![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Описание семинарских занятийСтр 1 из 2Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ
СЕМИНАР 1. Тема: Теории психического развития (1)
I. Вопросы для подготовки: 1. Ключевые вопросы теорий психического развития человека. 2. Психическое развитие человека как последовательное включение природных инстинктов в этологической теории. 3. Психоанализ о психическом развитии человека. А) Психосексуальные стадии в теории З. Фрейда. В) Психосоциальные стадии в развитии личности (Э. Эриксон). С) Эволюционно-этологический подход к проблеме психического развития человека в теории привязанности. 4. Научающе-бихевиоральное направление относительно природы человека. 5. Научение через моделирование в социально-когнитивной теории А. Бандуры. Теория социального научения Дж. Роттера. 6. Основные идеи теории когнитивного развития (Ж. Пиаже).
II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 1997. – С. 272- 294. 2. Бурменская Г.В., Обухова Л.Ф., Подольский А.А. Современная американская психология развития: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1986. - С. 14 – 32, 46 – 69. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 35 – 42, 133 - 143. 4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001.– С. 76-115. 5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – С. 118 – 127, 133 – 137, 221 – 239, 352 – 357, 380 – 397, 412 – 422. 6. Сапогова Е.Е. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 26-43.
СЕМИНАР 2. Тема: Теории психического развития (2)
I. Вопросы для подготовки: 1.Этапы становления отечественной детской психологии. 2. Л.С. Выготский и его вклад в развитие возрастной психологии. 3. Законы психического развития, сформулированные Л.С. Выготским. 4. Ключевые понятия культурно-исторической теории развития высших психических функций. 5. Периодизация психического развития детей по Д.Б. Эльконину. II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 1997. – С. 294 - 314. 2. Выготский Л.С. педагогическая психология. – М.: Просвещение, - 1991. – С. 100 – 102. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 27 - 31. 4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.304 –305. 5. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Просвещение, 1960. – С. 5 – 22. 6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 215 -336.
СЕМИНАР 3. Тема: Источники, движущие силы и условия психического развития I. Вопросы для подготовки: 1. Представление о движущих силах как факторах, определяющих поступательное развитие ребенка в различных теориях психического развития (этологическая теория, психоанализ, теория привязанности, теория социального научения, культурно-историческая теория и др.). 2. Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка. Различные точки зрения на их соотношение. 3. Обучение и воспитание как движущие силы и условия психического развития. 4. Основные направления в развитии поведения и психики ребенка. II. Дополнительная литература: 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – С. 21 – 30. 2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 47 – 55. 3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1978. – С. 10 – 16. 4. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка //Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.23 – 26. 5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 14 - 27. 6. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.25 - 27. 7. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.34-38. 8. Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. – М.: Знание, 1997. – С. 34-62.
СЕМИНАР 4. Тема: Механизмы развития личности I. Вопросы для подготовки: 1. Механизмы наследственной передачи. 2. Социальные факторы как механизмы развития личности. 3. Соотношение понятий «развитие» и «социализация». Механизмы социализации личности. 4. Основные механизмы формирования и преобразования личности в общении. 5. Индивидуальные различия в развитии личности и их объяснения. II. Дополнительная литература: 1. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.77 – 84. 2. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.84 – 87. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 122 – 142. 4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.53 - 59. 5. Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности. – М.: МГУ, 1988. – С. 5 – 18. 6. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.61-68. 7.Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской и др. – М.: Медицина, 1984. – С.46-78. 8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 81-95. 9. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – С. 22-24.
СЕМИНАР 5. Тема: Самосознание личности I. Вопросы для подготовки: 1. Понятие самосознания. 2. Развитие способности к рефлексии в онтогенезе. 3. Проявление «Я» в индивидуальности. 4. Личная идентичность по Э. Эриксону. Этапы развития идентичности. 5. Переживание полноты жизни в индивидуальной истории человека.
II. Дополнительная литература: 1. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, - 1986. – С. 119 –168. 2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. – С. 84 – 106. 3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.514 - 519. 4. Развитие личности ребенка. – М.: Просвещение, 1987. – С. 166 – 187. 5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 190 – 216. 6. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.279-293.
СЕМИНАР 6. Тема: Структурные звенья самосознания, их генезис I. Вопросы для подготовки: 1. Самооценка и ее роль в развитии самосознания. 2. Уровневое формирование самосознания ребенка. 3. Звенья структуры самосознания. Компоненты самосознания. 4. Формирование самосознания в онтогенезе.
II. Дополнительная литература: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. Психологические труды: В 2 т. – М.: Просвещение, 1980. – Т.2. – С.60-69, 200- 209. 2. Д.И. Фельдштейн Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С.176 – 190. 3. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Просвещение, 1978. – С. 55 – 72. 4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.356 - 377. 5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 211 – 218.
СЕМИНАР 7. Тема: Проблема периодизации психического развития. I. Вопросы для подготовки: 1. Стадиальность процесса развития. 2. Различные подходы к критериям возрастной периодизации. 3. Периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина. 4. Стадии развития личности по Э. Эриксонуи и по Д.И. Фельдштейну. 5. Современные параметры периодизации возрастного развития. 6. Сравнительный анализ периодизации возрастного развития различных авторов.
II. Дополнительная литература: 1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – С. 55-62. 2. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Просвещение, 1978. – С. 17 – 20. 3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – С.9-15. 4. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности. М., 1981. – С. 33-67. 5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 27 – 31. 6. Фельдштейн Д.И. Стадиальные характеристики социализации – индивидуализации и уровни становления личности//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 208-241. 7. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 201-207. 8. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.90-93.
СЕМИНАР 8. Тема: Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста. I. Вопросы для подготовки: 1. Определения возраста как ступени психического развития человека. 2. Зависимость возраста как психологической категории от движущих сил и условий психического развития. 3. Фазное протекание целостности индивидуального развития от рождения человека до смерти. 4. Представление о границах возрастных периодов в различных теориях развития. 5. Возрастные эволюционные, революционные и ситуационные изменения психологии и поведения. 6. Параметры возрастной периодизации как основные структурные компоненты определения возраста.
II. Дополнительная литература. 1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Просвещение, 1980. – Т.1. – С. 89 – 95. 2.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – С. 38 – 48. 3.Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 5 - 7. 4.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 6.
СЕМИНАР 9. Тема: Понятия сензитивности и возрастного кризиса I. Вопросы для подготовки: 1. Представление о сензитивности. 2. Границы и длительность сензитивных периодов. 3. Индивидуальное своеобразие сензитивных периодов в жизни человека. 4. Понятие о кризисе возрастного развития. Общие черты возрастных кризисов. 5. Психологический смысл критических возрастов.
II. Дополнительная литература: 1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Просвещение, 1983. – С26 - 27 2. Драгунова Т.В. Кризис объясняли по-разному//Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 288-290. 3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 8 – 9. 4. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Просвещение, 1960. – С. 5-22. 5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – С.87- 96. 6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. Пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 103-143. СЕМИНАР 10. Тема: Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе. I. Вопросы для подготовки: 1. Основные понятия и общие вопросы развития. 2. Представление о ведущей деятельности и ведущем типе общения на разных этапах онтогенеза. 3. Три точки зрения на связь обучения и развития. 4. Понятие «зона ближайшего развития», его связь с обучением. 5. Формирование и развитие человека как личности – основная проблема психологической теории воспитания.
II. Дополнительная литература: 1. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 18-21. 2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 130 –133; 247 –249; 317-319. 3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.23 - 25. 5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 284 – 287; 318 –320. 6. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. С.224-229. СЕМИНАР 11. Тема: Отклонения в психическом развитии I. Вопросы для подготовки: 1. Изучение нарушений в развитии. 2. Проблемы недостаточного и чрезмерного контроля. 3. Девиации в психическом развитии, полярность отклонений от нормы. 4. Значительные отклонения в развитии в детском и подростковом возрасте. 5. Причины отклонений в психическом развитии: генотипические и средовые.
II. Дополнительная литература: 1. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – С. 238 – 254. 2. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.532 – 563. 3. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С. 219 –226; 239 – 250. 4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 238 – 239. 5. Савенков А.Н. Одаренность: генотип или среда развития ребенка // Народное образование. – 1999. - № 9. – С. 312 – 316. 6. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб: Прайм-Еврознак, 2002. – С.293-295. СЕМИНАР 12. Тема: Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации. I. Вопросы для подготовки: 1. Жизнь и деятельность человека в экстремальных (измененных) условиях. 2. Факторы риска, ведущие к изменениям в психическом развитии человека. 3. Депривация сенсорная и моторная, их влияние на развитие личности. Явление госпитализма. 4. Следствия депривационных воздействий и экстремальных условий на психическое развитие человека.
I. Дополнительная литература: 1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – С. 223 –229. 2. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний: Пособие для студентов средних и высших педаг. учебн. Заведений. – М.: Академия, 1998. – С. 3-28. 3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – С. 123 – 146. СЕМИНАР 13. Тема: Психическое развитие в младенчестве. I. Вопросы для подготовки: 1. Врожденные формы психики и поведения. 2. Двигательная активность ребенка. 3. Восприятие, память младенца. 4. Речь и мышление в младенческом возрасте.
II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.393 – 451. 2. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989. - С. 50 – 56. 3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 98 - 118. 4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 49 – 63. 5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.118 – 148; 151 - 177. СЕМИНАР 14. Тема: Психологические предпосылки перехода к раннему детству I. Вопросы для подготовки: 1. Личностные новообразования младенчества. 2. Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до одного года. 3. Кризис первого года жизни, его причины. 4. Первые признаки самосознания, возникновение «Я». 5. Формирование детской привязанности.
II. Дополнительная литература: 1. Божович Л.И., Славина Л.С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 242-247. 2. Валлон А. Истоки характера у детей // Вопросы психологии. – 1990. - № 5. – С. 129 – 140; № 6. – С. 121 – 133. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 147 –148; 153 - 156. 4. Развитие личности ребенка. – М.: Просвещение, 1987. – С. 37 – 58. 5. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Просвещение, 1960. - С. 69 – 92.
СЕМИНАР 15. Тема: Психическое развитие в раннем детстве. I. Вопросы для подготовки: 1. Значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. 2. Главные психологические достижения раннего возраста. 3. Развитие речи у детей раннего возраста. 4. Появление предметной и конструктивной игровой деятельности. 5. Восприятие, память и мышление у ребенка раннего возраста. 6. Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет.
II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.451 - 465. 2. Лисина М.И. Этапы генезиса речи как средства общения // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 247-268. 3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 118 – 163. 4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 66 – 77; 148 - 152. 5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.278 – 309.
СЕМИНАР 16. Тема: Психологическая характеристика дошкольного возраста. I. Вопросы для подготовки: 1. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте. 2. Восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь дошкольника. 3. Усвоение нравственных норм дошкольником. 4. Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника. 5. Психологические новообразования дошкольного возраста.
II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.467 - 491. 2. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 268 - 280. 3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 163 -248. 4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 81 – 96; 158 - 168. 5. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). – М.: Просвещение, 1960. - С. 138 – 293.
СЕМИНАР 17. Тема: Психологическая характеристика готовности к школе. I. Вопросы для подготовки: 4. Понятие и состав психологической готовности к обучению в школе. 5. Требования, предъявляемые к восприятию, вниманию, памяти, воображению и мышлению детей при поступлении в школу. 6. Особенности интеллектуального развития ребенка готового к обучению. 7. Личностная характеристика ребенка, подготовленного к обучению. 8. Причины отставания детей в начальный этап их обучения в школе.
II. Дополнительная литература: 1. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 1987. – С. 37 – 59. 2. Мир детства. – М.: Просвещение, 1987. – С. 228 – 254. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 96 – 100. 5. Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития. – М., 1986. - С. 25 – 32. 6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 249 – 344
СЕМИНАР 18. Тема: Психологическая характеристика младшего школьного возраста. I. Вопросы для подготовки: 1. Психологические особенности начального этапа обучения. 2. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста. 3. Трудовая и учебная деятельность младшего школьника. 4. Развитие мотивации успехов. 5. Становление самостоятельности и трудолюбия. Усвоение правил и норм общения. 6. Интегральная характеристика психологии младшего школьного возраста.
II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.491 – 529. 2. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 193 – 196. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 104 – 111; 171 – 178. 4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 29 – 37. 5. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 191 – 193. 6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001. – 256с.
СЕМИНАР 19. Тема: Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. I. Вопросы для подготовки: 1. Особенности социально-психологической ситуации перехода от младшего школьного к подростковому возрасту. 2. Тяга подростков к взрослости. Несоответствие притязания на взрослость реальному личностному и поведенческому развитию подростка. 3. Школьная дезадаптация при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту. 4. Развитие нравственной устойчивости в период перехода к подростковому возрасту. 5. Разрыв между моральными знаниями и поведением. II. Дополнительная литература: 1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Просвещение, 1990. – С. 108 – 121. 2. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 290 – 296. 3. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.470 – 484. 4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд, доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 37 – 47. 5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 153-162. СЕМИНАР 20. Тема: Психологические особенности личности подростка. I. Вопросы для подготовки: 1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте. 2. Динамика и структура личности подростка. 3. Формирование волевых качеств личности. 4. Развитие деловых качеств. 5. Достижения психического развития подростков. 6. Акцентуации характера у подростков.
II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.530 – 562. 2. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 283 – 288. 3. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. Л.: ЛГУ, 1983. – С. 26 – 30; 78 – 185. 4. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 181 – 190. 5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.502 – 529. 6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 396 – 420.
СЕМИНАР 21. Тема: Основные проблемы подросткового возраста в интеллектуальном развитии
I. Вопросы для подготовки: 1. Общая характеристика ситуации познавательного развития в подростковом возрасте. 2. Совершенствование психических процессов. 3. Развитие общих и специальных способностей. 4. Развитие мышления.
II. Дополнительная литература: 1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – Т. 4. – С. 40 – 199. 2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1971. – С. 45 – 86; 162 – 182. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 114 – 119. 4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.494 – 499. 5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 379 – 396.
СЕМИНАР 22. Тема: Психология ранней юности. I. Вопросы для подготовки: 1. Формирование и развитие морали в юношеском возрасте. 2. Становление мировоззрения Особенности развития научных взглядов. 3. Нравственное, личностное и профессиональное самоопределение. 4. Достижение уровня высокой интеллектуальной зрелости. 5. Увеличение индивидуальных различий по способностям в юношеском возрасте.
II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.565 – 579. 2. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - С. 32 – 84; 186 – 213. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 193 – 202. 4. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – Второе изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – С. 47 – 56. СЕМИНАР 23. Тема: Психология зрелых возрастов. I. Вопросы для подготовки: 1. Психологические особенности поздней юности. 2. Характеристика возрастных периодов взрослости: молодости, расцвета, зрелости. Авторство собственного образа жизни. 3. Проблема осознания содержания своей индивидуальности. 4. Освоение новых социальных ролей в периоды взрослости. 5. Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека. Кризисы в периоды зрелости.
II. Дополнительная литература: 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – С.629 – 654. 2. Ананьев Б.Г. Структура развития психофизиологических функций взрослого человека // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 325 – 333. 3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – С.15- 40. 5. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости // Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. – С. 333 – 344. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрат-М», - 2001. – С. 363 – 436. 7. Сапогова Е.Е. Психология развития: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – С. 373 - 407. СЕМИНАР 24. Тема: Психология старости.
I. Вопросы для подготовки: 1. Характеристика психологических особенностей геронтогенеза: психология людей пожилого и старческого возраста. 2. Новый социальный статус и психологические задачи, которые решают пожилые люди. 3. Проблемы отношений и психическое здоровье. 4. Продолжительность жизни, активное долголетие. 5. Долгожители.
II. Дополнительная литература: 1. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. – С. 49 – 73; 108 – 145; 169 - 174. 2. Толстых А.В. Возрасты жизни. – М.: Молодая гвардия, 1988. – С. 201- 221 3. Смит Э.Д. Стареть можно красиво: Руководство для пожилых, престарелых и тех, кто заботиться о стариках: Пер. с англ. – М., 1995. – С. 78 –99. 4. Краснова О.В., Медерс А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 37 –63. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрат-М», - 2001. – С. 437 – 459. СЕМИНАР 25. Тема: Методы изучения проблем развития возрастных особенностей. I. Вопросы для подготовки: 1. Группы методов, используемые в возрастной психологии для изучения проблем развития. 2. Специфика психологических методов при изучении возрастных особенностей человека. 3. Процедуры и методы психодиагностики проблем возрастного развития. Их характеристика. II. Дополнительная литература: 1. Загвязинский В., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 89 –117. 2. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 391 – 415. 3. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 400 – 403. 4. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – 8-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2002. – С.32 – 47.
СЕМИНАР 26. Тема: Методы развивающей работы психолога.
I. Вопросы для подготовки: 1. Психодиагностика, психологическое консультирование и психокоррекция как направления деятельности психолога образования. 2. Технология развивающей работы психолога с различными возрастными группами: А. Психологическая помощь детям дошкольного возраста; Б. Методика работы психолога с младшими школьниками; В. Технология работы психолога с подростками; Г. Методика решения психологических проблем учащихся старших классов и студентов; Д. Учет возрастных особенностей пожилых людей.
II. Дополнительная литература: 1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 3 кн. – Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1998. – С. 73 – 83; 111 – 116; 193 – 199; 280 - 286. 2. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С. 57 –215.
|