![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические положения. Информационная логистика – это управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока.
Информационная логистика – это управление информационными потоками на всем пути прохождения материального потока. Результаты движения материальных потоков находятся в прямой связи с рациональностью организации движения информационных потоков. Информационная логистика тесно «вплетена» во все другие функциональные области логистики в связи с тем, что она обеспечивает организацию информационных потоков как внутри предприятия, так и обмен информацией между различными участниками логистических процессов, находящимися на значительных расстояниях друг от друга. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов. В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Виды информационных потоков в логистике
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную: – опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе; – опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза; – одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока; – вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения. Информационный поток характеризуется следующими показателями: – источником возникновения; – направлением движения потока; – скоростью передачи и приема; – интенсивностью потока и др. Управлять информационным потоком можно следующим образом: – изменяя направление потока; – ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема; – ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени (бит или байт). В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также: – количеством обрабатываемых или передаваемых документов; – суммарным количеством документострок в обрабатываемых документах. Так же, как и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и обладать некоторой совокупностью интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы: – техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; – информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; – математическое обеспечение, т. е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств. Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, различных справочников и необходимых средств программирования, обеспечивающая решение тех или иных функциональных задач (в логистике – задач по управлению материальными потоками). На уровне отдельного предприятия информационные системы подразделяются на три группы: • плановые; • диспозитивные (или диспетчерские); • исполнительные (или оперативные). Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: – создание и оптимизация звеньев логистической цепи; – управление условно-постоянными, т. е. малоизменяющимися, данными; – планирование производства; – общее управление запасами; – управление резервами и другие задачи. Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: – детальное управление запасами (местами складирования); – распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом; – отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи. Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т. п. В настоящее время создаются достаточно совершенные пакеты программ. Однако применимы они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными потоками задач. Наиболее высок уровень стандартизации при решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими трудностями адаптировать здесь стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например: – производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации; – структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей. В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управления применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение. В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем. С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Уровни в процессах логистики с позиций системного подхода Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока. Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места. Третий уровень - система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление. В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материальным потоком. Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах. В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Одной из распространенных задач, решаемых в рамках информационной логистике, является использование технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов, позволяющей обеспечить автоматизированный сбор информации на основании штриховых кодов разных видов в реальном режиме времени. Каждый из кодов имеет свои технологические преимущества. Например, код ITF-14 печатается намного легче остальных кодов, что позволяет применять его на гофрированных упаковках и использовать для кодирования товарных партий. В логистике часто применяется код 128, которым могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д. В сфере обращения широкое применение получил код EAN, который часто можно встретить на товарах массового потребления. Более подробно применение этого штрихового кода рассмотрено в примере 14 данного учебного пособия. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. 1) на производстве: – создание единой системы учета и контроля за движением изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом; – сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок; 2) в складском хозяйстве: – автоматизация учета и контроля за движением материального потока; – автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов; – сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком; 3) в торговле: – создание единой системы учета материального потока; – автоматизация заказа и инвентаризации товаров; – сокращение времени обслуживания покупателей.
|