![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 20. Информационно-коммуникационная политика Беларуси: правовые, экономические, социальные механизмы.Стр 1 из 6Следующая ⇒
Информационное общество – современный этап развития цивилизации, отличающийся доминирующей ролью знаний и информации во всех сферах жизнедеятельности общества, решающим воздействием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на образ жизни людей, их образование и работу, а также на взаимодействие государства и гражданского общества. В стране разработана СТРАТЕГИЯ развития информационного общества Республики Беларусь до 2015 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 г. № 1174. Координаторы стратегии: 1. Минсвязи: Департамент информатизации 2. НАН Беларуси: ОИПИ 3. Рабочая группа Минсвязи 4. Совет НТА «Инфопарк». Разработчики: 1. ОИПИ НАН Беларуси 2. Белгосуниверситет 3. НТА «Инфопарк» 4. РОО «Информационное общество» 5. Ассоциация «Белинфоком» 6. НКА, ФСЗН, ЦБТ, ОАЦ, Минэкономики, УД, ГВПК и др. !!! Развитие информационного общества (ИО) – один из национальных приоритетов Республики Беларусь. Стратегической целью развития информационного общества в Республике Беларусь является обеспечение устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития страны, улучшение качества жизни граждан, создание широких возможностей для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. Формирование ИО в РБ обеспечивается: а) развитым человеческим капиталом – обеспечить подготовку кадров по естественнонаучным и техническим специальностям в целях обслуживания наукоемких производств, в том числе в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) + создать открытые образовательные ресурсы + сохранение и воспроизводство педагогических кадров в сфере ИКТ, б) высоким научным потенциалом - создание на базе ведущих белорусских университетов и НАН Беларуси производства наукоемкого программного обеспечения + создание на базе Парка высоких технологий (ПВТ) производства встроенных программно-аппаратных систем для реального сектора экономики + развитие производства и внедрение систем радиочастотной идентификации + разработка и внедрение суперкомпьютерных технологий и технологий распределенных вычислений, в) государственной поддержкой разработки ИКТ - обеспечение правовых, технических и экономических возможностей доступа к информационным ресурсам для всех категорий пользователей + определение приоритетов и поддержка производства ИКТ, информационных продуктов и электронных услуг + поощрение конкуренции, борьба с монополизмом в сфере ИКТ + охрана авторских прав и интеллектуальной собственности + регулирование деятельности по формированию государственных информационных систем и ресурсов + контроль эффективности информатизации государственных учреждений и расходования бюджетных средств на информатизацию + развитие системы непрерывного образования в области ИКТ + обеспечение информационной безопасности государства, юридических и физических лиц, регулирование деятельности в области технической защиты информации + обеспечение взаимодействия с другими государствами и международными организациями по вхождению в глобальное информационное пространство. ! ИКТ стали необходимым инструментом социально- экономического прогресса, одним из ключевых факторов инновационного развития экономики. Сдерживающие факторы: · требующая совершенствования система управления процессами информатизации и развитием рынка телекоммуникационных услуг; · слабая координация усилий государства и частного бизнеса в сфере информатизации; · «цифровое неравенство» между социальными группами населения, городской и сельской местностью, отраслями экономики; · медленное совершенствование нормативной базы для предоставления электронных государственных услуг; · медленное создание инфраструктуры ЭЦП; · недостаточно оперативная реакция системы образования на потребности ИКТ; · недостаточное представительство государства, частного бизнеса, общественных организаций в Интернет; · нерешенные проблемы защиты авторских прав на цифровой контент и программное обеспечение. Принципы развития ИО в Беларуси: 1) определяющая роль государства в координации и развитии процессов информатизации, организации научных исследований, развитии человеческого капитала; 2) развитие ИО в условиях либерализация экономики, совершенствования бизнес-климата и развития конкуренции в сфере ИКТ; 3) приоритетное развитие собственной индустрии информатизации, обеспечивающей производство ИКТ, информационных ресурсов и электронных услуг. Критерием оценки успешной реализации Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 году международных рейтинговых позиций Республики Беларусь к уровню передовых европейских государств.
Факторы развития ИО: •Государственная информационная политика •Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура (ИКИ) - совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, стандартов и протоколов, обеспечивающих создание, передачу, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации; •Наращивание человеческого капитала •Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ •Национальная информационная индустрия и научные исследования •Международное сотрудничество и интеграция в мировое информационное пространство. Приоритетные направления развития ИО: • Электронное правительство - внедрение ИКТ в систему государственного управления обеспечит создание и функционирование системы взаимодействующих информационно-аналитических служб государственных органов, которая позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и эффективность функционирования системы государственного управления в целом. Цель построения в республике электронного правительства — создание и развитие системы оказания открытых и доступных электронных услуг организациям и гражданам. • Электронное здравоохранение - Целью развития электронного здравоохранения является повышение качества медицинского обслуживания населения, доступности услуг, предоставляемых системой здравоохранения республики. Создание республиканских и региональных автоматизированных информационных систем, развитие систем мониторинга состояния здоровья населения; создание и внедрение новых компьютерных технологий профилактики заболеваний. • Электронное обучение - создание национальной системы электронных образовательных ресурсов по основным отраслям знаний и совершенствование инфраструктуры доступа к этим и мировым образовательным ресурсам. Цель создания эл. обучения — обеспечение для учащихся и специалистов различных учебных заведений независимо от места их расположения равных возможностей получения знаний на уровне современных требований государственных, европейских и международных стандартов. • Электронная занятость и социальная поддержка - создание удаленных рабочих мест (телеработа); создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями; создание электронных служб занятости и систем обучения и переподготовки лиц, временно не работающих; • Электронная экономика и электронная торговля - Целью реализации настоящей Стратегии в экономической сфере является обеспечение в ближайшей перспективе поступательного развития отечественной экономики на основе информационно-технологических инноваций. Совершенствование нормативного правового обеспечения электронной торговли; развитие и применение предприятиями технологий и инструментов электронной торговли. • Система массовых коммуникаций (СМК) и электронный контент – Масштабный переход к цифровым технологиям телевизионного и звукового вещания. + Формирование и развитие системы национального электронного контента, включающей: образовательные интернет-ресурсы, объединяемые национальным образовательным порталом; интернет-ресурсы средств массовой информации (СМИ) и портал-дайджест белорусских СМИ, являющийся единой точкой доступа к этим сайтам; библиотечные интернет-ресурсы, энциклопедические Интернет-ресурсы; электронные каталоги отечественных товаров и услуг; справочно-информационные системы различного назначения; государственный картографический интернет-сервис.
!!! Система массовых коммуникаций играет важную роль в процессах формирования гражданского общества, взаимодействия граждан с властью, оказывает решающее влияние на формирование общественного мнения по всем вопросам политической, экономической и культурной жизни, международных отношений. Для обеспечения национальной идентичности белорусского народа, укрепления национального самосознания - принятие специальной программы сохранения культурно-исторического наследия в цифровых форматах.
Показатели системы мониторинга: 1) Факторы развития информационного общества: • состояние ИКИ; • развитие человеческого капитала; • состояние экономической среды; • развитие национальной индустрии ИКТ; • безопасность использования ИКТ. 2) Показатели использования ИКТ: • ИКТ в государственном управлении; • ИКТ в экономике; • ИКТ в образовании; • ИКТ в здравоохранении и социальной работе; • использование ИКТ населением; • другие.
Механизмы реализации стратегии: А) Политические механизмы – ЭТО • Переход к информационному обществу является национальным приоритетом, который должен найти своё отражение во всех основополагающих документах, определяющих социально-экономическое развитие страны в целом и отдельных сфер ее развития. • Цели, сформулированные в стратегии, должны разделяться всеми слоями белорусского общества и поддерживаться руководителями государственных органов всех уровней. • В реализации стратегии должно обеспечиваться партнерство государства и бизнеса, участие профессиональных ассоциаций и объединений. • Необходимо проведение специальной информационной кампании по популяризации идей и целей информационного общества в широких слоях населения Б) Финансовые механизмы – ЭТО Источники средств: бюджеты всех уровней, включая отраслевые инновационные фонды, кредиты банков, инвестиции белорусских и иностранных компаний. Объемы бюджетного финансирования деятельности республиканских органов государственного управления, областных исполкомов и Минского городского исполкома, связанные с информатизацией и скрытые до настоящего времени в других расходных статьях государственного бюджета, следует, начиная с 2011 года, определять отдельным показателем. В соответствии с мировой практикой рекомендуется предусмотреть для государственных органов минимальный норматив таких расходов. (Требуется внесение дополнений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь) Структура расходов на информатизацию 1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); 2. Капитальные вложения (всего), и в том числе: • приобретение средств вычислительной техники, • приобретение ПО и технических средств; 3. Обучение и переподготовка специалистов по ИКТ; 4. Эксплуатация информационных систем, включая услуги электросвязи и услуги сторонних эксплуатирующих организаций; 5. Другие расходы. В) Организационно-распорядительные механизмы – ЭТО 1. План первоочередных мер по реализации Стратегии сформирован – это • Разработка и внесение в установленном порядке концепции Государственной программы развития информационного общества в Республике Беларусь на 2011-2015 годы – 2009 г. • Разработка и внесение в установленном порядке проекта Программы и проекта нормативного правового акта об ее утверждении – апрель 2010 г. • Разработка, согласование с Минсвязи и Национальной академией наук Беларуси и утверждение региональных и отраслевых планов по реализации Стратегии на 5 лет с ежегодным уточнением – 3 кв. 2010 г. • Формирование государственной системы экспертизы в сфере развития информационного общества. • Создание системы мониторинга, анализа и оценки хода реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь. • При разработке проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать средства для обеспечения затрат на информатизацию. 2. Формирование органами гос. управления, областными и Минским городским исполкомами отраслевых и региональных концепций и ежегодных планов мероприятий по реализации Стратегии: • приоритетные направления развития, • контрольные показатели развития, • ТЭО расходов и их источники. 3. Формирование концепции и государственной программы развития ИО в РБ на период до 2015 г. с учетом отраслевых и региональных концепций. 4. Формирование системы обеспечения эксплуатации государственных информационных систем, в т.ч. на условиях аутсорсинга. Г) Нормативно-правовые механизмы – ЭТО Правовые и нормативно-технические условия развития информационного общества и должны обеспечить: • свободу конкуренции на рынке ИКТ товаров и услуг; • гибкую регуляторную среду, позволяющую легко внедрять технологические новинки Д) Научно-методологическое обеспечение – ЭТО Основные задачи: • исследование социально-экономических и политических проблем развития ИО; • разработка научных основ и исследование проблем управления процессом развития ИО; • разработка и развитие методов и средств контроля, планирования, оценки и прогнозирования состояния, хода и результатов развития ИО и информатизации; • организация проведения научных исследований и разработок в сфере ИКТ; • дальнейшее развитие единой научно-информационной компьютерной сети (НИКС) Республики Беларусь; • развитие инновационной инфраструктуры.
Ожидаемые результаты от реализации Стратегии - Реализация стратегии позволит к 2015 году достичь: • Количество портов широкополосного доступа – 3 млн. • Количество абонентов мобильного доступа в Интернет – 7 млн. • Число юридических лиц, использующих средства ЭЦП – увеличится на 20%; • Относительное число учебных заведений, имеющих (широкополосный) доступ в Интернет - 100%. • относительная доля медицинской документации, представленной в электронном виде - не менее 50%. • относительное число заказов на государственные закупки товаров, работ и услуг, размещаемых на электронных торговых площадках - 100%. • доля товаров и услуг, реализуемых на внутреннем рынке средствами электронной торговли - 30%. • доля исследований и разработок в сфере ИКТ в общем объеме НИОКР, осуществляемых за счет всех источников финансирования - не менее 20%. ***************
|