Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. Сравнительная характеристика соглашения о розничной продаже, стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии
13.12. Предпринимательские сделки могут заключаться в самых разнообразных формах, соглашение о коммерческой концессии — лишь одна из них. Для понимания того, что представляет собой соглашение о коммерческой концессии, возможно, было бы полезно рассмотреть вначале два других типа предпринимательских соглашений, которые, хотя и отличаются от коммерческой концессии, имеют некоторые общие с ней важные характеристики: соглашение о розничной продаже и стандартное лицензионное соглашение. (а) Соглашение о розничной продаже 13.13. Соглашение о розничной продаже регулируется традиционными принципами гражданского и торгового права, такими, как принципы права договоров. Производитель или оптовый торговец получает прибыль за счет продажи своей продукции розничному продавцу по достаточно высокой цене. 13.14. Соглашение о розничной продаже предполагает наличие одной стороны, которая осуществляет производство и (или) оптовые поставки продукции, и второй стороны, которая осуществляет ее розничную продажу. Продавец может являться как агентом производителя, так и независимым торговцем, покупающим товары для перепродажи. В случае, если продавец является независимым торговцем, он, возможно, действует на основе соглашения о «дистрибуции», то есть продаже, заключенного им с производителем или поставщиком товаров. Если такая продажа является исключительной, торговец может быть уверен в том, что производитель или оптовый поставщик будут иметь отношения только с ним во всех вопросах, касающихся продажи данных товаров на определенной территории (например, провинции, региона или всей страны), указанной в договоре. Как правило, эксклюзивный продавец получает право заявлять о своих особых отношениях с производителем или оптовым поставщиком, использовать его товарные знаки и наименования с целью рекламы и продажи указанных товаров. 13.15. Хотя практика исключительной продажи и существует, соглашения о продаже, как правило, не являются эксклюзивными. С этой точки зрения соглашения о коммерческой концессии могут быть более привлекательными. (b) Стандартное лицензионное соглашение 13.16. В самом упрощенном виде стандартное лицензионное соглашение — это такое соглашение, в соответствии с которым одно лицо (лицензиар), обладающее правом воспрепятствовать коммерческой эксплуатации или использованию другими лицами определенных результатов интеллектуального труда (например, изобретений или образцов) либо отличительных знаков (например, товарных знаков и фирменных наименований), соглашается не использовать это право в отношении указанного лица (лицензиата) в обмен за вознаграждение и, возможно, при условии контроля со стороны лицензиара за такой коммерческой эксплуатацией или использованием. В случае заключения лицензионных соглашений на использование товарных или иных отличительных знаков, контроль лицензиара над лицензиатом, как правило, не распространяется дальше определенных пределов, необходимых для того, чтобы убедиться, что продаваемые товары или оказываемые услуги с использованием товарного знака обладают определенными качественными характеристиками либо определенными конкретными свойствами. 13.17. Допустим, компания под названием «Канцтовары Инкорпорейтед» (еще один вымышленный пример) обладает правом на товарный знак на определенные виды товаров, такие, как товарный знак «FLUME» на авторучке. «Канцтовары Инкорпорейтед» разрешила другой компании производить и продавать авторучки с товарным знаком «FLUME» в обмен на вознаграждение, выплачиваемое фирме «Канцтовары Инкорпорейтед» за каждую такую произведенную авторучку. Как правило, «Канцтовары Инкорпорейтед» сохранит за собой право проверять, что такие авторучки отвечают стандартам качества, необходимым для поддержания доброго имени товарного знака «FLUME». Она, возможно, сохранит также право контролировать то, каким образом сам товарный знак фактически воспроизводится на авторучках, их этикетках и упаковке, а также каким образом лицензиат представляет товары публике. (с) Договор коммерческой концессии 13.18. При том, что существуют разные определения коммерческой концессии, данный вид деловой практики может быть охарактеризован как соглашение, посредством которого одно лицо (правообладатель), разработавшее систему для осуществления определенного вида предпринимательской деятельности, позволяет другому лицу (правопользователю) использовать эту систему в соответствии с предписаниям правообладателя в обмен на вознаграждение. Отношения такого рода имеют достаточно продолжительный характер; правопользователь действует в соответствии со стандартами и практикой, установленными и контролируемыми правообладателем при постоянной помощи и поддержке последнего. 13.19. Таким образом, соглашение о коммерческой концессии предполагает наличие cuстемы, которую правообладатель позволяет правопользователю эксплуатировать, то есть выдает ему своего рода лицензию на это. Ее можно назвать концессионной системой или просто системой. Концессионная система представляет собой пакет, включающий права интеллектуальной собственности, относящиеся к одному или более товарным знакам, фирменным наименованиям, промышленным образцам, изобретениям и работам, охраняемым авторским правом вместе с относящимися к ним ноу-хау и секретами производства, предназначенными для использования в целях продажи товаров либо предоставления услуг конечным пользователям. 13.20. Факторы, которые обычно характеризуют коммерческую концессию, включают в себя следующее: 13.21. Лицензия на использование системы: В обмен на согласованную оплату право-пользователь получает разрешение на использование концессионной системы. Фактически он получает лицензию на использование системы правообладателя для осуществления своей предпринимательской деятельности. Если концессионную систему предполагается использовать в каком-то определенном месте, например в концессионном ресторане или в магазине, то такие рестораны или магазины обычно называются «концессионными предприятиями». 13.22. Постоянное взаимодействие: Отношения между участниками коммерческой концессии имеют регулярный характер, включая в себя многократные продажи концессионной продукции (или предоставление концессионных услуг) на протяжении длительного периода времени, причем правообладатель оказывает постоянное содействие правополь-зователю в создании, содержании и рекламе концессионного предприятия. Такое содействие включает в себя актуализацию соответствующей информации по мере того, как правообладатель разрабатывает новые или более совершенные технологии организации управления концессионным предприятием. Правопользователь, со своей стороны, обязан постоянно осуществлять выплаты правообладателю за использование концессионной системы либо выплачивать правообладателю компенсацию за предоставление постоянных управленческих услуг. 13.23. Право правообладателя предписывать определенный способ организации работы предприятия: Правопользователь соглашается выполнять указания правообладателя, устанавливающие способ организации функционирования системы. Такие указания могут включать в себя контроль за качеством, охрану системы, территориальные ограничения, эксплуатационные детали, а также ряд других положений, регулирующих действия пра-вопользователя в отношении коммерческой концессии. (d) Сравнение различных типов соглашений 13.24. В предыдущем изложении были приведены три отличительные характеристики типичного договора коммерческой концессии: лицензия на право использования единообразной системы, регулярный и интерактивный характер взаимоотношений и следование предписанному способу работы. Эти отличительные черты могут быть использованы для сравнения договора коммерческой концессии с соглашением о розничной продаже и стандартным лицензионным соглашением. На практике договоры коммерческой концессии также могут принимать «гибридную» форму, заимствуя отдельные черты двух или более других типов контрактов. Более того, предпринимателей, готовых заключить договор коммерческой концессии, вопрос о его точной юридической форме заботит, как правило, в гораздо меньшей степени, чем деловые аспекты сделки. (i) Предоставление лицензии на право использования концессионной системы 13.25. Стержнем договора коммерческой концессии является лицензия на право использования концессионной системы, предоставляемая правообладателем правопользователю. Это принципиально важное условие для того, чтобы правопользователь мог осуществлять свою предпринимательскую деятельность способом, разработанным правообладателем. В отличие от коммерческой концессии, соглашение о розничной продаже предполагает простую продажу товаров и не обязательно требует предоставления лицензии. 13.26. В этом отношении различие между договором коммерческой концессии и стандартным лицензионным соглашением является более тонким. Как уже было отмечено, коммерческая концессия является всего лишь усложненной формой стандартного лицензионного соглашения и договор коммерческой концессии предполагает нечто большее, нежели простое лицензирование одного или более прав интеллектуальной собственности, таких, как товарные знаки, так как он является лицензией на использование системы, которая включает в себя права интеллектуальной собственности, но не ограничивается ими. На самом деле, в соответствии с договором коммерческой концессии правопользователь осуществляет нечто большее, нежели простую продажу товаров или предоставление услуг под фирменным знаком другой организации, при том что сам он может вообще ничего не производить. Договор коммерческой концессии предполагает нечто большее, позволяя правопользователю производить и продавать товары или предоставлять услуги в качестве элемента более обширной системы. 13.27. Например, выдача компанией «Канцтовары Инкорпорейтед» лицензии на производство и продажу авторучек с товарным знаком «FLUME» может рассматриваться как стандартное лицензионное соглашение. Вместе с тем если компания «Канцтовары Инкорпорейтед» решит создать систему, включающую в себя оформление интерьеров соответствующих секций магазинов и технологию маркетинга для продажи своих авторучек, и позволит кому-либо использовать такую систему для продажи авторучек «FLUME», то это будет уже коммерческой концессией. 13.28. В случае с соглашением о розничной продаже одна сторона производит товары и передает их другой стороне по цене, которая включает в себя ее, т.е. производителя, прибыль, а другая сторона затем перепродает эти товары по более высокой цене, зарабатывая тем самым свою собственную прибыль. В типичной, классической ситуации с заключением договора коммерческой концессии правообладатель разъясняет каждому правопользователю, как тому следует использовать его систему, и взамен получает доход в виде отчислений от дохода правопользователя, например долю поступлений от продажи продукции. Вдобавок правообладатель может обеспечить себе доход путем продажи товаров правопользователю, который становится постоянным «клиентом» правообладателя, соглашаясь приобретать у него определенные товары, необходимые для работы концессионного предприятия. (ii) Регулярный и интерактивной характер взаимоотношений 13.29. В случае с соглашением о розничной продаже производитель и продавец, как правило, не зависят друг от друга. При заключении стандартного лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии стороны не зависят друг от друга, но поддерживают тесные рабочие отношения, определяемые соответственно условиями лицензионного соглашения и договора коммерческой концессии. Доход каждой из сторон зависит от объединенных усилий обеих сторон. Чем успешнее будет работать предприятие лицензиата или правопользователя, тем выше будет доход обеих сторон. 13.30. Вместе с тем, в отличие от примера со стандартным лицензионным соглашением, успех правопользователя зависит также и от способности правообладателя создать систему, приносящую прибыль, обучить правопользователя надлежащему использованию этой системы, совершенствовать и рекламировать эту систему, руководить деятельностью правопользователя или контролировать ее и помогать ему на протяжении всего срока действия договора коммерческой концессии, с тем чтобы увеличить вероятность успеха. При заключении договора коммерческой концессии по меньшей мере часть продолжающегося характера отношений между сторонами предполагает усилия со стороны правообладателя с целью развития концессионной системы и передачи результатов ее развития правопользователю. (iii) Следование предписанному методу работы 13.31. В случае с соглашением о розничной продаже оптовый продавец товаров не может контролировать метод, посредством которого покупатель продает его товары конечному пользователю. В случае с заключением лицензионного соглашения, предоставляющего лицензиату право на использование товарного знака лицензиара, владелец товарного знака, как правило, сохраняет возможность осуществлять контроль за качеством товаров или услуг, производимых или оказываемых в соответствии с данной лицензией. Такая возможность, в частности, является для лицензиара гарантией того, что он всегда сможет предотвратить любой ущерб репутации его товарного знака или фирменного наименования вследствие снижения качества или отсутствия стабильности качественных стандартов товаров или услуг, производимых или оказываемых в соответствии с лицензией. В отношении фирменных наименований и товарных знаков юридические системы некоторых стран требуют, чтобы лицензионные соглашения содержали положения, требующие от лицензиара осуществления контроля за качеством товаров или услуг; такие положения, согласно юридическим системам многих стран, имеют принципиальную важность для придания исковой силы правам на лицензируемые фирменные наименования или товарные знаки и предупреждения утраты таких прав. 13.32. В частности, в том, что касается договора коммерческой концессии, правооблада-тель осуществляет контроль не только над способом использования правопользователем конкретных прав, таких, как право на товарный знак, но также и предписывает способ, посредством которого осуществляются и регулируются основные аспекты лицензионной системы. Таким образом, правообладатель в большей степени оказывает влияние на правопользователя, чем лицензиар на лицензиата.
|