Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рентабельность продаж. Связь рентабельности продаж и рентабельности активов
Рентабельность продаж измеряется по следующей формуле: , (7.8) где ЧП – чистая прибыль от реализации продукции за период; В - стоимость реализованной продукции. Этот показатель определяет, сколько прибыли принес нам каждый рубль реализованной продукции, или, другими словами, сколько прибыли содержится в каждом рубле, вырученном за реализованную продукцию. Определим, как связаны между собой рентабельность продаж и чистая рентабельность активов. Для этого проделаем следующие тождественные операции: 1. Рентабельность активов умножим на 1, представленную отношением В/В, тогда формула примет следующий вид: . (7.9) 2. Перегруппируем правую часть, формула примет вид: . (7.10) Где ЧП*100/В - рентабельность продаж (коммерческая маржа), В/Аср - это коэффициент оборачиваемости активов КТ (коэффициент трансформации- позволяет определить, сколько рублей выручки можно получить за один год, проинвестировав один рубль в данный бизнес (сколько рублей выручки снимается с каждого проинвестированного в предприятие рубля). Коэффициент трансформации показывает, в какой оборот трансформируется каждый рубль инвестиций). Таким образом, мы получаем: Ра = Рп * КТ Как видим, рентабельность активов в этой формуле представлена в виде функции рентабельности продаж и скорости оборачиваемости активов. Из формулы видно, что добиться роста эффективности инвестированного капитала (рентабельности активов) можно лишь, обеспечивая и рост рентабельности продаж и ускорение оборачиваемости активов. Эта формула важна для понимания зависимости между важнейшими процессами, формирующими эффективность работы предприятия, поэтому она широко используется в различных схемах факторного экономического анализа. Рассмотрим аналитические возможности полученного соотношения на следующем простом примере. Предположим, на некотором предприятии рентабельность активов за год сократилась с 25% до 20%. Определим, в результате чего произошло это снижение. Исходные данные сведем в табличную форму Исходные данные для анализа причин снижения рентабельности активов
Определим, как изменились рентабельность продаж и оборачиваемость активов (индексом «б» обозначены показатели в базовом периоде, а «о» - в отчетном)
Итак, на предприятии произошло резкое увеличение объема продаж, в результате чего существенно повысилась оборачиваемость активов. Однако ускоренный рост продаж не сопровождался соответствующим ростом прибыли, поэтому общие результаты ухудшились. Хотя этих данных явно не достаточно для анализа причин произошедшего, тем не менее, можно высказать предположение, что руководство предприятия (возможно почувствовав затоваривание) решило форсировать сбыт и снизило цену на продукцию. Рентабельность собственного капитала и «эффект рычага» Еще более чистым является показатель рентабельности собственного капитала предприятия, показывающий, какая часть прибыли приходится на рубль собственного капитала предприятия. Как известно, в деятельности предприятия, а, следовательно, и в производстве прибыли, участвует как его собственный, так и заемный капитал. Выделим часть прибыли, «произведенную» собственным капиталом. Для этого из прибыли вычтем плату кредиторам за пользование заемным капиталом \ проценты\, а оставшуюся часть прибыли сопоставим с его собственным капиталом и получим рентабельность собственного капитала. По существующим правилам проценты за кредит включаются в себестоимость продукции, если они не превышают величину, равную произведению ставки рефинансирования и коэффициента 1, 8 при оформлении обязательств в рублях. проценты - это часть нашей фактической прибыли, которую мы отдаем в качестве платы за пользование заемным капиталом. Действующие правила разрешили нам эту прибыль включить в себестоимость, но от этого ее сущность не изменилась. Поэтому, если мы хотим точнее определить рентабельность общего используемого капитала, то проценты за кредит, включенные в себестоимость, надо добавить к прибыли. Если мы этого не сделали, то у нас получится, что заемные средства просто снижают рентабельность собственного капитала, ничего не давая взамен. Пусть ПдНОк - скорректированная прибыль предприятия (к прибыли добавлены проценты за пользование всеми кредитами (в рублях), включенные в себестоимость). Скорректированная рентабельность активов , в связи с тем, что размеры пассивов и активов равны друг другу , (7.2) где П – это величина пассивов предприятия, П = ЗК + СК, где ЗК - заемный капитал; СК - собственный капитал; Чтобы получить чистую рентабельность собственного капитала исключим из чистой прибыли все платежи, связанные с использованием заемных средств. рентабельность собственного капитала (Р ск) , (7.3) r - средняя процентная ставка за пользование всеми заемными средствами (включая и бесплатные, например, кредиторская задолженность). Сравнивая приведенные выше формулы, можно получить зависимость между общей рентабельностью и рентабельностью собственного капитала, которая получила название " эффект рычага". Очевидно, из формулы 7.2: ПдНОк=Рак * П (7.4) Подставляя это выражение в формулу 7.3 получаем: . (7.5) Преобразовываем (П=ЗК+СК):
. (7.6) или . (7.7) Эта формула носит название " эффект рычага" и показывает: · если > r, то при увеличении доли заемного капитала - рост рентабельности собственного капитала. · Если < r, то, наоборот, в какой мере рост заемного капитала предприятия снижает рентабельность собственного капитала.
|