Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дипломатические иммунитеты и привилегии, ранги и классы глав дипломатических представительств.






Дипломатические привилегии и иммунитеты

Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и преимущества, предоставляемые представительствам и их сотрудникам. Иммунитеты — это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами.

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.

3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен-ностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер adhoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также командиру экипажа гражданского самолета.

5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими приви-легиями и иммунитетами.

1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипло-мат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.

2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.

3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес-кой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.

 

34. Консульское учреждение: понятие, цели, классы консулов

Консульское учреждение - постоянный государственный орган внешних сношений, находящийся на территории иностранного государства в силу соответствующего международного соглашения и выполняющий консульские функции по защите интересов своего государства, его граждан и организаций.

В настоящее время консульская практика знает два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения. Общепринятыми в мировой практике являются следующие классы консульских учреждений: генеральные консульства; консульства; вице-консульства;

консульские агентства. Соответственно именуются и главы консульских учреждений. Консульские ранги:

генеральный консул (руководит генеральным консульством);

консул (руководит консульством); вице-консул (руководит вице-консульством); консульский агент (руководит консульским агентством). В соответствии с общим характером деятельности консульства формируется его структура. В составе консульских учреждений всегда есть отделы или, во всяком случае, сотрудники, занимающиеся таким традиционным для консульств делом, как паспортно-визовые операции, вопросы экономических и культурных связей и т. д. Под консульским должностным лицом понимается «лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций» - генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, секретарь консульского учреждения, а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе (стажер). В международно-правовой доктрине чаще употребляется собирательный термин «консул». Консулом может считаться только то лицо, которое должным образом было назначено компетентным органом представляемого государства и признано в этом качестве государством пребывания. Помимо всего прочего, принято различать штатных и нештатных, или почетных, консулов. Институт почетных консулов известен мировой практике давно; Нештатный консул не состоит на государственной службе в качестве должностного лица. Объем консульских иммунитета и привилегий в целом аналогичен дипломатическим, однако здесь есть некоторые моменты, неприменимые к дипломатическим представителям.

Консульские работники могут быть лишены свободы, но только по приговору суда за совершение тяжкого преступления.

В отношении консульского работника государство пребывания вправе возбудить уголовное дело и он обязан являться в компетентные органы. Персонал консульского учреждения может быть вызван в суд в качестве свидетеля, Отказ консулом отдачи показаний недопустим. Предъявление иска консульским работником лишает его права ссылаться на свой иммунитет в случае предъявления ему встречного иска.

Государство может отказаться от иммунитета консульских работников.

 

35. Устав ООН: история разработки, краткое содержание

В 1945 году представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 года. Устав был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

К 24 октября 1945 года Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. В 1947 году Генеральная Ассамблея ООН объявила 24 октября Днём Объединённых Наций, который будет посвящен осведомлению народов мира о целях и достижениях Организации Объединённых Наций[2][3]

В преамбуле Устава указано, что члены ООН преисполнены решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе. В связи с этим члены ООН берут на себя обязательства проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить свои усилия для поддержания международного мира и безопасности, использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

В то время положения Устава ООН отражали новое мышление. Цели и принципы, провозглашенные в нем, наделены высшей юридической силой.

.Устав ООН — международный договор, учреждающий международную организациюООН; подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации пятьюдесятью государствами (Австралия, Аргентина, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Бельгия, Боливия, Бразилия, Великобритания, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Греция, Дания, Доминиканская Республика, Египет, Индия, Ирак, Иран, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Либерия, Ливан, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Никарагуа, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сирия, СССР, США, Турция, Украинская Советская Социалистическая Республика, Уругвай, Филиппинская Республика, Франция, Чехословакия, Чили, Эквадор, Эфиопия, Югославия и Южно-Африканский Союз) и вступил в силу 24 октября 1945 года, после того, как был ратифицирован постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав[1].

Все страны, подписавшие Устав, обязаны соблюдать его статьи; кроме того, их обязательства по Уставу ООН превалируют над всеми другими обязательствами, вытекающими из других международных договоров. Устав был ратифицирован большинством стран мира; единственное исключение среди общепризнанных стран составляет Святой престол, который предпочёл сохранить за собой статус постоянного наблюдателя, в связи с чем не является стороной, которая подписала документ в полном объеме

 

В качестве главных органов ООН в ее Уставе названы Генеральная Ассамблея, Совет Безо­пасности, Экономический и Социальный Совет, Международ­ный Суд, Суд по опеке, Секретариат. При необходимости воз­можно создание вспомогательных органов. Главные орга­ны ООН характеризуются особым правовым статусом, их пол­номочия и взаимоотношения зафиксированы в Уставе ООН. Центральное место в системе ООН занимают Совет Без-ти и Генеральная Ассамблея.

Вспомогательные органы образуются в большинстве слу­чаев по решению Генеральной Ассамблеи, СовБез, Экономического и Социального Совета, кт координи­руют их деятельность, заслушивают доклады, выносят свои рекомендации.

Как правило, органы ООН состоят из государств — членов данной Организации либо из всех членов (Генеральная Ассамб­лея), либо из установленного числа членов (СовБез, Экономический и Социальный Совет, Комитет по мирному использованию космического пространства т. д.).

Каждое входящее в соответствующий орган государство представлено в нем назначаемым данным государством долж­ностным лицом (представителем) или делегацией.

ООН имеет свой бюджет, формируемый из ежегодных взно­сов государств-членов; определенные взносы возложены также на те государства, не являющиеся членами ООН, которые уча­ствуют в деятельности ее органов.

Правилами процедуры предусмотрены официальные и ра­бочие языки. Официальными языками ООН с момента создания Организации признаны пять языков: английский, французский, испанский, русский и китайский. На этих языках издаются ос­новные документы Организации. Что же касается рабочих язы­ков, на которых издаются все материалы Организации (вклю­чая стенографические отчеты) и на которые обязательно пере­водятся речи, произнесенные на любом официальном языке, то ими в течение ряда лет признавались только первые два из перечисленных — в Совете Безопасности, первые три — в Ге­неральной Ассамблее. На XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1968 г. было принято постановление о включении рус­ского языка в число рабочих языков Ассамблеи; позднее рус­ский язык был включен в число рабочих языков Совета Безо­пасности. С 1973 г. к категории официальных и рабочих языков Генеральной Ассамблеи отнесен арабский язык.

36. Генеральная Ассамблея ООН: состав, виды сессий, сроки их созыва, юридическая сила решений. Примеры

Генеральная Ассамблея. Она состоит из всех членов ООН. Каждое гос-во имеет на ее сессиях делегацию в кол-­ве не более 5 представителей и 5 зам предста­вителей; при этом делегация имеет один голос.

Компетенци: любые во­просы или дела в пределах Устава. Она может рассмат­ривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания м/ународного мира и безопасности, в т.ч. вопросы ра­зоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политич, экономич, соц-ой, культурной областях, вопросы со­действия осуществлению прав человека и основных свобод, во­просы прогрессивного развития и кодификации международ­ного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые относящиеся к поддержанию м/ународного мира и безопас­ности вопросы, поставленные перед ней каким-либо государст­вом или СовБезом, и делать соответствующие ре­комендации. Любой такой вопрос, по кт необходимо пред­принять действие, передается Ассамблеей СовБезу до или после обсуждения. Когда СовБез выполняет возложен­ные на него Уставом функции по отношению к какому-либо спору или ситуации, Генер Ассамблея не может делать какие-либо рекомендации, касающиеся данного спора или си­туации, если об этом не запросит СовБез.

Генер Ассамблея рассматривает и утверждает бюджет ООН. Она избирает непостоянных членов СовБеза, членов Экономического и Социального Совета, образует вспомогательные органы. По рекомендации СовБеза Ассамблея решает вопросы приема и исключения из чле­нов ООН, приостановления осуществления прав и привилегий членов ООН, назначает Генерального секретаря, параллельно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда.

Генер Ассамблея имеет сессионный порядок рабо­ты. Очередные сессии созываются ежегодно в третий вторник сентября и длятся три месяца. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию СовБеза или большинства членов ООН.

Генер Ассамблея имеет свои правила процедуры. Ассамблеи открывает председатель предыдущей сессии или глава соответствующей делегации. Прежде всего избираются председатель текущей сессии, 17 его заместителей, председа­тели 7 главных комитетов. Ассамблея утверждает повестку дня сессии. Некоторые вопросы рассматриваются непосредст­венно на пленарных заседаниях, но большинство вопросов пе­редается в главные комитеты Ассамблеи.

Существует 7 главных комитетов: 1 (политич вопросы и вопросы безо­пасности, включая разоружение); Специальный политич комитет (аналогичные вопросы); 2 (экономич и фин вопросы); 3 (соц-ые и гуманитарные вопросы и вопросы культуры); 4 (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий); 5 комитет (административные и бюджетные вопросы); 6 комитет (правовые вопросы). В каждом из комитетов пред­ставлены все члены Генер Ассамблеи.

На сессии создается Генеральный комитет из председате­ля Ассамблеи, его заместителей, председателей главных коми­тетов — всего в составе 25 человек. Он предназначен для коор­динации работы главных комитетов и оказания помощи пред­седателю Ассамблеи в общем руководстве работой сессии. Об­судив переданные им вопросы, главные комитеты представля­ют соответствующие предложения на утверждение Генер Ассамблеи, ее пленарного заседания.

Для осущ-ия своих функций Генер Ас­самблея учреждает спец комитеты и комиссии на временной, и на постоянной основе (Консультативный ко­митет по администр-ым и бюджет вопросам, Комитет по взносам, Спец комитет по вопросу о ходе осуществ­ления Декларации о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам, Комитет по использованию космиче­ского пространства в мирных целях, Спец комитет по операциям по поддержанию мира — комитет 33-х, Спец комитет для Всемирной конференции по разоружению, Комиссия м/ународного права, Комиссия по праву м/уна­родной торговли и др.).

Решения Генер Ассамблеи по важным вопросам при­нимаются большинством в 2/3 присутствующих и участ­вующих в голосовании членов Ассамблеи (голоса воздержав­шихся не учитываются). Такими вопросами явл измене­ние Устава, рекомендации - в отношении поддержания м/у­народного мира и безопасности, выборы непостоянных членов СовБеза, выборы членов Экономического и Соци­ального Совета, членов М/ународного Суда, назначение Ге­нер. секретаря ООН, прием новых членов и исключение из ООН, вопросы, относящиеся к функционированию системы опеки, бюджетные вопросы.

Решения по др вопросам, включая определение допол­нительных категорий вопросов, кт подлежат решению большинства в две трети голосов, принимаются простым боль­шинством присутствующих и участвующих в голосовании.

 

37. Совет безопасности ООН: состав, порядок образования, структура, полномочия, юридическая сила решений. Примеры.

СовБез занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства — члены ООН для обеспе­чения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание м/ународного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безо­пасности действует от их имени.

В отличие от Генер Ассамблеи, включающей всех членов ООН, СовБез имеет огранич-ый состав. Кол-во его членов фиксируется в Уставе ООН, для изменения численного состава Со­вета необходимо внесение поправок в Устав.

Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.

Постоянными членами Совета, согласно Устава, яв­ляются 5 государств: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место СССР в СовБезе занимает РФ (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась).

Генер Ассамблея избирает 10 других государств — членов ООН в качестве непостоянных членов СовБеза (до расширения состава было 6 непостоянных чле­нов). Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию 5 государств. При избра­нии непостоянных членов уделяется должное внимание степе­ни участия членов ООН в поддержании м/ународ­ного мира и без-сти, а также справедливому географи­ч-му распред-ию.

В соответствии с резолюцией Генер Ассамблеи ООН 1963 г., предусмотревшей расширение состава Совета, места непостоянных членов распределяются следующим образом: от Африки и Азии — 5 членов, от Восточной Европы 1, от Латинской Америки — 2, от Западной Европы и других госу­дарств — 2. Вместо выбывающих ввиду истечения двухгодич­ного срока непостоянных членов избираются гос-тва того же географического района.

 

Функции СовБеза обусловлены его ролью в обеспечении м/ународного мира и безопасности.

Для обеспечения быстрых и эффек­тивных действий ООН ее члены возлагают на СовБез главную ответственность за поддержание м/ународного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

СовБез уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, кт может привести к м/у­народным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать под­держанию м/ународного мира и безопасности.

СовБез определяет существование любой уг­розы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления м/ународного мира и безоп-ти.

СовБез определяет, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и может потребовать от членов ООН применения этих мер, к кт относятся полный или частичный перерыв экономич от­ношений, ж/д, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или др средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.

В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Действенность резолюций СовБеза о санкциях обусловлена их выполнением гос-ами, в т. ч. с использованием внутригосударственных правовых средств. Начи­ная, с 1963 г. в рамках ООН принимались предусмотренные Ус­тавом меры в отношении ЮАР в связи с ее политикой апартеида. В течение всех лет примене­ния санкций Правительство СССР, а затем Правительство РФ добросовестно выполняли решения ООН. Происшедшие в ЮАР в 1993—1994 гг. существенные изменения политической систе­мы, постепенный отказ от апартеида обусловили прекращение ограничительных мер в отношении ЮАР. Резолюцией СовБеза 919 от 25 мая 1994 г. санкции были отменены. 12 июля 1994 г. Президент РФ подписал распо­ряжение, предписывающее всем гос и иным уч­реждениям, предприятиям, фирмам, банкам, частным лицам, находящимся под юрисдикцией РФ, исходить в своей деятель­ности из указанной резолюции СовБеза.

Если СовБез сочтет, что перечисленные в ст. 41 меры явл недостаточными для выполнения его ре­шений, то он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восста­новления м/ународного мира и безопасности. Такие дейст­вия могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.

В этих целях СовБез наделен правом форми­рования и применения вооруженных сил ООН для поддержания м/ународного мира и безо­пасности. Все члены ООН обяза­ны предоставлять по требованию СовБеза на уста­новленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осуществляться на основании особых соглашений между СовБезом и соответ-ми гос-ми. Соглашения фиксируют чис­ленность и род войск, их дислокацию, характер предоставляе­мых средств обслуживания.

Важное место в деятельности СовБеза в со­временных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Полномочия СовБеза не затрагивают, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападе­ния, до тех пор пока СовБез не примет необходи­мых мер.

СовБез явл постоянно действующим ор­ганом и организуется т.о., чтобы он мог функциони­ровать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоян­ного представителя.

Каждый член СовБеза имеет один голос. Ре­шения СовБеза по процедурным вопросам счита­ются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не прини­мается. Такое исключительное право постоянных членов Сове­та называется правом вето. Если же один или несколько посто­янных членов воздерживаются либо не участвуют в голосова­нии, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.

 

 

38. Экономический и Социальный Совет: состав, структура, полномочия, юридическая сила решений.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Он соз­дан для того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять международное сотрудничество в экономической и социальной областях.

ЭКОСОС состоит (с 1973 г.) из 54 государств — членов ООН.' Члены ЭКОСОС избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года, причем ежегодно переизбирается одна треть со­става.

Основные задачи Экономического и Социального Совета вытекают из положений ст. 55 Устава ООН, согласно которым Организация Объединенных Наций содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения, экономическому и социальному прогрессу, разрешению международных проблем в экономической и социальной областях, а также в сфере здра­воохранения, культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Исключительно важным полномочием ЭКОСОС в соответ­ствии со ст. 63 Устава является координация деятельности спе­циализированных учреждений ООН. В соответствии с особы­ми соглашениями со специализированными учреждениями ЭКОСОС опосредует их связь с ООН. Координация деятельно­сти специализированных учреждений осуществляется ЭКОСОС путем проведения консультаций с ними и предоставления им рекомендаций.

ЭКОСОС, согласно ст. 62 Устава ООН, уполномочен пред­принимать исследования и составлять доклады по междуна­родным экономическим и социальным вопросам, а также в об­ласти культуры, образования, здравоохранения, уважения прав человека и делать по любому из этих вопросов рекомендации членам ООН, Генеральной Ассамблее и специализированным учреждениям.

Совет по опеке. В соответствии с Уставом Совет по опеке осуществлял функции ООН по отношению к территориям, ко­торые охватывались международной системой опеки. Совет сыграл определенную роль в наблюдении за тем, как государ­ства, под опекой которых находились такие территории, содей­ствовали политическому, экономическому и социальному раз­витию в направлении к самоуправлению и независимости.

 

39. Международный суд ООН: состав, порядок образования, требования к членам Суда для избрания, юридическая сила решений. Примеры.

Международный Суд был создан в качестве главного су­дебного органа ООН. Его пред­шественником считается Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций в 1922—1940 гг.

Правовую основу формирования, компетенции и деятель­ности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Между­народного Суда; образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент.

Статут включает четыре главы: I — Организация Суда; II — Компетенция Суда; III — Судопроизводство; IV — Кон­сультативные заключения.

Все члены ООН явл участниками этого Статута. Предусмотрена возможность участия в Статуте и других госу­дарств, не явл членами ООН, на условиях, определяе­мых Генер Ассамблеей по рекомендации СовБеза. напр, Швейцарии.

Если участниками Статута как международно-правового акта явл гос-ва, то членами Суда являются индиви­ды — судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных ка­честв, кт удовл-ют требованиям, предъявл-ым для назначения на высшие судебные должности, или явл юри­стами с признанным авторитетом в области м/ународного права. При этом, состав судей в целом должен обеспечить представ-ство главней­ших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Суд состоит из 15 членов, в числе кт не может быть двух граждан одного и того же гос-ва. РФ представлена в Суде. Члены Суда избираются Генер Ассамблеей и СовБезом, кт проводят вы­боры одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов. Срок полномочий члена Суда — 9 лет, но воз­можно переизбрание. Он не м.б. отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному мнению других членов Суда, он перестает удовлетворять предъявляемым требованиям. Суд избирает председателя и вицепредседателя на трех­летний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.

Члены Суда при исполне­нии судебных обязанностей пользуются дипломатическими при­вилегиями и иммунитетами.

Место пребывания и деятельности Суда — г. Гаага (Нидер­ланды). По решению Суда возможно проведение его заседаний в других местах.

Суд явл постоянно действующим органом. Он заседа­ет, как правило, в полном составе; для образования судебного присутствия считается достаточным кворум в 9 судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей для разбора определенных категорий дел. После избра­ния 6 февраля 1946 г. первых членов Суд собирался на первое заседание в Гааге 1 апреля того же года.

Официальными языками Суда явл французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется су­допроизводство, формулируются решения. По ходатайству сто­роны ей должно быть предоставлено право пользоваться дру­гим языком, не относящимся к категории официальных.

Стороны выступают в Суде через представителей и могут пользоваться помощью поверенных или адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоят-сти выполнения их обязанностей.

Судопроизводство состоит из двух элементов — письмен­ного и устного. Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать недопуска публики.

Основная функция Суда — разрешение споров между государствами.

К ведению Суда относятся все дела, кт передаются ему гос-ами как сторонами в споре, и все вопросы, спец предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. В м/ународных договорах получили распространение спец нормы от­носительно юрисдикции Международного Суда в связи со спором о толковании и (или) применении определенных договор­ных положений. Пример: положение ст. 22 Международной конвенции о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации: любой спор м/у государствами-уча­стниками, кт не разрешен путем переговоров или преду­смотренных процедур, передается по требованию любой из сто­рон в споре на разрешение М/ународного Суда, если сторо­ны в споре не договорились об ином способе урегулирования.

От имени СССР при подписании и ратификации договоров (конвенций) с такого рода нормами традиционно делались ого­ворки о необязательности соответствующих положений и о том, что для передачи спора М/ународному Суду необходимо в каждом отдельном случае согласие всех участвующих в споре сторон. Однако позднее, в феврале 1989 г., СССР признал обя­зательность юрисдикции М/ународного Суда по некоторым конвенциям, включая Конвенцию о ликвидации всех форм ра­совой дискриминации, Конвенцию о предупреждении преступ­ления геноцида и наказании за него, Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинст­во видов обращения и наказания. Применительно к ряду кон­венций подобные оговорки сохраняются (напр, ого­ворка СССР при присоединении в 1986 г. к Венской конвенции о праве м/ународных договоров).

При рассмотрении межгосударственных споров к судебно­му производству принимаются дела, переданные обеими спо­рящими сторонами. Такого правила придерживаются многие государства — участники Статута Суда, включая РФ (ранее СССР). Вместе с тем применяется правило обязательной юрисдикции Суда по правовым спорам, признаваемое гос-ми, сделавшими по этому по­воду спец заявления. В таких случаях для рассмотре­ния спора достаточно обращения одной из спорящих сторон.

Суд решает переданные ему споры на основании м/ународного права и применяет:

а) международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

г) судебные решения и доктрины наиболее квалифициро­ванных специалистов по публичному праву в качестве вспомо­гательного средства для определения правовых норм.

При этом сделана оговорка о праве Суда, с согласия сто­рон, разрешать дела по справедливости и добросовестности.

Решение Суда обязательно для участвующих в деле сто­рон. Каждый член ООН обязуется выпол­нить решение Суда по тому делу, в кт он является сторо­ной. В случае невыполнения одной из сторон решения Суда СовБез ООН может по просьбе другой стороны сде­лать рекомендации или принять меры для приведения реше­ния в исполнение.

Международный Суд рассмотрел несколько десятков меж­государственных споров. Можно назвать такие юридически сложные дела, как жалоба Никарагуа против США относительно минирования портов и иных про­тивоправных действий; спор между ФРГ, Нидерландами и Да­нией о делимитации участков континентального шельфа Се­верного моря; спор между Ираном и США относительно нефтя­ных платформ; дело Португалии против Австралии по поводу Восточного Тимора; ряд интересных споров относительно тер­риториальных разграничений и о рыболовной юрисдикции. Спор Венгрии и Словакии касающийся проекта строительства гидроузла на Дунае. Его рассмотрение началось в 1993 г. и завершилось в 1997 г. Суд признал обе стороны ответственными за нарушение м/уна­родных обязательств по двустороннему соглашению 1977 г. и призвал провести переговоры с целью достижения целей со­глашения.

Вторая функция Международного Суда, определенная — принятие консультативных заключений по юридическим вопросам. Такие заключения могут запраши­вать Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированные учреждения.

8 июля 1996 г. Суд вынес два консультативных заключения по родственным темам: 1) относительно законности примене­ния государством ядерного оружия в вооруженном конфликте.(по запросу Всемирной организации здравоохранения); 2) отно­сительно угрозы или применения ядерного оружия (по запросу Генеральной Ассамблеи ООН). На первый запрос Суд отказал­ся ответить в связи с отсутствием у Всемирной организации здравоохранения компетенции применительно к поставленной проблеме. Консультативное заключение по запросу Генераль­ной Ассамблеи ООН содержало лишенный категоричности от­вет. По мнению всех судей, ни в обычном, ни в конвенционном международном праве нет какого-либо определенного санкцио­нирования угрозы или применения ядерного оружия. Не столь единодушным оказалось суждение о том, что ни в обычном, ни в конвенционном международном праве нет исчерпывающего и универсального запрещения угрозы или использования ядер­ного оружия как такового. Вместе с тем Суд единогласно при­знал неправомерными угрозу или применение силы посредст­вом ядерного оружия в противоречие с Уставом ООН.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал