![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности периода, этапыСтр 1 из 3Следующая ⇒
ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ ДЕЛ Схема подготовки дела
1. Предварительная работа (определение «нужности» дела, подбор материала, обсуждение идей дела,...). 2. Определение цели и предполагаемого результата дела, формулировка темы, выбор названия. 3. Выбор формы проведения дела, определяется количество и состав участников, их роли, общий ход дела, правила ведения. 4. Составление плана подготовки и проведения дела:
5. Написание сценарного плана или (и) сценария дела. 6. Проведение дела: представление предмета, цели дела, объяснение правил ведения, ход дела, подведение итогов. 7. Анализ дела.
Требования к организации работы творческой группы 1. Творческая группа разрабатывает содержание дела в соответствии с теми смыслами и задачами, которые были поставлены педагогическим или детским коллективом, с учётом общих принципов /норм/ – с ориентацией на возраст детей, их склонности, особенности, потребности. 2. Для более чёткой организации работы в творческой группе рекомендуется распределить обязанности: – общая координация; – организационный блок (костюмы, призы, реквизит и другое материальное обеспечение); – группа сценаристов; – группа оформителей (готовит эскиз оформления дела: в сценарии нужно учесть необходимость наглядного и звукового (музыкального) оформления – групп может быть две); – ответственный за связь с техническими службами /радист, осветитель, …/. 3. Организация подготовки к делу: – продумывание работы с залом /перед началом дела и в ходе него – со зрителями, болельщиками, если не все задействованы в самом действии/; – подготовка сценария для осветителя, радиста, ведущих; – подготовка участников действия; – подготовка призов и другого реквизита; – за 3 дня – заявки на фонограммы радисту; – за 3 дня – задания группам участников и распределение обязанностей между ними; – организация репетиций; – договоренность с внешними партнерами /по необходимости – с приглашенными коллективами, дружинами, специалистами и т. п./. 4. В основной период все творческие группы должны быть совместными /дети + взрослые/.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА, ЭТАПЫ Содержание деятельности – реализация всех штанов, которые были задуманы. В этом периоде можно выделить несколько этапов: Учебный (получение ребенком опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации). Задачи педагога: – управление воспитательным процессом через организацию самоуправляющих структур отряда и разносторонней социально и личностно значимой творческой деятельности детского коллектива; – регуляция внутри- и межличностных отношений, препятствование возникновению конфликтных ситуаций, появлению аутсайдеров в детском коллективе; – создание в детском коллективе условий для реализации педагогического содержания, соответствующих ожиданиям и возможностям ребенка. Учебно-демонстрационный (включение в деятельность – приобретение ребенком социально и жизненно важного опыта, который в ходе демонстрации закрепляется и становится способом его жизнедеятельности): – изменение в интеллектуальном опыте ребенка (получение дополнительных знаний, умений, навыков), например, через организацию пространств дополнительного образования ребенка – клубов, кружков; – освоение в совместной деятельности способов творения собственной жизнедеятельности; – изменения в гуманитарном опыте ребенка (культура взаимоотношений и совместной деятельности на основе общечеловеческих отношений); – изменения в лидерском опыте ребенка (умение организовать себя, понять собственную самоценность); – изменения в здоровье ребенка. Задачи педагога: – включение ребенка в учебно-демонстрационные, развивающие виды деятельности, ориентированные на субъектную позицию в них ребенка; – создание условий для принятия ребенком субъектной позиции по отношению к деятельности своего коллектива; – создание эмоционального настроя, атмосферы творчества и сотрудничества в коллективе, стимулирование активной позиции каждого подростка, активной деятельности органов самоуправления; – организация совместного анализа; – обеспечение оздоровления ребенка на основе максимального использования природно-климатических факторов, широкого развития физкультуры и спорта; – поддержка ребенка в преодолении трудностей и проблем, возникающих у него на пути к достижению поставленной цели. Развивающий (самостоятельное творчество). Задачи педагога: – организация разнообразной коллективно творческой, досуговой деятельности при активном участии в разработке и проведении детей; – создание условий для демонстрации самодеятельности подростков в органах детского самоуправления; – показ достижений и приобретений детей в совместной деятельности через различные формы активной совместной деятельности; – показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений; – корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия; – создание условий для знакомства подростков с историческими и культурными достопримечательностями окрестностей детского лагеря; – анализ индивидуальных и коллективных действий, направленных на стимулирование успешности подростков в разнообразных видах деятельности; – активное оздоровление. Закрепляющий (закрепляем полученный опыт, например, путем выхода на уровень другого коллектива). Задачи педагога: – расширение поля деятельности для каждого из детей, выстраивание индивидуальных планов дальнейшего развития приобретенных ЗУНов, – коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений; – оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря; – создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены. В соответствии с этими этапами нужно стараться выстраивать программу смены. Общие задачи периода: – включение в активную деятельность по реализации программы смены; – создание условий для самореализации детей и для развития их опыта по самоуправлению. Многое в основной период определяется программой смены. Но всегда важно помнить: 1. Эффект новизны уже не срабатывает, нужна интенсивная и осмысленная деятельность. 2. В коллективе происходит борьба за власть, раздел территории, значит, неизбежны конфликтные ситуации, нужно обращать их в источник развития, работать на сплоченность, привязанность, близость. 3. Продолжают реализовываться процессы, начавшиеся в организационный период (лидерство и руководство, нормообразование и выполнение общих норм, принятие групповых решений, самоуправление). Независимо от смены самый важный результат – благополучие ребенка: 1. Физическое – отсутствие травм, заболеваний, относительное приспособление к условиям (особое внимание к 2–4 группам здоровья, к бытовым условиям, особенностям совместного проживания большого количества детей и т. п.). 2. Социальное – оптимальная функционально-ролевая структура, лидерство уже сложились в систему, сформированы референтные группы. У каждого ребенка должно быть свое место в этой системе, которое устраивает и его, и других членов группы. Чем более вариативной и разноуровневой будет структура, тем этого легче достичь; каждым приняты нормы и законы совместного общежития и деятельности. 3. Психоэмоциональное – ребенок чувствует себя комфортно, умеет разрешать конфликтные ситуации, владеет своим настроением. 4. Умственное – происходит развитие, т. е. появляются изменения, новообразования. Всё это требует, в том числе, индивидуальной работы с ребенком.
|