Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высшего профессионального образования 2 страница
3.1 Компетенции выпускника, формируемые Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества для решения практических задач в своей профессиональной деятельности. Выпускник по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК): – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); – умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); – готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); – способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4); – умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); – стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); – умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); – использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); – использует основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); – способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11); – владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12); – способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); – владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14); – владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-15); – владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16); б) профессиональными (ПК): общетехническими: – способен использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ПК-1); – владеет культурой профессиональной безопасности, способен идентифицировать опасность и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-2); – готов применять профессиональные знания для минимизации негативных экономических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности (ПК-3); – имеет навыки работы с компьютером как средством управления, готов работать с программными средствами общего назначения (ПК-4); специальными: научно-исследовательская деятельность – способен в составе коллектива исполнителе участвовать в выполнении теоретических и экспериментальных научных исследований по поиску и проверке новых идей совершенствования подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин, их технологического оборудования и создания комплексов на их базе (ПК-5); – способен осуществлять информационный поиск по отдельным агрегатам и системам объектов исследования (ПК-6); – способен в составе коллектива исполнителей участвовать в техническом обеспечении исследований и реализации их результатов (ПК-7); проектно-конструкторская деятельность – способен в составе коллектива исполнителей разрабатывать конструкторскую и техническую документации новых или модернизируемых образцов подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и комплексов на их базе (ПК-8); – способен в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке проектов технических условий, стандартов и технических описаний подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (ПК-9); производственно-технологическая деятельность – способен в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке технологической документации для производства, модернизации, эксплуатации и технического обслуживания подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и их технологического оборудования (ПК-10); – способен в составе коллектива исполнителей участвовать в проведении испытаний подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и их технологического оборудования (ПК-11); – способен участвовать в осуществлении поверки основных средств измерения при производстве и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин (ПК-12); организационно-управленческая деятельность – способен в составе коллектива исполнителей участвовать в организации производства и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и их технологического оборудования (ПК-13); – способен в составе коллектива исполнителей участвовать в организации технического контроля при исследовании, проектировании, производстве и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и их технологического оборудования (ПК-14); – способен участвовать в подготовке исходных данных для составления планов, программ, проектов, смет, заявок, инструкций и другой технической документации (ПК-15); – способен в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке организационных мероприятий и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (ПК-16); – способен в составе коллектива исполнителей участвовать в разработке мероприятий по профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращения аварий и экологических нарушений (ПК-17); – способен организовывать работу малых коллективов исполнителей (ПК-18). 3.2 Структура компетентностной модели выпускника ООП бакалавриата Структура компетентностной модели выпускника представлена в таблице 3.1 Компетенции, входящие в группу «Социально-личностные» преимущественно формируются дисциплинами, входящими в «Гуманитарный, социальный и экономический цикл», и раздел «Физическая культура». Группа компетенций «Общенаучные» формируется дисциплинами, входящими в циклы: «Математический, естественнонаучный» и «Профессиональный», а также практиками. Компетенции, входящие в группы «Организационно-управленческие», «Научно-исследовательские», «Производственно-технологические», «Проектно-конструкторские» формируются дисциплинами всех циклов и разделов ООП. Матрица соответствия составных частей ООП и компетенций, формируемых в результате освоения ООП по направлению подготовки «Наземные транспортно- технологические комплексы», профилю «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины», представлена в приложении 7. 3.3 Паспорт, программа и технология формирования компетенций В ООП предусмотрено, что формирование конкретной компетенции происходит в результате изучения студентами ряда дисциплин одного или нескольких циклов и прохождения учебной и производственной практик. При этом отдельные компетенции могут быть освоены на различном уровне (начальный, специальный, профессиональный) в зависимости от вида профессиональной деятельности. Основные признаки (дескрипторы) уровня освоения компетенции приведены в таблице 3.2. Отдельные дисциплины ООП предназначены для формирования одной или нескольких компетенций на одном из предусмотренных уровней (приложение 7). Переход от компетенций выпускника к содержанию образовательной программы осуществляется на основе декомпозиции компетенции на знания, умения и навыки по блокам базовых и вариативных дисциплин. Структура компетенции и технология ее формирования приведены в таблице 3.3. Паспорта общекультурных и профессиональных компетенций по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины», представлены в приложении 2 и приложении 3, соответственно.
Таблица 3.1 – Структура компетентностной модели выпускника по направлению подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы»
Таблица 3.2 – Дескрипторы уровней освоения компетенций студентами
Таблица 3.3 – Структура, технологии формирования и оценки освоения компетенции
4 Документы, регламентирующие содержание и организацию В соответствии с Типовым положением о вузе (п. 39) и ФГОС ВПО по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» (квалификация – бакалавр) содержание и организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком; учебным планом бакалавра с учетом его профилей; рабочими программами учебных дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий. 4.1 Календарный учебный график Календарный учебный график по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»), в котором указывается последовательность реализации ООП ВПО, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы, представлен в приложении 5. График соответствует требованиям ФГОС о длительности освоения ООП (4 года) и длительности каникулярного времени не менее 7 недель, в том числе в зимний период не менее 2 недель.
4.2 Учебный план образовательной программы подготовки бакалавра Учебный планпо направлению«Наземные транспортно-технологические комплексы», («Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование»), отображающий логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП, обеспечивающий формирование компетенций бакалавра, представлен в приложении 6. При составлении учебного плана реализованы общие требования к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированные в ФГОС ВПО (раздел 7) по направлению подготовки. В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (модулей, дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций бакалавра. Указана общая трудоемкость дисциплин и практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовые части учебных циклов, введены обязательные дисциплины, приведенные в ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов университетом сформирован перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций соответствующей примерной ООП ВПО. Учебный план «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование») содержит дисциплины по выбору студентов, объём которых составляет более одной трети суммарной трудоемкости дисциплин, входящих в вариативные части трех учебных циклов ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору студентов установлен Ученым советом ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК». Для каждой дисциплины, модуля, практики указаны виды учебной работы и формы промежуточной аттестации. С целью формирования и развития у студентов профессиональных навыков для реализации компетентностного подхода в учебном процессе предусмотрено применение активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. В рамках учебного процесса предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных предприятий (компаний), мастер-классы специалистов. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование») максимальный объём учебных занятий студентов не превышает 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, установленных ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами. Объём факультативных дисциплин составляет 9 зачетных единиц за весь срок обучения. Максимальный объём аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе составляет не менее 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не превышает 40 % аудиторных занятий. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. №71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)». 4.3 Рабочие программы (в форме аннотаций) учебных дисциплин (модулей) Рабочие программы (в форме аннотаций) всех учебных дисциплин базовой и вариативной частей учебного плана, реализуемых в рамках направления «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»), приведены в приложении 9. В учебной программе каждой дисциплины приведены дидактические единицы, сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. 4.4Программы учебной и производственной практик В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», профиль «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебной деятельности, направленной на профессионально-практическую подготовку бакалавра. Студенты ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» направления подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины»)проходят учебную и производственную практики, направленные на практическую апробацию и углубление знаний, полученных в процессе теоретической подготовки, вырабатывают практические навыки. Практики способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций студентов. Общее методическое руководство практиками студентов осуществляют кафедры института. Руководитель практики от Института транспорта ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» выделяется в зависимости от вида и базы практики, индивидуального задания. В соответствии с учебным планом подготовки бакалавра по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование») очной формы обучения учебная практика проводится на 1 курсе во 2-ом семестре, преимущественно в первой половине июля. Продолжительность практики – 2 недели, что соответствует учебной нагрузке в 3 зачетные единицы (з.е.). Производственные практики проводятся на 2 и 3 курсах очной формы обучения соответственно в 4 и 6 семестрах, преимущественно в июле. Продолжительность практики в 4 семестре – 2 недели (3 з.е.), в 6 семестре – 4 недели (6 з.е.).
Основные цели учебной практики: • расширение представления студентов об избранном направлении подготовки; • формирование знаний о типаже и области применения подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и оборудования; • формирование представлений о связях между дисциплинами учебной программы; • проведение исследований в соответствии с индивидуальным заданием. Задачи учебной практики: • провести обзор и анализ типажного ряда наземных транспортно-технологических машин и комплексов, а также рабочих органов; • развить навыки по сбору и обработки информации по направлению исследования; • изучить взаимосвязь между профессиональными компетенциями и изучаемыми дисциплинами; • приобрести навык изложения и оформления отчета по проведенному исследованию (отчета о практике). Основные цели 1-ой производственной практики: • углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин, входящих профессиональный цикл ООП; • ознакомление со структурой производственного предприятия; • ознакомление со структурой конструкторского бюро; • расширение знаний о проектировании машин; • приобретение начального опыта проектно-конструкторской деятельности, способствующего формированию профессиональных компетенций бакалавра. Задачи 1-ой производственной практики: • изучить структуру и управление конструкторского бюро, научно-исследова- тельского подразделения, специализирующегося на создании наземных транспортно-технологических машин и комплексов; • изучить организацию процесса проектирования наземных транспортно-технологических машин и средств комплексной механизации; • познакомиться с информационными и программными средствами, которые применяются при проектировании и исследовании механизмов, машин и рабочего оборудования; • разработать конструкторскую документацию для изготовления детали, сборочной единицы; • уметь использовать, научно-техническую литературу, нормативную документацию, положения Единой системы конструкторской документации при решении задач, возникающих при создании техники. Основные цели 2-ой производственной практики: • углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин, входящих профессиональный цикл ООП; • ознакомление со структурой производственного предприятия и научно-иссле- довательского центра (отдела испытания машин); • расширение знаний о технологических процессах производства и организации испытаний транспортно-технологических машин; • приобретение начального опыта производственно-технологической деятельности, способствующего формированию профессиональных компетенций бакалавра. Задачи 2-ой производственной практики: • изучить структуру и управление производственным предприятием, а также деятельность основных служб, цехов и отделов предприятия, выпускающего наземные транспортно-технологические машины и комплексы; • изучить организацию технологического процесса производства наземных транспортно-технологических машин, средств комплексной механизации; • познакомиться с оборудованием заготовительных, механических, сборочных цехов, а также с подъемно-транспортным и складским оборудованием; • изучить особенности охраны труда, техники безопасности при производстве, испытании и эксплуатации машин; • разработать программу и выбрать оборудование для проведения испытания изделия, уметь использовать технологическую документацию; • разработать технологическую документацию для изготовления детали, сборки изделия; • развить навыки разработки технологической документации, проектирования несложной оснастки; • уметь использовать технологическую документацию, научно-техническую литературу, нормативную документацию, положения Единой системы технологической подготовки производства при решении технологических задач. Детализация решений приведенных задач осуществляется в процессе прохождения учебной и производственной практик и определяется индивидуальным заданием, составленным в соответствии с конкретной базой практики. В соответствии с ФГОС практики могут проводиться в сторонних организациях или в лабораториях, на кафедрах и предприятиях университета, осуществляющих деятельность, соответствующую направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» и обладающих необходимым кадровым и научно- техническим потенциалом. Разделом практики может являться научно-исследо- вательская работа студента. Каждый студент обязан эффективно использовать отведенное для практики время, качественно выполнять все задания производственные и предусмотренные программой практики. Аттестация по итогам практики проводится на основе оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия или кафедры. По результатам публичной защиты принимается решение об аттестации и выставляется дифференцированная оценка. Разделом практики может являться научно-исследовательская работа студента. При разработке программы научно-исследовательской работы университет предоставляет студентам следующие возможности: изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области исследования, проектирования и эксплуатации наземных транспортно-технологических машин и комплексов; участвовать в проведении исследований или выполнении технических разработок; принимать участие в испытаниях опытных образцов (партий) создаваемых изделий; выступать с докладами на научно-технических конференциях и осуществлять публикации в научных журналах и сборниках трудов. Программы практик (в форме аннотаций) представлены в приложении 12. 5 Фактическое ресурсное обеспечение ООП
Ресурсное обеспечение ООП формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата, определяемых ФГОС ВПО по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы» (профиль «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины») с учетом рекомендаций ПрООП. 5.1 Кадровое обеспечение
Высокое качество подготовки бакалавров по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины и оборудование» обеспечивается, прежде всего, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» и в частности Институту транспорта. Профессорско-преподавательский состав и сотрудники университета составляют около 2000 человек. В университете работают 2 лауреата Государственной премии, 3 лауреата премии Правительства Российской Федерации, 11 заслуженных работников высшей школы Российской Федерации, более 30 почетных работников высшего профессионального образования, десятки членов различных российских общественно-профессиональных академий. Общая численность преподавателей, привлекаемых к реализации ООП от 43 до 45 человек. Доля преподавателей имеющих ученую степень и/или ученое звание превышает 70 %, ученую степень доктора наук и/или ученое звание профессора – 12 %. Более 60 % преподавателей (приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, имеют базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. К образовательному процессу привлечены не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. При необходимости до 10 % общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание допускается заменить преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
|