Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие высших психических функций. Их строение и развитиеСтр 1 из 19Следующая ⇒
Л. С. Выготский: выделял натуральные функции и психические, присущие только человеку. «Любой природный органический дефект - социальное явление». Любой природный материал может быть преобразован, стать материалом для построения полноценного социального индивида. Суть в том, чтобы найти средство для его преобразования. Общий закон развития высших психических функций. А. Н. Леонтьев: методика двойной стимуляции. Основная задача испытуемого – запомнить и воспроизвести 20 слов, 20 названий предметов. 2 рода стимулов: 1) основной, стимулы-объекты (слова для запоминания), 2) стимулы-средства, помогающие запомнить материал (карточки с картинками). 1 серия экспериментов: испытуемый прослушивает и запоминает слова. 2 серия: испытуемый прослушивает слова и устанавливает ассоциативные связи для каждого слова с помощью картинок. При воспроизведении может ими пользоваться. (1) внешние средства практически не повышают продуктивности запоминания, (2) в младшем школьном возрасте внешние средства значительно повышают продуктивность запоминания (3) У взрослых при высокой продуктивности запоминания внешние средства практически уже не повышают ее. Вывод: верхние показатели - характеристики обучения, нижние - развития. 1) обучение опирается на развитие, для обучения необходим определенный уровень развития, 2) обучение направляет развитие, «ведет его за собой». Обучение создает ЗБР психических функций. Зона ближайшего развития - различие между тем, что ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи культурных средств и тем, что он может сделать при участии взрослого, используя их. 3) у (3) уже не внешние, материальные средства, а внутренние, умственные. Процесс интериоризации («вращивание внутрь») - процесс преобразования внешних средств во внутренние и возможность самостоятельного создания и использования этих средств. Человек в (2) получает возможность управлять своими психическими функциями с помощью внешних средств. Чтобы управлять своими психическими функциями, нужно их осознавать. Если нет представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. Биологическая обратная связь - прием управления натуральными функциями (пример с научением управлять биоритмами мозга). Основные свойства ВПФ: 1) социальны по существу, разделяемы между людьми, 2) опосредованны по характеру, 3) произвольны по формированию (произвольность - результат опосредованности), 4) системны по строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; взаимосвязаны).
53. Социальные роли и ролевое поведение личности. 54. Чем оправдано применение понятия «проекция» по отношению к особому виду психодиагностических методик?
55. Основные направления изучения личности в зарубежной психологии.
|