Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высшего профессионального образования 4 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Материальная помощь студентам оказывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ, приказами Федерального агентства по образованию и законом РФ о материальном обеспечении студентов-сирот. В университете существует система социальной защиты студенческой молодежи. По результатам экзаменационной сессии студент «Госуниверситет-УНПК» имеет право получать государственную академическую стипендию при условии обучения на «хорошо» и «отлично» или стипендию с 25 % надбавкой – при обучении на «отлично» и «хорошо», – с 50 % надбавкой при обучения на «отлично». Студентам, нуждающимся в социальной защите (сироты, инвалиды, студенты, проживающие в «чернобыльской» зоне, малообеспеченные), выплачивается социальная стипендия. За особые достижения в науке студент на конкурсной основе имеет право на получение именной стипендии: Ученого совета ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»; Главы Администрации (Губернатора) Орловской области; Президента и Правительства РФ. Материальная помощь студентам в связи с длительной болезнью, операциями, медицинским обследованием, в связи вступлением в брак, рождением ребенка, смерти близких родственников и в других случаях оказывается за счет стипендиального фонда и средств профкома. Осуществляется материальное поощрение студентов за успехи в научной деятельности, за призовые места в международных и всероссийских смотрах-конкурсах, олимпиадах по различным дисциплинам, в спортивных соревнованиях. 7 Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества В соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», профилю «Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины» и Типовым положением о вузе оценка качества освоения основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую государственную аттестацию студентов. 7.1 Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация В соответствии с требованиями ФГОС ВПО для аттестации студентов на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям настоящей ООП в университете созданы и утверждены фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Указанные фонды включают: контрольные вопросы, типовые задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, коллоквиумов, зачетов и экзаменов; тесты и компьютерные тестирующие программы; примерную тематику курсовых работ/проектов, рефератов и т.п., а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень сформированности компетенций студента. Оценка качества освоения профиля подготовки включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по каждой дисциплине разрабатываются университетом и доводятся до сведения студентов в течение первого месяца обучения. Фонды оценочных средств являются полным и адекватным отображением требований ФГОС ВПО по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», соответствуют целям и задачам профиля «Подъёмно-транспортные, строительные и дорожные машины». Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых студентом. При разработке оценочных средств для контроля качества изучения дисциплин, практик учитываются все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности. При проектировании оценочных средств предусмотрена оценка способности обучающихся к творческой деятельности и готовности вести поиск решения новых задач, которые не обеспеченны достаточным объёмом специальных знаний и общепринятыми алгоритмами профессионального поведения. Помимо индивидуальных оценок используются групповые и взаимные оценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, выпускных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей и т.п. Написание курсовых работ (проектов) является обязательной частью реализации образовательной программы. Учебным планом предусмотрено курсовое проектирование по отдельным дисциплинам. Выполнение курсовых работ полностью соответствует требованиям стандарта и учебного плана по соответствующим дисциплинам. Тематика курсовых работ (проектов) отражает основные аспекты содержания изучаемых дисциплин и позволяет студентам трансформировать полученные знания в навыки решения технических и управленческих задач. Студенту, вовлеченному в научно-исследовательскую или проектно-конструкторскую деятельность, предоставляется возможность, по согласованию с руководителем, самостоятельно сформулировать тему курсовой работы (проекта). С позиции актуальности, большинство курсовых работ (проектов) посвящено наиболее значимым проблемам наземных транспортно-технологических машин и комплексов. Практическая направленность курсовых работ (проектов) заключается в решении прикладных технических задач, теоретическая – в разработке математических моделей, исследовании рабочих параметров. Руководителями курсовых работ (проектов) назначаются ведущие преподаватели соответствующих кафедр. Порядок подготовки курсовых работ (проектов) отражен в методических рекомендациях по выполнению курсовых работ (проектов). Требования к оформлению, процедуре защиты и оценки работы (проекта) приведены в рабочей программе соответствующей дисциплины и в методических рекомендациях. Нормативно-методическое обеспечение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов по ООП бакалавриата осуществляется в соответствии с Типовым положением о высшем учебном заведении (² п. 46. Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения. Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся утверждается в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения²). В ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» организация учебного процесса и его контроль осуществляются в рамках бально-рейтинговой системы. Рейтинговая система предполагает разделение процесса изучения каждой дисциплины во времени на содержательные этапы-модули, контроль всех основных видов учебной работы по окончании каждого модуля и широкую гласность результатов контроля. Рейтинговые показатели учитываются при поощрении студентов (назначении специальных стипендий, материальной помощи, распределении путёвок и т.п.), при определении участников предметных олимпиад, распределении студентов на практику, направлении в аспирантуру, они играют важную роль при решении вопросов трудоустройства выпускников университета. Основой рейтинговой системы оценки знаний является модульность рабочих программ дисциплин и самого образовательного процесса. Модульный принцип организации учебного процесса позволяет выстроить чёткую, всестороннюю и разноуровневую систему оценки знаний студентов. Для обеспечения широкой гласности и усиления влияния контрольных мероприятий на эффективность учебного процесса групповые рейтинговые ведомости учёта успеваемости по каждой дисциплине размещаются на сайте университета в разделе «Успеваемость». Студенты, обучающиеся в университете по направлению подготовки «Наземные транспортно-технологические комплексы», при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 12 зачетов, 2 курсовых работ (проектов) и 9 экзаменов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. Матрица соответствия составных частей ООП и оценочных средств приведена в приложении 8. 7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата Итоговая государственная аттестация бакалавра является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме в два этапа. Первым этапом аттестации является Государственный экзамен по направлению 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы». Программа Государственного экзамена по направлению приведена в приложении 10. Вторым этапом– защита выпускной квалификационной работы (проекта). Для оценки качества освоения ООП на этапе аттестации выпускников формируются и утверждаются Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) и Государственная аттестационная комиссия (ГАК). Срок действия этих комиссий – один календарный год. Председатель ГАК утверждается Минобрнауки, а составы ГАК и ГЭК – Ученым советом ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК». Уровень качества ВКР и его оценка Государственной аттестационной комиссией служат основанием для присуждения/ неприсуждения выпускнику квалификации «Бакалавр» по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы». ВКР является самостоятельной работой, демонстрирующей умение студента использовать полученные в университете теоретические знания для системного решения практических задач на различных этапах создания и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин и оборудования. ВКР выполняется на информационных, методических, научно-исследовательских, производственно-технологических и проектно-конструкторских материалах учебной (1-ый год обучения, 2 недели) и производственной (2-й, 3-й годы обучения, 2 и 4 недели, соответственно) практик, а также на основе результатов курсовых работ и проектов, выполненных за весь период обучения. Подготовка и защита ВКР проводится в течение 4 недель на 4-м году обучения (май-июнь). Язык работы – русский. Допускается по желанию студента и согласованию с ректоратом выполнять и представлять выпускную квалификационную работу на иностранном языке. В этом случае в состав ГАК вводится преподаватель-переводчик. В выпускной квалификационной работе выпускник должен: – сформулировать поставленную задачу; – выполнить анализ возможных вариантов решения; – обосновать и выбрать наиболее рациональное решение; – выполнить проектные разработки конструкции (технологии производства или ремонта, технического обслуживания и эксплуатации, или исследование параметров), используя современные методы и средства проектирования (расчета, исследования), обосновать характеристики и параметры разрабатываемого объекта с помощью современных методов исследования и теоретических расчетов с применением современного программного обеспечения, компьютерных средств и машинной графики; – составить проект производства работ с использованием разрабатываемого объекта (машины или технологического оборудования); – разработать мероприятия по обеспечению жизнедеятельности и охраны труда; – получить конкретны результат, представляющий практическую значимость. Основные требования к ВКР: актуальность темы и разработка ее на уровне современных научных знаний, технологических и технических решений в области профессиональной деятельности; обоснованность аналитических исследований и решений; практическая значимость и экономическая эффективность проектных решений; исполнение сроков подготовки работы. В квалификационной работе выпускник должен показать умение использовать современные методы проектирования и исследования, производства и сборки машин, разрабатывать математические модели для описания и прогнозирования различных явлений и процессов с использованием современных технических средств, и планировать мероприятия по безопасной эксплуатации машин. Тематика выпускных квалификационных работ определяется выпускающей кафедрой «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» в соответствии с перечнем дисциплин профессионального блока учебного плана. Выпускающая кафедра определяет список тем ВКР и научных руководителей из числа ППС кафедры. Возможные варианты содержания бакалаврской выпускной квалификационной работы приведены в приложении 11. Студенту предоставляется право выбора научного руководителя и темы ВКР, которые утверждаются приказом ректора ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК». По отдельным разделам работы назначаются консультанты из числа профильных сотрудников других кафедр университета. ВКР в обязательном порядке проходит внутреннюю экспертизу в виде нормоконтроля и техконтроля пояснительной записки и графических материалов, а также внешнюю экспертизу. Внешняя экспертиза проводится рецензентами, в роли которых выступают руководящие инженерно-технические работники отраслевых предприятий и ППС (профессоры и доценты) родственных кафедр других вузов. Защита ВКР происходит в виде публичных слушаний Государственной аттестационной комиссией доклада студента и ответов на задаваемые вопросы. Во время защиты зачитывается внешняя рецензия и характеристика деловых и социальных качеств выпускника. По результатам защит ВКР производится аттестация студентов. В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК» составляются отчеты ГЭК и ГАК. В отчетах анализируются результаты качества подготовки, которые оценивается следующими критериями: общая характеристика уровня подготовки; количество ВКР по заявкам предприятий; количество работ (проектов) научно-исследовательского, инновационного, учебно-методического характера; количество работ внедренных и рекомендованных к опубликованию и внедрению; количество студентов, рекомендованных к поступлению в магистратуру; средний балл; уровень знаний и др. В отчетах ГЭК и ГАК так же указываются недостатки, выявленные в ходе аттестации выпускников, отмечаются основные пути их устранения в виде выводов и рекомендаций. 8 Другие нормативно-методические документы и материалы, Качество подготовки по направлению 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы». регламентируется и обеспечивается следующими нормативно-методическими документами и материалами системы менеджмента качества ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»: - СТО «Паспорт процесса»; - СТО «Учебно-методический комплекс»; - СТО «Библиотечное и информационное обслуживание»; - СТО «Управление записями»; - СТО «Самостоятельная работа студентов»; - СТО «Управление процессом социальной защиты обучающихся»; - СТО «Организация воспитательной и внеучебной работы со студентами»; - СТО «Графики учебных занятий»; - СТО «Электронные информационные ресурсы»; - СТО «Управление научно-исследовательской деятельностью»; - СТО «Учебные издания»; - СТО «Практики. Методические указания»; - СТО «План работы кафедры на ученый год»; - СТО «Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) высшего профессионального образования»; - СТО «Мониторинг, измерение, анализ и улучшение процессов»; - Положение об Институте транспорта; - Положение о проведении итоговой государственной аттестации студентов; - Положения об организации приема зачетов и экзаменов; аттестации студентов; о государственном экзамене; о практике: - Положение об организации самостоятельной работы студентов; - Положение о службе академических кураторов; - Положение об организации учебного процесса с использованием системы зачетных единиц; - Положение о БРС. 9 Регламент организации периодического обновления ООП ВПО
Для поддержания качества подготовки бакалавров и в соответствии с ФГОС по направлению 190100 «Наземные транспортно-технологические комплексы» предусмотрено периодическое обновление ОПП в целом и отдельных документов, входящих в неё в следующие сроки (таблица 9.1)
Таблица 9.1
10 Основные пользователи ООП
Основными пользователями ООП являются: – студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной деятельности по освоению ООП по направлению подготовки; – профессорско-преподавательский коллектив ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», ответственный за качественную разработку, эффективную реализацию и обновление ООП с учетом достижений науки, техники и социальной сферы по направлению и уровню подготовки; – ректорат, кафедры, отделы и библиотека ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», дирекция Института транспорта, отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников; – объединения специалистов и работодателей в области создания, производства и эксплуатации подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин; – организации, обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по поручению уполномоченного федерального органа; – органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального образования; – уполномоченные государственные органы исполнительной власти, осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего профессионального образования; – уполномоченные государственные органы исполнительной власти, обеспечивающие контроль над соблюдением законодательства в системе высшего профессионального образования; – иные лица. 11 Список разработчиков ООП
Приложение 1
|