Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировые центры алмазо-бриллиантового бизнеса
В мире сложилось несколько центров, в которых производится продажа ювелирных алмазов странами-производителями, не являющимися ассоциированными членами Алмазного Синдиката «Де Бирс» и сайтхолдерами, выполнившими свои обязательства перед ЦСО. В этих центрах производится основной объем мировых продаж ограненных камней-бриллиантов. Производителями алмазов, не связанными обязательствами с ЦСО, являются большинство стран Западной и Центральной Африки, Южной Америки, Китая, Индии и Индонезии. В сумме эти страны реализуют до 23-25 млн карат в год, дающих до 1690 млн долларов от продаж. Страны Западной и Центральной Африки поставляют алмазы в основном в Антверпенский центр, Юго-Западной Африки – в Лондонский, Южной Америки – в Нью-Йоркский. Наряду с центрами, где значительный вес в алмазо-бриллиантовом бизнесе имеют независимые производители алмазной продукции, существуют центры, специализирующиеся на перепродажах неограненных камней и продажах изготовленных из них бриллиантов и ювелирных изделий из бриллиантов. Такие центры имеют место в Нью-Йорке, Тель-Авиве, Бомбее. Самым крупным алмазным центром является Антверпенский. Он существует более пятисот лет. Это единственный центр сбыта, в котором действуют четыре алмазных биржи: «Антверпенский алмазный клуб», «Алмазная биржа», «Ассоциация свободной торговли алмазами», «Даймонд ринг». В Антверпене сосредоточено до 500 торговцев алмазами, обработчиков и оптовиков. Правительство Бельгии не взимает пошлин по экспорту и импорту алмазной продукции, что привлекает сюда торговцев алмазами из Индии, Африки, Восточной Европы, а также дельцов теневого бизнеса. Годовая стоимость только официального экспорта алмазов Антверпенского центра равна 3, 4 млрд долларов. Спецификой рыночных операций здесь является принцип доверия, основывающийся на устных соглашениях. Лица, нарушающие его, исключаются из клубов. Соответственно и банки Антверпена, занимающиеся кредитованием операций в алмазном бизнесе, основываются на неформальных отношениях со своими клиентами. Их сотрудники владеют точной информацией о делах фирм, имеющих у них счета, и соответственно этому ссужают кредиты не под залоги, а пропорционально уровню и состоянию их деятельности. Роль ведущего мирового центра по сбыту алмазов Антверпену помогает сохранять наличие большого количества мелких мастерских и заводов по их обработке и огранке. Они, как правило, расположены в пригородах, что упрощает и ускоряет операции между поставщиками сырых алмазов, огранщиками, продавцами и кредитными банками. В кризисные годы, когда спрос на алмазы падает, к услугам Антверпенских бирж прибегает даже КДМ, сбывая с их помощью часть своей продукции. Тель-Авив приобрел славу мирового гранильного центра. Несмотря на относительную молодость созданной здесь в предвоенные и послевоенные годы алмазо-брилиантовой структуры, к середине 80-х годов Израиль сосредоточил свыше половины гранильного и шлифовального производства, принося экономике свыше 300 млн долларов иностранной валюты в год. Столь поразительных результатов удалось достичь благодаря помощи ЦСО, Израильского правительства и местных банков. Эрнст Оппенгеймер дал разрешение на выделение небольших партий алмазов класса «меле», а израильские банки, хорошо осведомленные об отсутствии надлежащих средств у предпринимателей алмазного бизнеса, нашли способ их кредитования под «сохранные расписки». Израильское правительство помогало алмазному бизнесу путем низких ставок кредитования. Используя эти преимущества, израильские ювелиры не только увеличили заявки в ЦСО, но организовали массовую скупку алмазов в Антверпене. К 1976 году импорт ювелирных камней в Израиль достиг 8, 6 млн карат, что составляло 82% всей добычи ювелирных алмазов, а в 1977 году – 11, 2 млн карат, свидетельствовавших о потоке алмазной продукции в Израиль из запасников ЦСО. Сложившаяся ситуация подтверждала серьезные намерения Тель-Авива перехватить у ДТК контроль над алмазным рынком. Ответные действия Алмазного Синдиката были жесткими – были сокращены квоты на выставках-продажах и надбавки к ценам для сайтхолдеров, изменены условия предоставления банковских кредитов алмазникам путем повышения учетных банковских ставок до 9%. Таким образом в 80-е годы алмазный центр Тель-Авива вынужден был вернуться к политике упрочнения роли мирового гранильного центра. На этом пути приоритеты израильские алмазники отдают двум направлениям – совершенствованию автоматизации огранки алмазов и освоению техники огранки крупных и средних классов камней. Бомбейский центр – это центр обработки мелких алмазов. Заявив о себе в послевоенные годы, индийский алмазо-бриллиантовый бизнес достиг значительных успехов уже в 70-е годы. Он превратился в крупнейшего импортера алмазов для их промышленной обработки. Три базовых фактора способствовали успеху. Индийское гранильное производство специализируется на обработке алмазов, которые всегда классифицировались как технические в связи с мелкой размерностью или качественными изъянами. Ведущие специалисты утверждают, что из камня весом в один карат они способны изготовить до 50 и даже до 100 бриллиантов. Мастерство такого класса не имеет конкуренции за пределами Индии. Другим фактором, способствующим становлению и расширению алмазного бизнеса, является низкая стоимость рабочей силы. Т.Грин приводит данные о том, что огранщик в индийской деревне получает за свою работу 50 долларов в месяц, в то время как в Израиле – 750, а в США – 1000. Мастерские по огранке рассредоточены по городам и деревням Индии в большом количестве. По своему типу они представляют собой семейную надомную промышленность. Количество таких мастерских исчисляется десятками тысяч. Работы производятся вручную. Социальных и административных расходов на поддержание деятельности мастерских практически не предусматривается, и это еще один фактор выгодности ведения алмазного бизнеса в Индии. Здесь каждый предприниматель сочетает в себе роль импортера, производственника и экспортера. Бомбейский центр не имеет биржи, что объясняется недостатком средств, с одной стороны, и рассредоточенностью гранильного производства на множество мелких мастерских – с другой. Импортно-экспортные операции сконцентрированы в руках 56 сайтхолдеров, имеющих официальный доступ на выставки-продажи ЦСО. Их роль в алмазо-бриллиантовом бизнесе Индии и на мировом рынке наглядно была продемонстрирована в конце 80-х годов, когда Индия приобрела в 1978 году необработанных алмазов объемом 19, 3 млн карат, при мировой добыче ювелирных алмазов 10, 0 млн карат. Попытка администрации ЦСО воспрепятствовать расширению импорта алмазов в Индию путем повышения цен вызвала организованный отпор всех 56 сайтхолдеров, отказавшихся от закупов в ЦСО. Синдикат «Де Бирс» был вынужден пойти на компромисс – в 1979 году была образована смешанная компания «Хиндустан даймонд компани», в которой 50% акций отдано Индийскому правительству, 20% – местным инвесторам и 30% – «консультанту» – ДТК-Банку Бермудских островов. Нью-Йоркский центр включает множество алмазных фирм, занимающихся закупкой и продажей необработанных и ограненных алмазов, представителей крупных сайтхолдеров ДТК и представителей гранильных мастерских. Он является одновременно алмазной торговой биржей и центром по обработке алмазов. Его привлекательность объясняется тем, что примыкающее к нему пространство до Гавайев представляет рынок без таможен. Здесь с 1981 года отменены, за исключением России, пошлины на импорт алмазов. Центральное место в алмазном бизнесе занимает «Даймонд дилерз клаб», члены которого занимаются мелкими операциями. Настоящую славу Нью-Йорку принесли независимые крупные фирмы, занимающиеся розничной торговлей дорогих алмазов для избранных клиентов (короли, миллионеры). Такова фирма Уинстона, играющая на рынке исключительно важную роль. АК «Алроса». Сортирует и реализует алмазы по принятым в мире прейскурантам. Алмазы поступают в Центр сортировки в г. Мирный. Здесь производят их предварительную сортировку и оценку и делят на две части: одна (меньшая) для сбыта Комдрагмету Республики Саха, другая (большая) для реализации самой компанией. Дальнейшая обработка алмазов, поступивших в Комдрагмет, осуществляется в г. Якутске на Предприятии по торговле алмазами (ЯПТА). Сортировка и оценка основной части алмазов и продажа их российским потребителям и на внешнем рынке осуществляются в Москве в Единой Сбытовой Организации (ЕСО). На внешнем рынке операции осуществляются главным образом через ТНК «Де Бирс» (кроме алмазов самой компании и Саха). Реализация и обработка технических алмазов осуществляется коммерческим предприятием Коммерал в г. Мирном, которое подчинено ЕСО. Характерным для структуры отечественного алмазного рынка является Единый Комплекс по добыче, сортировке, переработке и гранению алмазного сырья и изготовлению ювелирных изделий. Основой подобной структуры являются государственные гранильные предприятия со всем циклом вспомогательных производств, объединенных в структуре «Кристалл». До начала перестройки (до 1990 года) гранильная промышленность СССР развивалась по пути создания крупного индустриального производства. В 1963 году вступил в строй крупный государственный завод «Кристалл» в г. Смоленске. В последующие годы такого типа заводы начали функционировать в городах: Москве, Барнауле, Киеве, Виннице, Гомеле, Ереване, Ленинграде, Кусе, Чите и в других городах. Суммарная мощность их по бриллиантам равнялась около 400 млн долларов в год. После распада СССР в отрасль стал активно проникать негосударственный капитал, появились заводы с участием иностранных инвесторов и специалистов из Израиля и Бельгии. Совместными гранильными предприятиями с участием фирм этих государств являются: «Руиз Даймондс Лтд», «Интертрейд, Кристаллдиам», «Россалмаз», «Алфиндиам», «Аскор», «Алтаир» и др. Эти заводы представляют собой предприятия средней и небольшой мощности, работающие на более широкой, чем в государственных предприятиях, гамме классов ювелирных алмазов. Количество таких предприятий равнялось в 1995 году 80, против 11 в 1985-м; в 1996 году их количество достигло 167. Однако из них практически работало не более 60, причем производили они продукцию на сумму 650-680 млн долларов в 1995 году. На государственных предприятиях подверглось огранке в 1992 году алмазов объемом на 350-490 тыс. карат, а в 1994-м 500 тыс. карат. К 1995 году переработка продукции только в России выросла на 50%. Производство бриллиантов в России (1995 году) выглядит таким образом: Смоленский «Кристалл» – 170-180 млн долларов, «Руиз Даймондс» – 100-120 млн долларов, «Интертрейд» – 70-80 млн долларов, Московский «Кристалл» – 50-60 млн долларов, Барнаульский «Кристалл» – 30-40 млн долларов и т.д. Экспорт бриллиантов из России составил в 1994 году: в Бельгию - 40% от стоимости, США и Канаду – 6%, Японию и Гонконг – 4%, оффшорную зону – 45%. На внутренний рынок продажа алмазов гранильным предприятиям осуществляется компанией «Алмазы России-Саха» (1993 год – 195, 1994 год – 340, 1995 год – 400, 1996 год – 520, 1997 год – 563, 3, 1998 год – 634, 9 млн долларов) и Роскомдрагметом (1994 г. – 800 млн долларов); при этом объемы продаж учитывают реальные возможности российских ограночных предприятий, среди которых постоянными потребителями являются 17 гранильных заводов Якутии: Амгинский, Бердигестяхский, Борогонский, Верхневилюйский, Вилюйский, Майинский, Намский, Нюрбинский, Сангарский, Сунтарский, Таттинский, Хандыгский, Чурапчинский и три в Якутске. Эти заводы работают недостаточно рентабельно по многим причинам: медленная адаптация к рынку, отсутствие льгот, подобных для иностранного капитала и т.д. В ювелирной промышленности России насчитывается более 90 предприятий по изготовлению ювелирных украшений и среди них 50, выпускающих изделия с бриллиантами. В отрасли имеется 13 крупных предприятий смешанной и частной собственности, в которых занято от 500 до 4000 человек. Доля крупных предприятий по производству украшений составляет 40% (1997 год). Мелкие и средние предприятия с российским капиталом (число рабочих 10-50 чел.) дают остальной объем ювелирных украшений. Среди крупных предприятий числятся Московский ювелирный завод, АО «Русские самоцветы».
|