Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законы и категории теории социальной коммуникации.






 

Предназначение любой науки как формы человеческой деятельности – открытие и формулирование законов природы или общества. Только опираясь на законы – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения явлений, ученые имеют возможность объяснить многообразные факты и явления реального мира, предсказать новые события.

Законы теории коммуникации во многом определяются ее предметом и характеризуются спецификой информационных связей в природе и обществе.

Специфика законов коммуникации состоит в следующем:

· Они имеют объективный характер, который заключается в том, что эти законы раскрывают движение объективно существующих коммуникационных потребностей, интересов людей. Вместе с тем необходимо отметить, что законы социальной коммуникации реализуются через мышление и деятельность людей, поэтому их выявление и формулирование невозможно без учета связи объективного и субъективного. Например, закон возрастания коммуникативных потребностей людей будет действовать по-разному в различные исторические эпохи, его специфика будет определяться географическими, профессиональными особенностями, а также характером и темпераментом личности и т.п.

· Законы коммуникации выражают всеобщий характер информационного обмена в природе и обществе.

· Существуют динамические (отражающие жестко детерминированную связь явлений) и статистические (отражающие нелинейные зависимости явлений и потому основанные на статистических фактах, определенным образом измеренных и организованных). Первые характерны для природных коммуникативных процессов (например, в технических системах, некоторых видах биокоммуникации). Вторые же характерны для социальной коммуникации. Например, проблематичным будет точное предсказание поведения человека согласно бихевиористской формуле S-R (стимул-реакция). Необходимо учитывать традиции, прошлый социальный опыт, групповые ценности и установки, психологические факторы, которые влияют на коммуникативное поведение человека. Значительно проще выявить закономерности и связи и предсказать поведение в той или иной коммуникативной ситуации большой массы людей, взяв за основу статистические данные о поведении такой группы.

· Законы коммуникации действуют в совокупности с другими законами – экономическими, политическими, техническими и пр. Это следует учитывать в практической деятельности. Например, прогнозирование потребностей людей в информационных системах связи невозможно без знания и учета экономических, социальных, технических, психологических законов и закономерностей.

· Законы коммуникации действуют при определенных условиях. Эти условия обеспечивают информационный обмен. Эти законы – условия состоят в следующем:

1) должно быть не мене двух сторон - участников коммуникацинного взаимодействия (источник и приемник, коммуникатор и коммуникант, оратор и слушатель и т.п.);

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основано на принципе обратной связи, являющейся необходимым условием осуществления коммуникативного акта;

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер (знаки могут быть разного рода - слова, символы, сигналы, предметы, позы, жесты и т.п.);

4) для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков, или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации (закон минимального основания)

5) коммуникация возможна при несовпадении информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов обесценивает какой-либо обмен информации между ними (закон гетерогенности коммуникативных систем).

Последние два условия имеют большую практическую значимость. Из них следует, что внимание привлекают редко встречающиеся слова, фразы, жесты и другие сигналы. Именно они придают значимость сообщениям. Остальные знаки легко предсказать. Мы чаще всего игнорируем то, что знакомо и привычно, порой не замечаем ту или иную информацию. Чем более редок передаваемый сигнал, тем он более информативен – эта закономерность коммуникации широко используется в практической деятельности профессионалов в рекламе, политическом пиаре и др.

Научный статус теории коммуникации может быть представлен в системе понятии, категорий, которые она используют при изучении коммуникативной реальности. Система категорий отражает уровневую структуру коммуникативного знания. Так, предельно общим (соответствующим общей теории коммуникации) понятием является термин коммуникация. В переводе с латыни (communicatio) он означает “делать общим, связывать, общаться”. Еще в XIX в. рассматривалось инженерно-техническое значение этого слова (пути, дороги, средства связи мест – В.И. Даль). В начале XX в. термин стал использоваться различными социально-гуманитарными науками. В настоящее время очень часто встречается некорректное с точки зрения терминологической строгости отождествление понятий “коммуникация” и “социальная коммуникация”.

Отметим, что в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, общей и социальной психологии, социологии, педагогике и др. давно и прочно утвердилось понятие “ общение ”. Возникает в связи с этим вопрос о соотношении понятий коммуникация и общение. Анализируя различные подходы к решению данной проблемы, можно констатировать, что соотношение вышеназванных понятий зависит от того, какое содержание в них вкладывается.[5] Поэтому в одних случаях коммуникация выступает лишь как информационная сторона, аспект общения, в других, наоборот, общение выступает стороной, или формой, коммуникации. Стоит заметить, что дискутируя по поводу соотношения понятий, авторы в качестве неизменного или основного понятия используют понятия “ информация ”, “ информационный обмен ”. Коммуникация и общение – это процессы, имеющие ярко выраженный информационный характер. В зависимости от того, что понимается под словом “информация” будет зависеть и соотношение исходных понятий. В современном представлении существуют следующие смысловые варианты понятия информации: 1)сведения о чем-либо, передаваемые людьми; 2) сигналы, импульсы, циркулирующие в кибернетических системах; 3) количественная мера устранения неопределенности (в математической теории коммуникации); 4) мера организации системы и пр.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал