспитанников и их особенности и, наконец, профессиональные умения воспитателей также неодинаковы. Таким образом, метод воспитания – это способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия. В практике воспитательного процесса существуют различные методы воспитания: убеждение, положительный пример, личный пример, требование, ласковое прикосновение к воспитаннику, доверие, недоверие, приучение, поручение, угроза, прощение и др. Важно отличать истинные методы воспитания от ложных. Некоторые исследователи к ложным методам воспитания относят уговаривание, увещевание, упрашивание; назидание, морализирование, нотации; ворчание педагога, разнос, мелочные придирки; упреки, запугивание, бесконечные «проработки»; муштру; заорганизованность жизни детей; захваливание и др. Воспитателю важно научиться себя контролировать, чтобы не использовать неэффективные методы воздействия в процессе воспитания.
|