Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И возможно, Господь не попустил А.С.Пушкину написать историю Петра 1, ибо гениально описанная, она по смыслу, была бы не русской…. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Волюнтаризм Петра 1 с его первых лет царствования воспроизводится в большинстве исторических работ о. Петре 1. Но любые психические уклады людей не сразу развиваются.. Не было этих черт у Петра 1 в начале его царствования. Только после поражения под Нарвой в 1702 г. необходимо было резко, в крайнем временном цейтноте, переукладывать и армию, и государственное хозяйство, и все остальные сферы жизни. Напряженность его жизни была колоссальная, как и ответственность. И он сам менялся. (не всеми сторонами в лучшую сторону). Отмечу особенность реформ Петра 1, его конкретную адресную направленность. Ведь в календарной реформе, в первичных документах, говорится о реформе календаря только для Государства Российского, а не российского общества в целом. В указах и последующих документах, нет указаний о переводе церкви на григорианский календарь. Она как жила ранее по юлианскому календарю, так и живет и поныне. И Петр 1 понимал, что в уставных вопросах, вопросах богослужения, с которыми неразрывно связан календарь, государственные изменения безполезны. Скоро будет 314 лет указа Петра 1 от январь 1701 г. о бритье бород и о предписании дворянам носить немецкое платье. Обратите внимание, что в тексте указа написано, что указ не касается духовенства и крестьян. Борода им оставляется. В своей книжке «Апология бороды. Борода в истории христианства» (есть на моем сайте), я привожу мнение историков, что указ коснулся только 3 % населения. Основное население тогда и после было бородатым (кроме госчиновников, армии, флота, …). В дальнейшем эти указы были отменены, при Екатерине 2, и полностью при Александре 2. Моя книжка по апологии бороды, вторая в истории христианства, первая книжка по апологии бороды в христианстве вышла в 11 веке. Синкевич В.А. Борода в истории христианства» СПб 2006-9гг Эту конкретную адресность указов нужно учитывать при анализе смены календаря. Государство и церковь, два мира, духовный и материальный, два календаря.
Дальнейшее поляризация историков по оценке реформ Петра 1, можно свести к двум направления. Первое от Карамзина до Виктора Сиротина, и многих иных историков. Одним из первых историков России, такую оценку дал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 гг.). (Записка Карамзина “О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях” 1811 г https://www.hrono.ru/libris/lib_k/karam_ross.html «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр»
При высокой оценке деятельности Петра 1 указывает на волюнтаризм его личности, не разделяя этапов становления волюнтаризм: “Дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости... Он есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству” “Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ”. Идя по пути просвещения, власть не должна навязывать народу чуждые ему законы и учреждения: “...Законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоятельств», Спорная мысль высказана правительственным историком Н.М.Карамзиным: “для старого народа не надобно новых законов”.
Далее та же мысль проводится у основных почитаемых историков Российских: С.М. Соловьев. В.О. Ключевский и др. историки более мягче подходили к оценке методов правления Петра 1….более взвешенная картина оценок деятельности.
Пример волюнтаристкой оценки Петра 1: Виктор Сиротин «Великая Эвольвента» Но выдающийся государственный деятель, будучи не в состоянии увидеть свои преобразования в их эволюционной протяженности и эвольвентном " коварстве", не мог оценить потенциальную опасность кардинальных, жёстких и даже жестоких изменений внутренней жизни Страны. О чрезмерной резкости решений и волюнтаризме Петра свидетельствует ряд мер административного порядка, проводимых однозначно и безоглядно по западной кальке «Первая десятка " Русского переплета" https://hghltd.yandex.net/yandbtm? url=
Не всегда значимость Петровских преобразований четко осознается: «….Объективно тот же символический смысл разрыва со стариной в сознании поборников ее имела и другая более ранняя реформа Петра — введение нового летосчисления, перенос по указу 20 декабря 1699 г. начала года с 1 сентября на 1 января. Этой реформе придан еще более определенно светский смысл тем, что в календари вводятся новые «эры», новые отправные пункты исчисления лет. На ряду со старыми церковными «эрами» — от сотворения мира, от рождества Христа, от гибели Содома и Гоморры и т. д. даются новые: «от вымышления порохового дела», «от вымышления книг печатания», от «зачатия флота» и т. п. Каждая книга, изданная в Петровскую эпоху, поучает читателя, вводит его в мир новых понятий и представлений, новых отношений к миру вещей, к людям . Десницкий Реформа Петра I и русская литература XVIII векаhttps://feb-web.ru/. Здесь все реформы приравниваются… все в кучу…
Я полагаю, что оценку преобразованиям государя Петра 1 рано производить. Не весь исторический материал освоен, не полностью изучены предпосылки необходимости государственных и социальных реформ. Нужно подождать не делать скороспелых ваводов. Иначе последующая история нас осудит.
А пока нас судят наши православные «единомышленники», 7 лет назад, меня уже из двух сообществ удалили, за поиски причин действий Петра 1. Господь им судья Прости нас грешных Господи.
Храни нас Господь
.
|