Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Путь алмаза от месторождения до ювелирного изделия






Алмазопровод «Де Бирс»

История продвижения алмазов от месторождений до рынков сбыта в современном мире многолика. В общем виде различают три устойчивых потока – единый канал Алмазного Синдиката «Де Бирс», продукцию независимых производителей алмазов, реализуемую через Центральную Сбытовую Организацию Алмазного Синдиката «Де Бирс», и продукцию независимых производителей алмазов.

Алмазный Синдикат «Де Бирс», являющийся горно-добывающей структурой, не ограничивает свою деятельность только производством алмазного сырья. В течение семидесяти лет он контролирует 80% реализации алмазной продукции на мировом рынке. Подобная ситуация сложилась исторически, т.к. возникновение алмазо-бриллиантового бизнеса связано непосредственно с открытием коренных месторождений алмазов в Южной Африке.

С момента находки здесь первого алмаза в 1866 году, в течение 5 последующих лет на территории Капской провинции, находившейся политически и административно под управлением Великобритании, было открыто пять коренных месторождений и ряд россыпей. Эти открытия были осуществлены стихийно тысячами старателей, копавшимися в галечниках рек Оранжевая и Вааль и в латеритах близлежащих площадей, как трудолюбивые муравьи. Однако, в отличие от последних, положительные результаты труда старатели реализовали не сообща, а индивидуально. В результате месторождения были разделены на сотни и тысячи мелких участков и напоминали по меткому выражению одного из геологов «дом без окон, без дверей, в котором комнаты находились на разных этажах». Выемка руды и извлечение алмазов производились вручную, а их скупка осуществлялась корыстными посредниками. К 1872 году общая масса добываемых таким способом алмазов достигла 1 млн карат. Благодаря промышленному росту, наблюдавшемуся в США, Франции и Германии, цены на алмазы оставались высокими. В Европе происходил бурный рост фабрик по огранке и шлифовке алмазов. Доходы в алмазной торговле увеличились в 13 раз. Этот период получил в истории алмазо-бриллиантового бизнеса наименование «Капская Эра». Главным центром обработки становится Амстердам, а торговли – Антверпен.

С 1880 года начинается период объединения старательской добычи под «крышей» частных компаний. Первым этот процесс начал осуществлять англичанин Сесил Родс на месторождении трубки Де Бирс. Совместно со своим компаньоном Раддом они основывают компанию «Де Бирс майнинг компани лимитед» с капиталом в 200 тыс. фунтов стерлингов. Почти одновременно подобная реорганизация добычных работ осуществляется на трубке Кимберли. Здесь на базе 1600 старательских участков возникает 12 частных компаний. К 1885 году рудники Кимберли, Де Бирс, Дорсфонтейн и Булфонтейн переходят во владение 42 компаний, а в 1888 году Сесил Родс скупил акции рудника Кимберли у Барни Барнато и у «Французской компании», став таким образом владельцем 90% доли мировой добычи алмазов.

Последующий период, длившийся с 1888 по 1929 год, отмечен в области алмазо-бриллиантового бизнеса поисками оптимальных рыночных структур, способных обеспечить контроль над спросом и предложением. В 1890 году Сесил Родс предоставил исключительные права на продажу сырых алмазов Синдикату, образованному из десяти ведущих торговых фирм, согласованно определивших для каждой свои квоты продаж. Фирма «Верхнер, Бейт энд Компани» получила квоту на 23% предназначенных к продаже алмазов, фирмы «Барнато бразерс» – 20%, «Мозентакс» – 15% и т.д. Спецификой структуры Синдиката по сравнению с современными ему маркетинговыми образованиями являлась самостоятельность входящих в него компаний, не контролировавшихся фирмами, добывающими алмазы. В этих условиях конкуренция отсутствовала, и алмазный бизнес переживал процветание. Такая структура позволила увеличить объемы добычи с 2, 7 млн до 3, 6 млн карат в промежуток времени с 1894 по 1898 год. Предел успеху положила Англо-бурская война.

Основной причиной для военных действий послужили колонизаторские действия английской администрации. Значительная часть месторождений алмазов была обнаружена на землях Западного Грикваленда, населенного потомками буров и готтентотов. Англичане, вопреки решениям Международного арбитража, силовыми методами установили контроль над рудниками этих территорий и в ноябре 1871 года водрузили над алмазными копями «Юнион Джек» (английский флаг). Оранжевому свободному государству они выплатили издевательски ничтожную компенсацию в размере 90 тыс. фунтов стерлингов, а Трансвааль лишили возмещения вообще.

Война, начавшаяся в конце 80-х годов XIX столетия, привела главный рудник алмазодобывающей промышленности компании «Де Бирс» к изоляции. Результат не замедлил сказаться на его производительности – в 1900 году объемы добычи снизились до 2 млн карат. По окончании военных действий рудник Кимберли восстановил объемы добычи, но в 1902 году у него, как и у всей алмазодобывающей компании Де Бирс появился грозный конкурент – новый рудник в Трансваале («Премьер»).

Последующая история развития алмазо-бриллиантового рынка является поучительным примером того, как хорошо продуманные действия могут промахи и грубые ошибки в бизнесе использовать не только для восстановления прочных исходных позиций, но и способствовать кардинальному улучшению тактики и стратегии его успешных действий.

В марте месяце 1902 года была обнаружена близ г. Претории кимберлитовая трубка «Премьер». Администрация компании Де Бирс, недооценившая факт данного открытия, не предприняла шагов для установления контроля над новым месторождением. В результате, по истечении пяти лет, рудник «Премьер», начавший производить алмазы в объемах, превышающих продукцию всех рудников «Де Бирс», создает свои независимые каналы сбыта. Благодаря экономическому буму, наблюдавшемуся в этот период в США, оба производителя действуют успешно каждый сам по себе. Однако благоприятная ситуация на мировом рынке исчезает в 1907 году в связи с биржевым крахом в США, и Алмазный Синдикат находит общий язык с рудником «Премьер» на базе установления квот на продажи. Синдикат получает право на реализацию 450 тыс. фунтов стерлингов, а «Премьер» – на 193 тыс. фунтов стерлингов. Равновесие просуществовало до 1908 года, и вновь возникли осложнения на почве недоверия. Рудник «Премьер» вынужден был снизить цены на алмазы, а Де Бирс – объемы их добычи. Финансовые потери Де Бирс сопровождались выходом из ассоциации ряда фирм.

Ситуация осложнилась и в связи с появлением еще одного конкурента. В 1908 году в прибрежных песках Юго-Западной Африки, являвшейся немецкой колонией, были открыты богатые россыпи ювелирных алмазов. Администрация Синдиката и здесь не сумела своевременно установить контроль над добычей и сбытом алмазов. К 1912 году новые рудники стали добывать более 1 млн карат алмазов, организовав их сбыт через берлинскую компанию «Даймонд реджи оф Саут-Уэст Африка». Возникла реальная угроза существованию мирового лидерства Алмазного Синдиката «Де Бирс».

В этой связи была созвана Международная конференция производителей алмазов, учредившая новый международный картель, который должен был продавать вновь образованному Центральному Торговому Агентству драгоценные камни на сумму 11 млн фунтов стерлингов. Каждый участник получил свою квоту продаж: «Де Бирс» – 48, 5, «Джерман даймонд администрейшен» – 21, «Премьер» – 19, 5, «Ягерсфонтейн» –11%. Эффективность новой рыночной структуры опробовать не удалось, т.к. началась Первая мировая война, и участники пула оказались по разную сторону баррикад.

В 1917 году на авансцене алмазо-бриллиантового рынка появляется талантливый бизнесмен Эрнст Оппенгеймер. Пройдя путь от сортировщика алмазов до директора рудника «Ягерсфонтейн», он в 1917 году привлекает в алмазодобывающую промышленность Южной Африки американский капитал банкирского дома Дж. Моргана и компании «Ньюмонт майнинг корпорейшн» и основывает фирму «Англо-Америкэн корпорэйшн оф Саут Африка лимитед». В отличие от Сесила Родса, лелеявшего мечту установить с помощью Алмазного Синдиката «Де Бирс» английский флаг над всей Африкой, Эрнест Оппенгеймер свой талант и энергию посвятил делу объединения южно-африканских производителей алмазов в единое акционерное сообщество. Для воплощения в жизнь идеи потребовалось 12 лет. В 1919 году Эрнст Оппенгеймер осуществляет слияние бывших немецких алмазодобывающих компаний и при поддержке Дж.П.Моргана основывает фирму «Консолидейтед даймонд майнз оф Саут-Уэст Африка» (КДМ). Вследствие этой операции появилась возможность проникновения в систему Синдиката «Де Бирс» новой алмазодобывающей фирмы. При распределении квот «Консолидейтед даймонд майнз оф Саут-Уэст Африка» получила долю, равную 21% от числа валовых продаж. Одновременно через фирму «Барнато бразерз», являющуюся членом Алмазного Синдиката «Де Бирс», Э. Оппенгеймер скупает акции компании «Компания де диамантес де Ангола» (новый конкурент Синдиката) и становится ее директором.

Получив контроль над преуспевающими алмазодобывающими фирмами Западной и Юго-Западной Африки, Э. Оппенгеймер получил доступ и к торговле алмазами через «Англо-Америкэн», которая вошла в систему Синдиката. В 1925 году он был избран председателем Совета директоров, а в 1929 году председателем алмазодобывающей компании «Де Бирс».

Преобразование структуры Алмазного Синдиката происходило на фоне серьезных испытаний, охвативших систему взаимоотношений на алмазо-бриллиантовом рынке. В 30-е годы XX столетия было открыто несколько россыпных месторождений алмазов в Южной, Юго-Западной и Западной Африке и среди них в Намакваленде и Лихтенбурге (Трансвааль), поставлявших к 1926 году на рынки помимо Лондонского отделения больше алмазов, чем промышленные рудники «Де Бирс».

По времени эти события совпали с финансовым бумом на биржах США и большим спросом на алмазы. В 1926 году импорт ограненных и необработанных алмазов достиг в этой стране 64 млн долларов. Синдикат не обладал достаточными средствами, чтобы контролировать ценообразование путем скупки необходимых количеств алмазов на вновь открываемых месторождениях, и было принято решение преобразовать структуру таким образом, чтобы стало возможным превратить ее в мировой центр торговли.

В 1930 году на принципах акционирования было образовано Общество «Консолидейтед даймонд майнз». Его председателем был избран Э. Оппенгеймер, объединивший главные рычаги управления в руках «Де Бирс».

После биржевого краха на Уолл-Стрит спрос на алмазы резко упал. В 1929-1930 годы импорт в США упал с 52 до 29 млн долларов, а в 1932 году – до 9 млн долларов. Средняя цена на сырые алмазы снизилась в 1930 - 1932 годах с 3, 17 до 1, 74 фунта стерлингов за карат. Картель утратил контроль над ценообразованием. В его запасниках образовались товарные излишки стоимостью в 14, 1 млн фунтов стерлингов, из которых в 1931 году удалось реализовать продукцию всего на сумму 2, 2 млн фунтов, а в 1932 году из 15, 1 млн фунтов было реализовано 1, 5 млн фунтов.

В этой ситуации Э. Оппенгеймер принимает решение о закрытии рудников «Де Бирс консолидейтед майнз лимитед» с 31 марта 1932 года. В период 1929 - 1934 годов объем добычи алмазов на независимых аллювиальных месторождениях Южной и Юго-Западной Африки снизился с 4, 2 млн до 0, 4 млн карат, а мировой добычи – с 7, 2 до 4 млн карат. В результате вновь появилась возможность регулировать приток драгоценных камней. Для осуществления этого в 1933 году создается организация «Даймонд продюсерз ассошиэйшн», которая объединила южно-африканских производителей фирмы «Консолидейтед даймонд майнз оф Саут-Уэст Африка», представителей правительств Южной и Юго-Западной Африки, картель «Даймонд корпорейшн», являющийся представителем независимых производителей алмазов. Спустя некоторое время Лондонский Алмазный Синдикат был преобразован в дочернюю для «Даймонд корпорейшн» фирму – «Даймонд трейдинг компани» (ДТК), которая впоследствии стала именоваться «Централ селлинг организейшн» (ЦСО).

3.2. «Централ Селлинг Организейшн» (ЦСО)

ЦСО – это крупный картель, состоящий из группы компаний, занимающихся скупкой, сортировкой, сертификацией, оценкой и продажей алмазов. Наиболее значительными являются: «Даймонд мерчейзинг энд трейдинг компани», специализирующаяся на сортировке и оценке алмазов, «Даймонд трейдинг компани», занимающаяся продажей ювелирных и полудрагоценных алмазов и «Де Бирс индастриел даймондз», торгующая техническими алмазами. Оплотом ЦСО является компания «Даймонд трейдинг компани», обеспечивающая до 90% продаж на сумму в несколько миллиардов долларов. Синдикат «Де Бирс» не располагает акциями перечисленных компаний, но осуществляет над ними контроль через «Англо-Америкэн инвестмент траст», имеющий 26, 4% акций алмазодобывающей компании «Де Бирс консолидейтед майнз».

Для осуществления принципа строгого регулирования спроса и предложения Алмазный Синдикат «Де Бирс» устанавливает квоты на добычу алмазов для всех ассоциированных членов (партнеров) и берет на себя обязательства о закупке их добычи в объемах квот по фиксированным ценам. На определение объемов квот и цены сырья непосредственное влияние оказывают структуры ЦСО, являющиеся своеобразным барометром баланса, существующего между спросом и предложением. Эти структуры, являясь посредником между производителями и потребителями алмазной продукции, регулируют до 80% объемов мирового алмазного потока посредством организации единого канала торговли. Единый канал торговли руководствуется строгой системой тактических принципов, в число которых входят: 1) неукоснительно соблюдаемая система сортировки, классификации, сертификации и оценки необработанных и ограненных алмазов; 2) четко разработанная и исполняемая система сбыта и маркетинга; 3) организация и обеспечение охраны и планомерного стока буферных запасов от нереализованных партий алмазов по квотам; 4) постоянная забота о рекламе и поощрении спроса; 5) научный поиск в совершенствовании алмазо-бриллиантового рынка.

Система квот, являющаяся цементирующей основой организационной структуры Синдиката «Де Бирс», выгодна не только ассоциированным в нем продуцентам, но и сотрудничающим с ним компаниям по линии долгосрочных договоров. Продуценты алмазного сырья, заключающие долгосрочные договоры с ЦСО, уверены в том, что им будет обеспечена минимальная оплата за каждый карат в объемах всей договорной продукции, а ЦСО строго следит за тем, чтобы последние начинали торговлю с другими фирмами лишь после выполнения договорных обязательств. Эта система позволяет оказывать влияние на стабилизацию алмазного рынка и на ценообразование.

В периоды экономических кризисов в промышленно развитых странах спрос на алмазы падает, и ЦСО сокращает их продажи, складируя излишки, а Синдикат сокращает объем добычи. Так, в кризисные 1981 - 1985 гг. ЦСО сократила продажи до 1471 млн долларов в 1981 году и до 1257 млн долларов в 1982 году против 2723 долларов в предкризисный год.

Организация и управление буферным запасом позволяет ЦСО поддерживать цены на алмазы и в периоды превышения предложения над спросом. Подобные операции может осуществлять только такая экономически мощная структура как Алмазный Синдикат «Де Бирс». В ситуациях, когда излишки промышленного производства алмазного продукта достигают объемов, превышающих финансовые издержки ЦСО, производители алмазов, ассоциированные в Синдикате, несут равные издержки. В периоды повышенного спроса ЦСО увеличивает объемы продаж, осуществляя сток буферных запасов.

Буферные запасы формируются не только за счет «перепроизводства» на рудниках Синдиката квот, но также за счет скупок на так называемом «внешнем рынке», на котором ремесленники небольших предприятий и поставщики с разрабатываемых россыпей занимаются контрабандной реализацией алмазной продукции. На «внешний рынок» выходят те мелкие фирмы и поставщики, которые не обладают финансовой мощью для заключений контрактов с ЦСО. Несмотря на устойчивый рост объемов продаж, буферный запас ЦСО возрастает. Только за последние 15 лет (с 1983 по 1997 год) он вырос с 1852 млн долларов до 4439 млн долларов, т.е. в 2, 5 раза.

Политика сбалансированности системы «спрос - предложение» осуществляется в ЦСО и по линии скупки через подконтрольные фирмы в Бельгии и Швейцарии, и на «свободном рынке» Антверпена и Гонконга.

Большую роль в поддержании единого сбытового канала ЦСО придает и системе сертификации и оценки ювелирного продукта. Начиная с добывающих предприятий, в Люцерне, Габороне, Виндхеке, Кимберли и в Лондонском центре ЦСО приняты единые стандарты классификации, сертификации и оценки алмазов. Ими занимаются высококвалифицированные эксперты, штат которых достигает 600 человек. Для обеспечения гарантии постоянства сортировочных стандартов используется эталонный образец. Идентичность сортировки достигается введением эталонных образцов у стран-производителей. Официальные образцы хранятся под совместной печатью производителя и ЦСО. Для обеспечения сохранности эталонного образца используются лазерные технологии.

Партии алмазов, поступающие в Лондонский центр, регистрируются, а затем подвергаются повторной сортировке. Алмазы из разных стран сортируются и хранятся раздельно. Затем ювелирные камни направляются в «Даймонд трейдинг Компани» (ДТК), а технические – в «Индастриел даймонд дивижн». Ювелирные алмазы классифицируются на 5000 категорий в соответствии с массой, цветом, формой и дефектностью. После экспертизы со стороны авторитетных специалистов они признаются пригодными для продаж. Из наличной продукции мелкие камни поступают в «боксы» (посылки), а крупные взвешиваются индивидуально. Данные о тех и других вводятся в компьютер. Оценка камней массой свыше 10, 8 карата производится индивидуально, а цену всей продукции, с учетом выделенных категорий, рассчитывает компьютер.

Следующей предпродажной операцией является определение доли продукции, предназначаемой для продажи на ближайшем торге, и доли, идущей в сток-буфер. Это решение, а также ряд предыдущих, принимаются Исполнительным комитетом ЦСО и Отделом продаж. В основе решения лежат данные о наличии заявок, текущая ситуация на рынке, потребительский спрос и т.д.

Контролируя более 80% алмазо-бриллиантового потока на мировом рынке, ЦСО не в состоянии доходить до интересов каждого мелкого клиента, оперирующего в алмазном бизнесе. Ее клиентами являются крупные гранильные предприятия, торговые и финансовые фирмы. ЦСО, имея непосредственные контакты с клиентами этих категорий, выступает как основной регулировщик между продуцентами алмазного продукта и спросом на него, имеющим место в каждый текущий момент на мировом рынке. Всю совокупность организационных форм и механизмов, направленных на поддержание и углубление этой задачи, включают в понятие «Алмазопровод «Де Бирс». Большую роль в системе «Алмазопровода» играет организация и проведение выставок-продаж (сайтов), регулярно функционирующих при Лондонской штаб-квартире ЦСО, а также в Швейцарии (г.Люцерна) и ЮАР (г.Кимберли). В этих городах осуществляется сбыт алмазов в центры по огранке.

В Лондоне проводится ежегодно 10 сайтов, для участия в которых приглашается строго ограниченный круг клиентов. Последние представлены крупными торговцами ведущих и международных компаний по огранке алмазов. Система сайтов являет собой «закрытый» рынок и поэтому для учета реальных ситуаций на «внешнем» и «внутреннем» рынках введена система сайтхолдеров и брокеров.

Сайтхолдеры являются собственниками алмазов, которые они получают непосредственно от ЦСО. Количество сайтхолдеров время от времени изменяется, и в настоящее время равно 165. Их подбор осуществляется сотрудниками ДТК, при этом особое значение придается надежности клиента в рамках его личностных качеств. Стоимость приобретаемых сайтхолдером партий алмазов должна превышать 150 тыс. долларов и, как правило, варьирует в пределах от 1 до 20 млн долларов. Сайтхолдеры заблаговременно перед сайтами подают заявки на алмазы. Всю согласительно-административную работу в этом направлении осуществляют брокерские фирмы. Брокеры возлагают на себя всю административную работу покупателей, являясь таким образом связующим звеном между ЦСО и сайтхолдерами. Они занимаются также подысканием новых сайтхолдеров. Как правило, каждая брокерская фирма связана с определенным кругом покупателей (индийскими, лондонскими, нью-йоркскими и т.д.). При продаже алмазов учитывается уровень насыщенности рынка алмазами разных категорий, тенденция развития цен на бриллианты и общий потребительский спрос. Каждую третью неделю перед очередным сайтом в ЦСО формируются из имеющейся смеси, полученной от ассоциированных и участвующих по договорам производителей, посылки (боксы) с ассортиментом, учитывающим запросы. На четвертой неделе Отдел продаж сообщает брокерам результаты распределения алмазов, а те, в свою очередь, ставят в известность держателей сайтов. Перед самой выставкой-продажей проводится контрольная проверка каждого бокса, и брокеры знакомят с их содержанием клиентов. Клиенты имеют возможность детально просмотреть результаты предлагаемой сортности, сертификации и оценки, просматривая содержимое боксов в специально оборудованных кабинетах. Во время каждого смотра происходит обмен мнениями между клиентами, брокерами и работниками Де Бирс о положении на рынке.

Формально клиенты могут отказаться от предложенной им партии алмазов или оспорить ее цену. Однако практически на такое действие ни один из них не пойдет, ибо это грозит исключением его из числа участников выставок-продаж. Обсуждать цены допускается только ювелирных алмазов, масса которых превышает 10, 8 карата.

После согласования цены бокса Отдел продаж ЦСО выставляет на имя сайтодержателя кредитный счет. Сама посылка вручается ему после оплаты счета.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал