Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критерии психики. Гипотеза о возникновении и развитии психики.
Аспекты: I.На каком уровне развития материи могла возникнуть психика? II.В какой первоначальной форме появилось психическое? Что считалось критерием психического? Каждое понятие имеет объем и содержание. Содержание = критерий. Объем = принадлежность. I. Панпсихизм (ранняя точка зрения) – психика появилась из неживой материи. Антропопсихизм: только человек обладает психикой; может дать отчет о своих психических состояниях. Панпсихизм: любая материя; нет. Биопсихизм: живая материя; сводятся к особенностям жизнедеятельности организма. Энималопсихизм – психика появляется вместе с животной формой жизни, начиная с одноклеточных простейших. Нейропсихизм: существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами. Эти точки зрения взаимоисключающие. II. А. Н. Леонтьев: предложил функциональный критерий (принцип единства психики и жизнедеятельности). Психика необходима для жизнедеятельность - возникновение нервной системы. В гетерогенной среде субъекту необходим активный поиск важных для жизни веществ - субъект должен психически отражать актуальные потребности своего организма - побуждение к поиску - необходимость отражать внешнюю среду, важные для жизни объекты. Реагирование - раздражимость - способность организма реагировать на внешние воздействия. Это свойство всего живого. Субъекту еще необходимо реагировать на признаки важных для жизни предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны - ощущать объект - чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости). 3 компонента психики: познавательный, эмоциональный, моторный. У. Мак-Даугалл Характеристики инстинкта: 1) избирательность восприятия, 2) эмоциональный импульс, 3) готовность к действию. П. Я. Гальперин: теория формирования способностей, умений - «поэтапное формирование умственных действий». Животному необходимо приспосабливаться к среде и ее изменениям - ориентировочная деятельность. Необходима активная психическая ориентировка, когда нет соответствия потребностей и условий внешней среды. В привычной среде все действия происходят автоматически. Условия среды изменяются - необходимо заранее примерить параметры своего действия - необходима психическая ориентировка, образ данных условий и своего действия в мире. Психическая ориентировка - фактор успешного поведения. Объективный признак психики: она существует там, где наличных механизмов поведения недостаточно, где нужно наметить действие заново и приспособить его к конкретным условиям. II. А.Н.Леонтьев. Рассматривал в качестве психического элементарное ощущение или чувствительность, способность отражать (запах, тепло, хар-р поверхности). Если организм обладает этим, то он имеет психику. Платонов возражал Леонтьеву и вместо его теории предлагал свою. Его представление о первичном психическом – это переживание, простейшие эмоции. Гальперин. Он попытался сблизить эти точки зрения, первичным психическим представлял – ощущение и переживание, т.е. ощущение эмоционально окрашено. Симонов (физиолог). Эмоциональный тон ощущения (+ и – тон) Берштейн – Велюнас. В качестве первичного психического рассматривали способность целенаправленного действовать, с учётом конкретной ситуации. Толмэн, Скиннер (бихевиористы). В качестве психического – способность учиться, приобретать опыт. Эти точки зрения не противоречат друг другу. Леонтьев пытался объединить, синтезировать эти точки зрения, целостность восприятия окружающего мира. 1. Основные этапы развития психики животных в эволюции. В 1809 году Ламарк – первые попытки представить эволюцию психики. 1. Животные ёще не обладающие психическим отражением (простейшие и низшие позвоночные – только раздражительность). 2. У высших многоклеточных беспозвоночных уже появляется чувствительность (насекомые способны ощущать). 3. Позвоночные и человек обладают сознательностью – способностью действовать в соответствии с обстоятельствами. Инстинкты есть у всех животных, начиная с одноклеточных. Позднее (1940 г.) Леонтьев в диссертации представил 4-х стадийную схему развития психики. Выделение стадий по двум критериям: 1. Характер отражения (как отражает); 2. Как животное действует, ведёт себя. I. Стадия элементарной сенсорной психики. Присуща всем беспозвоночным и рыбам. Стадия на которой деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отд-х св-в) в силу существенной связи с теми воздействиями, от которых зависит осуществление осн-х биологич-х ф-ций жив-х. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим св-вам (или сосокупности св-в), форму элементарного ощущения. II. Перцептивная психика. Позвоночные, низшие рыбы, человекообразные обезьяны.Способность отражения внешей объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными св-ми или совокупностью, но в форме торажения вещей. Животное может действовать с учётом пространственного расположения объектов +способ-ть преносить полученные навыки в др. ситуации, на основе отражения сходства объектов(не перебор вариантов, а сразу инсайт.) III. Стадия интеллекта. Отражение хар-ся тем, что животное может отражать не только объект, но связи и отношения м/у ними. Человекообразные обезьяны (данные Келлера, шимпанзе и задачи для них).жив-е на этой стадии способны преносить навыки и новые ситуации на основе сходства ситуации. IV. Стадия сознания. Человек. Отражение, восприятие опосредуется эталонами, знаками. В восприятии играет осн. роль опыт предыдущих поколений, следовательно отражение включает в себя момент произвольности и опосредовательности. Современные данные показывают, что у насекомых и рыб перцептивная психика. 19. Стадии развития психики животных Источник развития психики - противоречие между действиями субъекта и отражением им внешней среды.
Существует чувственное отражение (с помощью органов чувств) в 2 формах: 1) ощущение как отражение свойств, 2) восприятие как отражение предметов, единица - образ. 3) рациональное познание - мышление, единица - понятие, обобщенный образ.
59. Социально-культурные аспекты психодиагностики.
60. Представления о природе детской игры в контексте психоаналитической, когнитивной и культурно-исторической теории. Шиллер: игра – наслаждение, связанное со свободным от внеш. потр-ти проявлением избытка жизненных сил. Спенсер: игра – искусственное упражнение сил; в игре находят выражение низшие спос-ти, а в эстетич. деят-ти – высшие. Вундт: Игра – дитя труда, в игре все имеет прототип в форме серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Эльконин: человеч. игра – деят-ть, в кот. воссоздаются соц. отнош-я между людьми вне условий непосредственно утилитарной деят-ти. При описании дет. игры психологи особо выделяли работу воображения, фантазии. Дж. Селли: сущность дет. игры заключ-ся в выполнении какой-нибудь роли. Эльконин: именно роль и связанные с ней действия и составляют единицу игры. Структура игры: ü роли ü игровые действия, носящие обобщенный и сокращенный хар-р ü игровое употребление предметов ü реал. отнош-я между играющими детьми Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражен в игре смысл, задача и система отнош-й воссоздаваемой деят-ти взрослых; чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше выступает конкретно-предметное содержание воссоздаваемой деят-ти. На сюжеты игры решающее влияние оказ-т окружающая ребенка действит-ть, соц. усл-я жизни. Игра особенно чувствительна к сфере человеч. деят-ти, труда и отнош-й между людьми (железная дорога – играли лишь после того, как им показали конкрет. взаимоотн-я, действия).
|