![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зачем и чему учить младших школьников в информатике?Стр 1 из 4Следующая ⇒
НАЧАЛКА Мир информатики» для младших школьников
Зачем и чему учить младших школьников в информатике? Вашему вниманию предлагаются размышления об использовании в учебном процессе начальной школы учебно-методического комплекса «Мир информатики» для первого, второго и третьего годов обучения, выходившего в 2003-2005 годах в издательстве «Ассоциация XXI век» [1-9]. Кто должен вести курс начальной информационной подготовки в школе? Было бы неправильным адресовать это пособие, скажем, только учителям начальной школы или только преподавателям информатики. Во время дискуссий на эту тему в пользу той или иной позиции обычно выдвигаются аргументы типа «учителя начальных классов не обладают необходимой компьютерной подготовкой» или «учителя информатики не имеют достаточного опыта работы с детьми младшего школьного возраста». Все эти аргументы довольно спорны, и можно найти довольно весомые доводы как в пользу, так и против той и другой точки зрения. По нашему (авторов представляемого цикла пособий) мнению, в текущей ситуации в российском образовании, когда только начинается обновление образования в начальной школе и идет поиск места информационной подготовки в ней, вести новый предмет могут те, кто к этому готов, то есть обладает не только необходимой подготовкой (и компьютерной, и методической в плане работы со школьниками младшего возраста), но и желанием. К сожалению, долгое время начальная школа оставалась наиболее консервативной частью общего образования. Содержание обучения в начальной школе сложилось в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. С тех пор его изменения, да и сам подход к обучению младших школьников, формирующий в основном исполнительские компетенции, были незначительны. Выполнение большого числа стереотипных упражнений, доминирование учителя в ходе урока, акцент на так называемой «дисциплине на уроке» — вот неполный перечень примет российского начального образования, доставшийся нам от трудной эпохи в нашей истории. Современное состояние общества ставит перед образованием, особенно начальным, категорический императив - перейти от подготовки простых исполнителей, способных действовать по образцу, в соответствии с правилами, к формированию свободной, инициативной и творческой личности каждого ребенка. Слово «формирование» в этом предложении - также из прошлого века. Личность формируется в результате саморазвития, задача начальной школы — создать для этого рациональные, благоприятные условия. Одним из направлений диверсификации начального образования является включение в него информационной подготовки. На протяжении последних 4-5 лет оно протекает с переменным успехом, в упорной борьбе носителей «охранительных» взглядов, прикрывающихся подчас лозунгами заботы о здоровье детей, и новаторов, иногда отрывающихся от реальной школьной почвы, переходящих за грань возможного. Предмет «информатика» вот уже около 20 лет с момента ее введения в предметную систему школы остается наиболее быстроменяющимся и революционизирующим школьное образование предметом. Впрочем, совершенно такую же роль информатика играет и в масштабах всего общества. Информатика в настоящее время - развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации с помощью компьютерных систем, реализующая системно-информационный подход к познанию окружающего мира, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе. Информационная подготовка - одно из немногих инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества. В актуальных государственных программах развития образования России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования. Средства информатизации, терминология, связанная с информационными процессами и системами, способы деятельности в информационной среде обступают учащихся школы с самого раннего детства, становятся для них естественным окружением. Общественные запросы ставят перед образованием задачу формирования информационной культуры учащихся. Информационная культура становится ведущей составляющей подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Большинство целей информационной подготовки, отражаемых в научно-методической литературе, специфичны для основной школы и старших классов. Среди них: · формирование информационного мировоззрения: информационной картины мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы; ценностного отношения к информации; · формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в обществе; · выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации; · развитие способностей к адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности; · пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни. В начальной школе эти цели, проецируясь на возрастные потребности и возможности детей, определяют основные задачи курса «Мир информатики»: · формирование представлений об информационной природе процессов в живой природе, обществе и технике, ценностного отношения к информации; · знакомство с основными компонентами компьютера и их функциями; формирование представлений о типах и назначении компьютерных программ; · освоение способов деятельности в информационной среде, умений решать разнообразные задачи с помощью компьютера, программ, алгоритмов; формирование навыков их рационального использования для удовлетворения собственных информационных потребностей; · интеллектуальное развитие, развитие когнитивных и творческих способностей и навыков учащихся в процессе работы с развивающими, игровыми и другими программами; · расширение кругозора детей, закрепление и совершенствование знаний, полученных в других курсах начальной школы; · подготовка к дальнейшему обучению информатике в основной школе. Для решения этих образовательных задач в первую очередь необходимо провести рациональный отбор и структурирование содержания обучения, в соответствии с ними определить применяемые методы обучения. Учебные пособия в определенном смысле являются сплавом содержания образования и применяемых методов обучения.
|