Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принятие решений по критерию Лапласа (критерию Бернулли-Лапласа)
Этот критерий опирается на «принцип недостаточного основания» Лапласа, согласно которому все состояния «природы» Sij j= 1, n полагаются равновероятными. В соответствии с этим принципом каждому состоянию Sj ставится в соответствие вероятность qi, определяемая по формуле .
При этом, исходной может рассматриваться задача принятия решения в условиях риска, когда выбирается действие Ri, дающее наибольший ожидаемый выигрыш. Для принятия решения для каждого действия Ri вычисляют среднее арифметическое значение выигрыша: Среди Mj(R) ) выбирают максимальное значение, которое будет соответствовать оптимальной стратегии Ri .
Если в исходной задаче матрица возможных результатов представлена матрицей рисков |rji|, то критерий Лапласа принимает вид Если элементы матрицы возможных результатов представляют собой расходы, то критерий Лапласа – Бернулли имеет следующий вид . Из анализа критерия Лапласа – Бернулли следует, что по существу он представляет собой частный случай критерия максимума математического ожидания, использовавшегося в задаче на приятие решения в условиях риска.
Пример 3.1. Одно из транспортных предприятий должно определить уровень своих провозных возможностей так, чтобы удовлетворить спрос клиентов на транспортные услуги на планируемый период. Спрос на транспортные услуги не известен, но ожидается (прогнозируется), что он может принять одно из четырех значений: 10, 15, 20 или 25 тыс. т. Для каждого уровня спроса существует наилучший уровень провозных возможностей транспортного предприятия (с точки зрения возможных затрат). Отклонения от этих уровней приводят к дополнительным затратам либо из-за превышения провозных возможностей над спросом (из-за простоя подвижного состава), либо из-за неполного удовлетворения спроса на транспортные услуги. В таблице 1, приведены возможные прогнозируемые затраты на развитие провозных возможностей. Таблица 1 – Прогнозируемые затраты на осуществление перевозок
Необходимо выбрать оптимальную стратегию организации перевозок. Решение. Согласно условию задачи имеются четыре варианта спроса на транспортные услуги, что равнозначно наличию четырех состояний «природы»: S1, S2, S3, S4. Известны также четыре стратегии развития провозных возможностей транспортного предприятия: R1, R2, R3, R4. Затраты на развитие возможностей при каждой паре Sj и Ri заданы следующей матрицей:
Принцип Лапласа предполагает, что Sl, S2, S3, S4 равновероятны. Следовательно, Р{S=Sj} = . Ожидаемые затраты при стратегиях R1, R2, R3, R4 соответственносоставляют: W{R1}= 0, 25 (6 + 12 + 20 + 24) = 15, 5; W{R2} = 0, 25 (9 + 7 + 9 + 28) = 13, 25; W{Rз} = 0, 25 (23 + 18 + 15 + 19) = 18, 7; W{R4} = 0, 25 (27 + 24 + 21 + 15) = 21, 75.
Таким образом, наилучшей стратегией развития возможностей транспортного предприятия в соответствии с критерием Лапласа будет R2 (где минимум затрат).
|