![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
VI. Кризис 17 лет.
3. Какова процедура выявления референтометрического выбора в группе? Референтометрический метод – способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в неё индивида. Р.м. включает две процедуры. На предварительной (вспомогательной) с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека. Вторая процедура выявляет лиц, позиция которых, отражённая в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых. Всё это вынуждает испытуемого проявить высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна. Важной стороной Р.м. является глубокая мотивированность поведения испытуемого, поглощённого возможностью ознакомиться с позицией, высказанной рефернтным для него лицом по поводу значимого объекта. Поэтому Р.м. позволяет ыявить мотивы межличностных выборов, предпочтений в группе. Вместе с тем мера рефернтности (предпочтительности) субъекта определяется здесь косвенно, через проявление испытуемым интерса к позиции субъекта по повуду значимого обекта. Данные, полученные с помощью Р.м. обрабатываются математически и могут быть выражены графически.
4. Ощущения: функции, виды, взаимодействия.
Ощущение -отражение св-в предметов объективного мира, возн. при их непосредственном возд. на рецепторы; элементарное сенсорное кач-во; данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Т.о. это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован. Атрибутами явл. качество, интенсивность, протяженность, длительность. Роль в процессе восприятия: стимул возд. на рецепторы орг. чувсв ит., затем возн. некот. стр. ощущения, к кот. добавл. образы памяти. . Виды образных явлений. А) Ощущение - элементарное сенсорное кач-во; данность человеку предметной действит., возд. на органы чувств. Это редуц.образ воспр., облад. только сенс. кач-вом и он объектоориентирован. Б) Ф?????? - возникает при искусственном возбуждении участков зрительных анализаторов неспециф. раздражителями или физ-хим. процессах. В) Последовательный образы - зрит. ощущение, сохр. какое-то время после прекращ. действия зрит. раздражителя. Различ. + и -. Первый окрашен также как и раздражитель и бывает кратковременным. Второй сохран. дольше и окрашен в дополн. цвета. При продолж. или интенсивном действ. раздражителя можно набл. смены + и -. В) Проективные образы - возникают при неструктурирован. стимуляции (человек устал или у него есть неудовлетв. потребности). Г) Эйдетические образы - воспр. событий прошлого в деталях... Классификации ощущений и рецепторов: 1) по типу модальности (зрит, обонят, вкусов, вестиб. чувствительности и тд). 2)специф.(связ. и нес. стимулы, вызыв. о. делятся на: проксимальные (распределение энергии у поверхности орг. чувств) и дистальные (у поверх.н. воспр. действительн.) Второй ипостасью о. - образы элемент. символов (как напр. при простейш. зрител. впечатлен.- можно найти параметры для проксим. стимулов, кот. соотв. парам. ощушений: интенс. зрит.: интенс. зрит. воспр. явл. интенс. света). Т.е. образ этого стимула элементарен и его можно считать воплощением чистого о. 3) по эволюц. принципу: протолитические (не дают возможности точно локализовать..., отражают
5. Развитие личности в зрелости. Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражаетися в том, насколько адекватно понимает человек своё место в обществе, каким мировоззрением или философией руководствуется, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему долгу. Социальная зрелость включает в себя зрелость: гражданскую, т.е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой труд; идейно-политическую; моральную – понимание, принятие и реализацию норм морали, наличие развитой совести готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и её будущего; эстетическую – достаточно развитую способность воспринимать в тех или других его проявлениях и формах: в быту, в искусстве, природе. Социальная зрелость обуславливает и предполагает наличие психологической зрелости. Не может быт полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества и т.д. нельзя очень точно «привязать» начало зрелости к определённому возрасту. Полноценно азвитая зрелая личность характеризуется хорошо интегрированной, цельной психологической организацией, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но достаточно значительных жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им не просто как личностно значимые, но и как объективно значительные, общественно важные. Психологические черты зрелой личности: - выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни; - хорошая интеллектуальная активность в смысле постановки жизненных поблеем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решить; - достаточная эмоциональная чувствительнотсь, которая носит изобразительный характер, но широка по кругу вызывающих её явлений; - мобильность способнотей, т.е. умение реализовать в соответствующих действиях присущие чловеку потенции, которые он хотел бы раскрыть; - рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки – тут и нравственное самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и т.д. Развитие личности – это, прежде всего её социальное развитие. Социальное развитие ведёт за собой психическое развитие. Личность развивается через включение в системы общественных отношений.
6. Как дифференцировать конформное поведение индивида в группе и самоопределение личности? Самоопределние личности – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Конформность – тенденция человека изменять своё поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соотвествовало мнениюокружающих, стремление приспособить его к их требованиям. Конформность фиксируется там, где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется путём согласия с имением группы. В действитеьности существует три тепа поведения: 1) внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнение группы; 2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутерннем расхождении; 3) коллективизм или коллективное самоорпеделения – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.
7. Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия.
|