Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дипломатические иммунитеты и привилегии, ранги и классы глав дипломатических представительств.
Дипломатические привилегии и иммунитеты Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания. Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников. Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами. 1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба. 2) Помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. 3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания. 4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен-ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер adhoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также командиру экипажа гражданского самолета. 5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания. Сотрудники представительства пользуются следующими приви-легиями и иммунитетами. 1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипло-мат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме. 2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства. 3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. 4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме: вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства; исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства; исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес-кой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.
34. Консульское учреждение: понятие, цели, классы консулов Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций. В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения. Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений: генеральные консульства; консульства; вице-консульства; консульские агентства. Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги: генеральный консул (руководит генеральным консульством); консул (руководит консульством); вице-консул (руководит вице-консульством); консульский агент (руководит консульским агентством). В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д. Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания. Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно; Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица. Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям. Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления. В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля, Отказ консулом отдачи показаний недопустим. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска. Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.
35. Устав ООН: история разработки, краткое содержание В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем. К 24 октября 1945 года Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 24 октября Днём Объединённых Наций, который будет посвящен осведомлению народов мира о целях и достижениях Организации Объединённых Наций[2][3] В преамбуле Устава указано, что члены ООН преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. В связи с этим члены ООН берут на себя обязательства проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить свои усилия для поддержания международного мира и безопасности, использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. В то время положения Устава ООН отражали новое мышление. Цели и принципы, провозглашенные в нем, наделены высшей юридической силой. .Устав ООН — международный договор, учреждающий международную организациюООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами (Австралия, Аргентина, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская Советская Социалистическая Республика, Уругвай, Филиппинская Республика, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз) и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав[1]. Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме
В качестве главных органов ООН в ее Уставе названы Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд, Суд по опеке, Секретариат. При необходимости возможно создание вспомогательных органов. Главные органы ООН характеризуются особым правовым статусом, их полномочия и взаимоотношения зафиксированы в Уставе ООН. Центральное место в системе ООН занимают Совет Без-ти и Генеральная Ассамблея. Вспомогательные органы образуются в большинстве случаев по решению Генеральной Ассамблеи, СовБез, Экономического и Социального Совета, кт координируют их деятельность, заслушивают доклады, выносят свои рекомендации. Как правило, органы ООН состоят из государств — членов данной Организации либо из всех членов (Генеральная Ассамблея), либо из установленного числа членов (СовБез, Экономический и Социальный Совет, Комитет по мирному использованию космического пространства т. д.). Каждое входящее в соответствующий орган государство представлено в нем назначаемым данным государством должностным лицом (представителем) или делегацией. ООН имеет свой бюджет, формируемый из ежегодных взносов государств-членов; определенные взносы возложены также на те государства, не являющиеся членами ООН, которые участвуют в деятельности ее органов. Правилами процедуры предусмотрены официальные и рабочие языки. Официальными языками ООН с момента создания Организации признаны пять языков: английский, французский, испанский, русский и китайский. На этих языках издаются основные документы Организации. Что же касается рабочих языков, на которых издаются все материалы Организации (включая стенографические отчеты) и на которые обязательно переводятся речи, произнесенные на любом официальном языке, то ими в течение ряда лет признавались только первые два из перечисленных — в Совете Безопасности, первые три — в Генеральной Ассамблее. На XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1968 г. было принято постановление о включении русского языка в число рабочих языков Ассамблеи; позднее русский язык был включен в число рабочих языков Совета Безопасности. С 1973 г. к категории официальных и рабочих языков Генеральной Ассамблеи отнесен арабский язык. 36. Генеральная Ассамблея ООН: состав, виды сессий, сроки их созыва, юридическая сила решений. Примеры Генеральная Ассамблея. Она состоит из всех членов ООН. Каждое гос-во имеет на ее сессиях делегацию в кол-ве не более 5 представителей и 5 зам представителей; при этом делегация имеет один голос. Компетенци: любые вопросы или дела в пределах Устава. Она может рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания м/ународного мира и безопасности, в т.ч. вопросы разоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политич, экономич, соц-ой, культурной областях, вопросы содействия осуществлению прав человека и основных свобод, вопросы прогрессивного развития и кодификации международного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам. Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые относящиеся к поддержанию м/ународного мира и безопасности вопросы, поставленные перед ней каким-либо государством или СовБезом, и делать соответствующие рекомендации. Любой такой вопрос, по кт необходимо предпринять действие, передается Ассамблеей СовБезу до или после обсуждения. Когда СовБез выполняет возложенные на него Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генер Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или ситуации, если об этом не запросит СовБез. Генер Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она избирает непостоянных членов СовБеза, членов Экономического и Социального Совета, образует вспомогательные органы. По рекомендации СовБеза Ассамблея решает вопросы приема и исключения из членов ООН, приостановления осуществления прав и привилегий членов ООН, назначает Генерального секретаря, параллельно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда. Генер Ассамблея имеет сессионный порядок работы. Очередные сессии созываются ежегодно в третий вторник сентября и длятся три месяца. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию СовБеза или большинства членов ООН. Генер Ассамблея имеет свои правила процедуры. Ассамблеи открывает председатель предыдущей сессии или глава соответствующей делегации. Прежде всего избираются председатель текущей сессии, 17 его заместителей, председатели 7 главных комитетов. Ассамблея утверждает повестку дня сессии. Некоторые вопросы рассматриваются непосредственно на пленарных заседаниях, но большинство вопросов передается в главные комитеты Ассамблеи. Существует 7 главных комитетов: 1 (политич вопросы и вопросы безопасности, включая разоружение); Специальный политич комитет (аналогичные вопросы); 2 (экономич и фин вопросы); 3 (соц-ые и гуманитарные вопросы и вопросы культуры); 4 (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий); 5 комитет (административные и бюджетные вопросы); 6 комитет (правовые вопросы). В каждом из комитетов представлены все члены Генер Ассамблеи. На сессии создается Генеральный комитет из председателя Ассамблеи, его заместителей, председателей главных комитетов — всего в составе 25 человек. Он предназначен для координации работы главных комитетов и оказания помощи председателю Ассамблеи в общем руководстве работой сессии. Обсудив переданные им вопросы, главные комитеты представляют соответствующие предложения на утверждение Генер Ассамблеи, ее пленарного заседания. Для осущ-ия своих функций Генер Ассамблея учреждает спец комитеты и комиссии на временной, и на постоянной основе (Консультативный комитет по администр-ым и бюджет вопросам, Комитет по взносам, Спец комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях, Спец комитет по операциям по поддержанию мира — комитет 33-х, Спец комитет для Всемирной конференции по разоружению, Комиссия м/ународного права, Комиссия по праву м/ународной торговли и др.). Решения Генер Ассамблеи по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи (голоса воздержавшихся не учитываются). Такими вопросами явл изменение Устава, рекомендации - в отношении поддержания м/ународного мира и безопасности, выборы непостоянных членов СовБеза, выборы членов Экономического и Социального Совета, членов М/ународного Суда, назначение Генер. секретаря ООН, прием новых членов и исключение из ООН, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, бюджетные вопросы. Решения по др вопросам, включая определение дополнительных категорий вопросов, кт подлежат решению большинства в две трети голосов, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании.
37. Совет безопасности ООН: состав, порядок образования, структура, полномочия, юридическая сила решений. Примеры. СовБез занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства — члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание м/ународного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. В отличие от Генер Ассамблеи, включающей всех членов ООН, СовБез имеет огранич-ый состав. Кол-во его членов фиксируется в Уставе ООН, для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав. Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены. Постоянными членами Совета, согласно Устава, являются 5 государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место СССР в СовБезе занимает РФ (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась). Генер Ассамблея избирает 10 других государств — членов ООН в качестве непостоянных членов СовБеза (до расширения состава было 6 непостоянных членов). Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию 5 государств. При избрании непостоянных членов уделяется должное внимание степени участия членов ООН в поддержании м/ународного мира и без-сти, а также справедливому географич-му распред-ию. В соответствии с резолюцией Генер Ассамблеи ООН 1963 г., предусмотревшей расширение состава Совета, места непостоянных членов распределяются следующим образом: от Африки и Азии — 5 членов, от Восточной Европы — 1, от Латинской Америки — 2, от Западной Европы и других государств — 2. Вместо выбывающих ввиду истечения двухгодичного срока непостоянных членов избираются гос-тва того же географического района. Функции СовБеза обусловлены его ролью в обеспечении м/ународного мира и безопасности. Для обеспечения быстрых и эффективных действий ООН ее члены возлагают на СовБез главную ответственность за поддержание м/ународного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени. СовБез уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, кт может привести к м/ународным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию м/ународного мира и безопасности. СовБез определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления м/ународного мира и безоп-ти. СовБез определяет, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к кт относятся полный или частичный перерыв экономич отношений, ж/д, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или др средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. Действенность резолюций СовБеза о санкциях обусловлена их выполнением гос-ами, в т. ч. с использованием внутригосударственных правовых средств. Начиная, с 1963 г. в рамках ООН принимались предусмотренные Уставом меры в отношении ЮАР в связи с ее политикой апартеида. В течение всех лет применения санкций Правительство СССР, а затем Правительство РФ добросовестно выполняли решения ООН. Происшедшие в ЮАР в 1993—1994 гг. существенные изменения политической системы, постепенный отказ от апартеида обусловили прекращение ограничительных мер в отношении ЮАР. Резолюцией СовБеза 919 от 25 мая 1994 г. санкции были отменены. 12 июля 1994 г. Президент РФ подписал распоряжение, предписывающее всем гос и иным учреждениям, предприятиям, фирмам, банкам, частным лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, исходить в своей деятельности из указанной резолюции СовБеза. Если СовБез сочтет, что перечисленные в ст. 41 меры явл недостаточными для выполнения его решений, то он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления м/ународного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН. В этих целях СовБез наделен правом формирования и применения вооруженных сил ООН для поддержания м/ународного мира и безопасности. Все члены ООН обязаны предоставлять по требованию СовБеза на установленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осуществляться на основании особых соглашений между СовБезом и соответ-ми гос-ми. Соглашения фиксируют численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляемых средств обслуживания. Важное место в деятельности СовБеза в современных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции). Полномочия СовБеза не затрагивают, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор пока СовБез не примет необходимых мер. СовБез явл постоянно действующим органом и организуется т.о., чтобы он мог функционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя. Каждый член СовБеза имеет один голос. Решения СовБеза по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.
38. Экономический и Социальный Совет: состав, структура, полномочия, юридическая сила решений. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Он создан для того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять международное сотрудничество в экономической и социальной областях. ЭКОСОС состоит (с 1973 г.) из 54 государств — членов ООН.' Члены ЭКОСОС избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года, причем ежегодно переизбирается одна треть состава. Основные задачи Экономического и Социального Совета вытекают из положений ст. 55 Устава ООН, согласно которым Организация Объединенных Наций содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения, экономическому и социальному прогрессу, разрешению международных проблем в экономической и социальной областях, а также в сфере здравоохранения, культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех. Исключительно важным полномочием ЭКОСОС в соответствии со ст. 63 Устава является координация деятельности специализированных учреждений ООН. В соответствии с особыми соглашениями со специализированными учреждениями ЭКОСОС опосредует их связь с ООН. Координация деятельности специализированных учреждений осуществляется ЭКОСОС путем проведения консультаций с ними и предоставления им рекомендаций. ЭКОСОС, согласно ст. 62 Устава ООН, уполномочен предпринимать исследования и составлять доклады по международным экономическим и социальным вопросам, а также в области культуры, образования, здравоохранения, уважения прав человека и делать по любому из этих вопросов рекомендации членам ООН, Генеральной Ассамблее и специализированным учреждениям. Совет по опеке. В соответствии с Уставом Совет по опеке осуществлял функции ООН по отношению к территориям, которые охватывались международной системой опеки. Совет сыграл определенную роль в наблюдении за тем, как государства, под опекой которых находились такие территории, содействовали политическому, экономическому и социальному развитию в направлении к самоуправлению и независимости.
39. Международный суд ООН: состав, порядок образования, требования к членам Суда для избрания, юридическая сила решений. Примеры. Международный Суд был создан в качестве главного судебного органа ООН. Его предшественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг. Правовую основу формирования, компетенции и деятельности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда; образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент. Статут включает четыре главы: I — Организация Суда; II — Компетенция Суда; III — Судопроизводство; IV — Консультативные заключения. Все члены ООН явл участниками этого Статута. Предусмотрена возможность участия в Статуте и других государств, не явл членами ООН, на условиях, определяемых Генер Ассамблеей по рекомендации СовБеза. напр, Швейцарии. Если участниками Статута как международно-правового акта явл гос-ва, то членами Суда являются индивиды — судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных качеств, кт удовл-ют требованиям, предъявл-ым для назначения на высшие судебные должности, или явл юристами с признанным авторитетом в области м/ународного права. При этом, состав судей в целом должен обеспечить представ-ство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Суд состоит из 15 членов, в числе кт не может быть двух граждан одного и того же гос-ва. РФ представлена в Суде. Члены Суда избираются Генер Ассамблеей и СовБезом, кт проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — 9 лет, но возможно переизбрание. Он не м.б. отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на трехлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря. Члены Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидерланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в других местах. Суд явл постоянно действующим органом. Он заседает, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей для разбора определенных категорий дел. После избрания 6 февраля 1946 г. первых членов Суд собирался на первое заседание в Гааге 1 апреля того же года. Официальными языками Суда явл французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются решения. По ходатайству стороны ей должно быть предоставлено право пользоваться другим языком, не относящимся к категории официальных. Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоят-сти выполнения их обязанностей. Судопроизводство состоит из двух элементов — письменного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики. Основная функция Суда — разрешение споров между государствами. К ведению Суда относятся все дела, кт передаются ему гос-ами как сторонами в споре, и все вопросы, спец предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. В м/ународных договорах получили распространение спец нормы относительно юрисдикции Международного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных договорных положений. Пример: положение ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации: любой спор м/у государствами-участниками, кт не разрешен путем переговоров или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из сторон в споре на разрешение М/ународного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования. От имени СССР при подписании и ратификации договоров (конвенций) с такого рода нормами традиционно делались оговорки о необязательности соответствующих положений и о том, что для передачи спора М/ународному Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех участвующих в споре сторон. Однако позднее, в феврале 1989 г., СССР признал обязательность юрисдикции М/ународного Суда по некоторым конвенциям, включая Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Применительно к ряду конвенций подобные оговорки сохраняются (напр, оговорка СССР при присоединении в 1986 г. к Венской конвенции о праве м/ународных договоров). При рассмотрении межгосударственных споров к судебному производству принимаются дела, переданные обеими спорящими сторонами. Такого правила придерживаются многие государства — участники Статута Суда, включая РФ (ранее СССР). Вместе с тем применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам, признаваемое гос-ми, сделавшими по этому поводу спец заявления. В таких случаях для рассмотрения спора достаточно обращения одной из спорящих сторон. Суд решает переданные ему споры на основании м/ународного права и применяет: а) международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. При этом сделана оговорка о праве Суда, с согласия сторон, разрешать дела по справедливости и добросовестности. Решение Суда обязательно для участвующих в деле сторон. Каждый член ООН обязуется выполнить решение Суда по тому делу, в кт он является стороной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда СовБез ООН может по просьбе другой стороны сделать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение. Международный Суд рассмотрел несколько десятков межгосударственных споров. Можно назвать такие юридически сложные дела, как жалоба Никарагуа против США относительно минирования портов и иных противоправных действий; спор между ФРГ, Нидерландами и Данией о делимитации участков континентального шельфа Северного моря; спор между Ираном и США относительно нефтяных платформ; дело Португалии против Австралии по поводу Восточного Тимора; ряд интересных споров относительно территориальных разграничений и о рыболовной юрисдикции. Спор Венгрии и Словакии касающийся проекта строительства гидроузла на Дунае. Его рассмотрение началось в 1993 г. и завершилось в 1997 г. Суд признал обе стороны ответственными за нарушение м/ународных обязательств по двустороннему соглашению 1977 г. и призвал провести переговоры с целью достижения целей соглашения. Вторая функция Международного Суда, определенная — принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запрашивать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения. 8 июля 1996 г. Суд вынес два консультативных заключения по родственным темам: 1) относительно законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте.(по запросу Всемирной организации здравоохранения); 2) относительно угрозы или применения ядерного оружия (по запросу Генеральной Ассамблеи ООН). На первый запрос Суд отказался ответить в связи с отсутствием у Всемирной организации здравоохранения компетенции применительно к поставленной проблеме. Консультативное заключение по запросу Генеральной Ассамблеи ООН содержало лишенный категоричности ответ. По мнению всех судей, ни в обычном, ни в конвенционном международном праве нет какого-либо определенного санкционирования угрозы или применения ядерного оружия. Не столь единодушным оказалось суждение о том, что ни в обычном, ни в конвенционном международном праве нет исчерпывающего и универсального запрещения угрозы или использования ядерного оружия как такового. Вместе с тем Суд единогласно признал неправомерными угрозу или применение силы посредством ядерного оружия в противоречие с Уставом ООН.
|