Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие средств и формы воспитания. Классификации форм организации воспитания






Средства воспитания – это педагогически независимые источники социального опыта, сравнительно независимые источники формирования личности. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие на субъект в процессе движения его к цели. Это может быть любой объект окружающей действительности (предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и др.). Средства воспитания воздействуют на воспитуемого сами по себе, также их целенаправленно может использовать воспитатель.

Средства выбирают для реализации той или иной воспитательной цели. Выбор средств определяется методом воспитания. Они иллюстрируют явления жизни, инициируют активность воспитуемых, обеспечивают материально-техническую оснащенность, улучшают психологическую атмосферу, выступают инструментами деятельности, подчеркивают скрытую Символику деятельности и т.д.

Средства должны отвечать определенным требованиям: гигиеническим, эстетическим, экономическим, этическим, правовым.

Совокупность методов и средств, обусловленных индивидуальностью педагога, определяют форму воспитательной деятельности.

В современных энциклопедиях и словарях понятие «форма» имеет несколько значений: 1) внешнее выражение процесса воспитания; 2) совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы; 3) система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. Таким образом, форма – это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности.

Формы воспитательной работы выполняют определенные функции:

организаторскую; организация отражает определенную логику взаимодействий участников воспитательной работы;

регулирующую; использование той или иной формы позволяет регулировать взаимоотношения между воспитателями и воспитанниками, в процессе которых происходит формирование норм социальных отношений;

информативную; возможно не только одностороннее сообщение воспитанникам тех или иных знаний, но и обращение к их собственному опыту, актуализация имеющейся информации.

Существуют различные классификации форм воспитания. Например, по количеству участников формы воспитания бывают массовые (конкурсы, спектакли, концерты, праздники, спортивные соревнования), групповые (кружки, советы дел, творческие группы), индивидуальные (беседа, коллекционирование, выполнение поручения, обмен мнениями).

По времени проведения формы воспитания подразделяются на кратковременные, продолжительные, традиционные (регулярно повторяющиеся). По субъекту организации формы воспитания могут быть представлены следующим образом: организаторами форм работы выступают педагоги и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива в организации принадлежит детям.

Оригинальную классификацию форм организации воспитания предложила Е.В. Титова. Она разделила формы воспитания на три группы: мероприятия, дела и игры.

Мероприятие – это специально организованный педагогический акт, занятие или событие с целью непосредственного воспитательного воздействия на ребенка. «Принятие мер» – такова семантика слова.

Мероприятие предполагает предъявление детям для осмысления идей, фактов, дилемм, стимулирование социально ценного отношения к предмету мероприятия; установление норм поведения и деятельности.

Дело предполагает преобразование действительности на пользу людям (И.П. Иванов). Дело – это общая забота, важные события, организованные самими детьми. Оно строится на основе продуктивности, общественной значимости, коллективности и творчества.

Организация дела имеет шесть последовательно реализуемых стадий: предварительная работа; коллективное планирование дела; коллективная подготовка дела; проведение коллективного дела; коллективное подведение итогов дела; ближайшее последействие коллективного дела (И.П. Иванов)

Игра – это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения или обучения (Е.В. Титова). Воспитание использует многообразие игр (игры по правилам, творческие игры, с природными материалами, сюжетно-ролевые, деловые, досуговые и др.). Игра предполагает создание игрового настроения, организацию игрового общения, реализацию игрового действия. Игра направляется правилами игры, сюжетом, интересным времяпрепровождением.

Выбор средств и форм воспитания – это серьезная задача, которая стоит перед воспитателем, и от ее решения зависит эффективность любой воспитательной деятельности.

При выборе средств и форм необходимо, чтобы они реализовывали образовательную, развивающую и воспитательную функции, инициировали духовную активность, мыслительную деятельность, самостоятельность взаимодействия с предметами окружающей реальности.

В каждом отдельном случае в воспитательной деятельности принимают участие разные воспитанники со своими особенностями, интересами, возможностями. Взрослый участник также неповторим, как и дети. Исходя из этого строить работу по чужим сценариям нецелесообразно, формы работы не должны быть однотипными. Следует использовать отдельные идеи, элементы уже созданных, апробированных на практике форм воспитательной работы. Предпочтительно, когда рождение формы происходит в процессе сотрудничества воспитателя и коллектива воспитанников.

Выбирая форму воспитания, нужно учитывать конкретные воспитательные задачи на данном этапе и основные виды деятельности, в которые целесообразно включить воспитанников; принципы организации воспитательного процесса, подготовленность воспитанников, их интересы и потребности; материальную базу, внешние условия, возможности педагогов и родителей.

Каждая форма воспитания требует определения конкретных способов, приемов, методов организации деятельности, что целесообразно осуществлять вместе с участниками этой деятельности. Часто бывают ситуации, когда воспитатель сам продумывает и выстраивает форму воспитательной работы. Это зависит от ее особенностей, цели, возможностей воспитанников (кто является организатором, какова ее длительность и т.д.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал