Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гуманистическая, ритуальная, манипулятивная коммуникация: цели, социально-психологические механизмы.
Виды межличностной коммуникации:
1. Гуманистическое (познавательно-убеждающее). Цель – расширить познавательный фонд получателя, передать необходимую для его деятельности информацию. Условие организации – учет познавательных возможностей получателя, его индивидуальных установок на получение новой информации, мотивация получателя. Коммуникативные формы – лекции, семинары, информационно-аналитические сообщения, справки, содержащие статистическую информацию, различные обзоры, рассказ о типичных случаях из жизни. Методы – с помощью доказательств, разъяснений, сравнительного анализа, предоставления объективной, точной, правдивой информации. Ожидаемый результат – освоение новой информации получателем, применение ее в практической деятельности, саморазвитие.
2. Манипулятивное (эмоционально-внушающее). Цель – сформировать у получателя определенный эмоциональный настрой и побудить его к необходимому для коммуникатора действию. Условие организации – опора на эмоциональную сферу получателя (репрезентативная система), использование художественно-эстетических средств воздействия. Коммуникативные формы – лозунги, слоганы, призывы, презентации, митинги, тренинги, любые развлекательные сюжеты. Коммуникативные методы – эмоционально окрашенный образный язык, использование видео-сюжетов. Результат – изменение поведения партнера, изменение его оценок и отношения к чему-либо.
3. Ритуальное общение. Цель – закрепить и поддержать традиции, создавать новые традиции для идентификации человека с какой-либо группой. Условие организации – массовые коллективные действия, носящие торжественный, приподнятый характер. Формы – праздники, юбилеи, посвящения, чествования, обряды. Методы – включение участников в активную массовую деятельность, использование любых интерактивных, игровых методов. Ожидаемый результат – формирование чувства патриотизма, национальной гордости, определенной коллективной идентичности (горожанин – активный избиратель). 10. Убеждение и внушение, как способы коммуникативного воздействия на аудиторию. Убеждение – метод, который воздействует на сознание человека в виде высказываний доводов, предоставления фактической информации по поводу чего-либо. Необходимые условия убеждения: 1. Сосредоточение внимание получателя на данной информации, привлечение внимания.
2. Эмоциональная нейтральность – задаются дистанционно-деловые отношения.
Общие правила убеждения:
1. Вежливость и корректность, позволяющие сохранить собственную эмоциональную нейтральность, при любых ответах партнера аргументатор не имеет право принижать личность партнера, давить на него.
2. Простота высказываний – высказывания должны быть понятными партнеру.
3. Использование наглядных средств – предоставление графиков, таблиц, диограмм, цифр, свидетельств экспертов, ссылка на какие-либо авторитетные источники и исследования.
Приемы убеждения:
1. Прием Сократа – доказательство от противного, когда через простые очевидные факты доказывается какое-то противоречивое, неверное положение, из чего делается вывод получателя, что верно ровно противоположное.
2. Развертывание аргументации – получателя предоставляют новые и всё более сильные и сложные аргументы.
3. Разделение аргументации на верные, неверные аргументы, сомнительные – те, по поводу которых может быть организован диалог и совместный поиск их истинности.
Внушение – сознательное неаргументированное воздействие на эмоции человека. Условия внушения:
1. Личный авторитет.
2. Соответствие вербального и невербального поведения. При внушении не должно быть невербальных сигналов, выдающих ложь.
3. Использование специальных условий, обстановки. В межличностной коммуникации такой обстановкой является уединенная, с глазу на глаз и в конце коммуникации. Разговоры о приятных вещах для получателя; разговоры о хобби, увлечениях получателя, об отдыхе, путешествиях, о совместной деятельности. Ситуация вкушения пищи, романтическая обстановка. В массовой коммуникации является та обстановка, которая максимально омассовляет аудиторию, делать ее неспособной мылить. Собирается большая масса людей и выдается информация сильно эмоционально-окрашенного содержания с использованием образного языка, метафор, не очень понятных публике. Создание праздничной, торжественной обстановки, которая должна захватить личность и сделать частью какого-либо коллектива. Совместные коллективные действия (маршировки, выкрикивания лозунгов).
|