Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специализированные учреждения ООН. Характеристика деятельности на примере (МОТ, ИМО, ЮНЕСКО по выбору).
Принято говорить о системе ООН, имея в виду как непосредственно ООН со всеми ее главными органами и подведомственными им комитетами, комиссиями, центрами, программами, так и " примыкающие" к ООН и юридически с ней связанные международные организации. Такие организации создаются на основе межправительственных соглашений и наделяются самостоятельными полномочиями в специальных областях деятельности. О функциональной ориентации можно судить по их наименованиям — Международная организация труда, ООН по вопросам образования, науки и культуры, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация интеллектуальной собственности, М/ународная организация гражданской авиации, М/ународная морская организация и т. д. Организации " поставлены в связь" с ООН посредством соглашений, утверждаемых Генеральной Ассамблеей ООН. Устав квалифицирует такие организации, как специализир-ые учреждения ООН. Их координация с ООН проявляется в консультациях, обмене информацией, в праве участвовать в заседаниях органов друг друга. В компетенции ООН давать рекомендации этим учреждениям, а также в установлении единой для ООН и ее специализированных учреждений унифицированной системы международной гражданской службы. В наст время существуют 17 организаций, имеющих статус спец учреждений ООН. СССР был членом большинства этих учреждений. В мае 1992 г. было принято постановление Верховного Совета РФ о вступлении РФ в МВФ, М/ународ банк реконструкции и развития и М/ународную ассоциацию развития. Каждая организация обладает международной правосубъектностью в пределах полномочий, определенных Уставом или иным учредительным актом. Привилегии и иммунитеты, предусмотренные для ООН, применяются к соответствующей организации. В состав спец учреждений наряду с госуд-ми — членами ООН могут входить и др гос-тва, но порядок их приема является более сложным. В нект случаях допускается ассоциированное членство несамоуправляющихся территорий. Устав (иной учредительный акт) определяет организационную структуру и полномочия органов. Так, в рамках ЮНЕСКО функционируют Генеральная конференция, Исполнительный совет и Секретариат во главе с генеральным директором; в рамках Международной морской организации — Ассамблея, Совет, Комитеты и Секретариат во главе с Генеральным секретарем. Возможно учреждение в отдельных государствах представительств Организации. В 1989 г. между ЮНЕСКО и Правительством СССР было подписано Соглашение о создании и функционировании Бюро ЮНЕСКО в СССР (в наст время — в РФ). Директор Бюро явл представителем ЮНЕСКО в РФ. В государствах-членах могут создаваться так называемые национальные сотрудничающие органы. В качестве примера можно назвать Комиссию по делам ЮНЕСКО, действующую в РФ Следует также отметить создание в 1993 г. Межведомственной комиссии по участию РФ в международных организациях системы ООН, которая наделена функциями координации.
ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества гос-тв и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе ООН, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.Организация была создана 16 ноября 1945 года, и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В наст время в организации насчитывается 195 государств-членов и 8 членов-сотрудников, то есть территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику. 182 государства-члена располагают постоянным представительством при организации в Париже, где также находятся 4 постоянных наблюдателя и 9 наблюдательных миссий межправительственных организаций. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира. Среди вопросов, кт охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных кадров; проблемы социальных наук, геологии, океанографии и биосферы. В центре внимания ЮНЕСКО находятся Африка и гендерное равенство .
41. Заключительный акт СБСЕ 1975г.: общее содержание, общеевропейский процесс, образование ОБСЕ. За двадцать лет существования Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как м/ународно-правовой институт от м/ународной конференции — механизма многосторонних межгос-ных переговоров и консультаций, проводимых в форме регулярных встреч, -эволюционировало к международной организации - Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Как м/ународная конференция СБСЕ проводилось в соответствии с традиционно сложившимися в практике подобных встреч правилами, а также собственными правилами процедуры. Важными элементами этой процедуры стали следующие положения: Совещание проводится " вне военных союзов"; гос-ва участвуют в Совещании " в условиях полного равенства"; решения Совещания прин-тся на основе консенсуса, кт определяется " как отсутствие какого бы то ни было возражения, высказанного к-либо представителем и выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматр-мому вопросу". На Совещании первоначально были представлены 35 государств, в т.ч. 33 европейских, а также США и Канада. В итоге встречи в Хельсинки 30 июля –1 августа 1975 г. главы государств и правительств подписали Заключит акт, включающий преамбулу и пять разделов: " Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе", " Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды", " Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье", " Сотрудничество в гуманитарных и других областях", " Дальнейшие шаги после Совещания". 1 раздел – главный вопрос: " Декларация принципов, кт гос-ва-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях", в кт воспроизведены и конкретизированы принципы Устава ООН; вместе с тем в ранг принципов возведены нормы о нерушимости границ, о территор-ой целостности гос-тв, об уважении прав человека и основных свобод, сформулированы положения, определяющие их содержание. Это характеризует Заключительный акт как источник международного права. Кроме того, в нем зафиксированы новые для м/ународного права нормы о мерах укрепления доверия, к кт отнесены предварительные уведомления о военных учениях и передвижениях войск, о приглашении наблюдателей, об обмене военным персоналом, включая визиты военных делегаций. В др разделах даны рекомендации относительно согласованных действий в различных сферах сотрудничества, в т.ч. юридически значимые положения, регламентирующие контакты между людьми, включая воссоединение семей и браки между гражданами различных гос-тв, порядок распространения и обмена информацией, сотрудничество и обмены в области культуры, образования. Текст заключит акта сгруппирован в несколько разделов: · в м/народно-правовой области: закрепление политич и территориальных итогов Второй мировой войны, изложение принципов взаимоотношений м/у государствами-участниками, в т.ч. принципа нерушимости границ; территор-ная целостность гос-тв; невмешательство во внутренние дела иностр гос-тв; · в военно-политической области: согласование мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях и крупных передвижениях войск, присутствие наблюдателей на военных учениях); мирное урегулирование споров; · в экономической области: согласование основных сфер сотрудничества в области экономики, науки, техники и защиты окружающей среды; · в гуманитарной области: согласование обязательств по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования, право на труд, право на образование и медицинское обслуживание; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, определять свой внутренний и внешний политический статус.
По решению Будапештской встречи с 1 января 1995 г. СБСЕ переименовано в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, повышен уровень и расширены полномочия органов. Однако в документе " Укрепление СБСЕ" дан следующий комментарий: Структура ОБСЕ: Совет министров (ранее — Совет) характеризуется как центральный руководящий орган, ответственный за принятие решений. Он собирается на уровне министров иностран дел и назначает страну, представитель кт в течение года исполняет обязанности действующего предс-ля ОБСЕ. В рамках Совета предусмотрено своеобразное формирование, именуемое Тройкой: оно вкл действующего предс-ля, министра, исполнявшего эту функцию в предшествующем году, и министра, кт станет действующим предс-ем в след году. Руководящий совет заменил существовавший в течение нескольких лет Комитет старших должностных лиц, кт выполнял такие обязанности, как подготовка заседаний Совета, выполнение его решений, координация деятельности вспомогательных органов. В его компетенцию входило также рассмотрение вопросов в случае возникновения критич ситуаций и использование механизма мирного урегулирования, а в случае необходимости — принятие решений о проведении операций СБСЕ по поддержанию мира. Заседание этого Совета на уровне ответственных сотрудников министерств иностранных дел проводятся в Праге как минимум два раза в год. Постоянный совет (ранее - Постоянный комитет) определяется как основной орган для ведения политич консультаций и принятия текущих решений, а также для рассмотрения ЧС. В его состав входят постоянные представители государств-участников. Заседания проводятся в Вене. Секретариат обеспечивает организационно-техническое обслуживание заседаний указанных основных органов, ведает документацией и архивом, публикует документы. Генеральный секретарь, должность которого учреждена в 1992 г., участвует в координации деятельности различных органов, оказывает помощь действующему председателю, принимает участие во встречах Тройки на уровне министров. В рамках ОБСЕ действуют также Бюро по демократическим институтам и правам человека, аппарат Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Парламентская ассамблея.
|