Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что происходит с коллективом.






Выйдя из стадий ориентации, складывания групповых норм и формирования отношений. (1–2), коллектив движется дальше по ступенькам развития:

3. Стадия конфликта. Переоценка своих возможностей, стремление решать все проблемы самостоятельно, без помощи взрослого.

4. Переход от конфликта к сбалансированности, более открытое общение, появление элементов групповой солидарности и сплоченности.

5. Чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение. Интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы. Деловая сфера преобладает над эмоциональной.

6. Преобладание эмоциональной сферы. Тесные межличностные контакты. Переоценка групповых норм.

7. «Актуализация». Развитие эмоциональной и деловой сфер гармонизируется, возникают высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликта. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему.

Следует отметить, что пройти все семь стадий удается далеко не каждой группе. Большинство «зависает» на промежуточных стадиях, например, на стадии конфликта, или регрессирует и «ходит по кругу» двух-трех стадий. В значительной мере это зависит от педагога.

Сигнал переломного момента в основной период – спад активности ребят, спад жизненной активности, низкое качество проводимых дел, разрушение временных личностных связей, личностные конфликты, изменяется к худшему и качество самоуправления. В этот период особенно важно предоставление коллективу и личности самостоятельности, выявление системы отношений друг с другом, вожатого с отрядом, индивидуальный анализ происходящего; необходима «эмоциональная передышка», разрядка напряжения. При этом важно помочь ребятам увидеть несоответствие изначальных целевых установок и практического их осуществления, откорректировать дальнейшую деятельность отряда. В это время усиливается необходимость индивидуальных бесед, индивидуальной работы с ребенком.

Вожатый больше слушает, помогает разобраться, уточняет старые перспективы и их возможности. Окончание переломного момента может быть определено двояко: «откровенный разговор» и «педагогический взрыв».

«Откровенный разговор» – принципиальный разговор о жизни отряда в целом, о каждом или о некоторых ребятах. Во время этого разговора ребятами вырабатываются новые, повышенные требования к своей жизнедеятельности. Вожатый – участвует, но не ведет разговор, внимательно следит за происходящим, вмешивается только по необходимости. Ведущий – командир. Проводить лучше вечером, на общем отрядном сборе, только по желанию самих ребят.

«Педагогический взрыв»: если отряд не готов или неспособен к откровенному разговору, то, выбрав момент, когда ребята в состоянии принимать претензии, вожатый высказывает им свое отношение к положению в отряде. Выступление должно быть резким, эмоциональным, искренним, четким; вожатый показывает своим выступлением несовместимость данной обстановки и своей жизненной позиции, определяя ее теми установками, которые были выработаны совместно с ребятами в начале смены. Такой «взрыв» лучше подействует перед отбоем, когда каждый из ребят сможет осмыслить услышанное самостоятельно. Уход вожатых с отряда должен иметь объяснимую и понятную ребятам возможность возвращения. При верном тоне вожатого и удачном выборе момента для разговора, через 2–3 дня отряд сам соберется для второго разговора, который будет уже общим откровенным разговором и поможет выработать новые нормы и условия жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал