![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Who says – what – to whom – in which channel – with what effect?
Эта формула считается классической. Она была создана и применялась главным образом для того, чтобы придать структурную организованность дискуссиям о коммуникации. Сам Г.Лассуэлл использовал ее для обозначения различных направлений в исследованиях коммуникации. В данной интерпретации выделяются участники и элементы коммуникативного акта: коммуникатор, сообщение, получатель, канал, последствия. Каждый элемент формулы представляет собой самостоятельную область анализа коммуникационного процесса: «Кто говорит» – изучение коммуникатора; «Что говорит» – контент-анализ сообщений; «Кому» – исследования аудитории; «По какому каналу» – изучение СМК (средство); «С каким результатом» – измерение эффективности коммуникации. Далее можно наметить сферы исследования коммуникации в соответствии с предложенным разделением ролей участников: § исследование управления, § исследование содержательной стороны коммуникации, § исследование аудитории, § исследование коммуникативной среды, § исследование коммуникативного воздействия. Для знакомства с опытом исследований процесса коммуникации эта схема даже сегодня является наиболее подходящей, поскольку наглядно соотносит элементы между собой (а также потому, что большое количество исследований последующих лет проводилось уже в её русле). Обобщающий характер формулы подразумевает включение в её структуру всех факторов, имеющих влияние на процесс коммуникации. Так что, каждый элемент формулы в действительности является совокупностью переменных. Так, например, нельзя подвергнуть сомнению влияние на восприятие коммуникатора характера его позиции, установок, внешности и многих других характеристик. Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. Формула Лассуэлла отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации: она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.
|