Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В условиях музейной экспозиции
Считаем совершенно необходимым подчеркнуть тот аспект работы с произведением искусства, который в наши дни в силу целого ряда причин нивелирован. А между тем, упустив или ском- кав его, мы разрушаем самую суть — сердцевину художествен- ного образа, обедняем его и уравниваем с понятием. Речь идет о моменте непосредственного контакта человека с произведением искусства — о безмолвном созерцании, когда человек оказывает- ся наедине с произведением искусства и когда собственно и за- рождается индивидуальный художественный образ.
«Красота спасет мир» — эта пророческая формула в наши дни превратилась в расхожее выражение — суесловный аргу- мент в пользу необходимости и полезности искусства. При этом, как правило, говорящий и не задумывается над тем, под силу ли гибнущей красоте кого-либо спасать и как именно. Между тем для Ф.М.Достоевского эта формула была наполнена не только нравственно-эстетическим или практическим, но и — прежде вся- кого иного — духовным содержанием. Истинно православный человек, воспитанный в сфере религиозной, а отнюдь не атеисти- ческой культуры, он с молоком матери впитал представление о преобразующем — умиляющем сердце воздействии Образа, о его уподобляющей мощи, о высшей цели искусства как части литур- гического действа — обожении человека, его возвращении к пер- вообразу, подобием которого он был до грехопадения.
Отнюдь не смешивая ни природы, ни функций светского и ре- лигиозного искусства, создатель «Идиота» и «Легенды о великом инквизиторе» в своих критических статьях тем не менее говорил о способности искусства и необходимости для него отображать не только явление, видимое глазами телесными, но и сущность, дос- тупную лишь оку духовному. Именно эта духовная красота, про- свечивающая сквозь плоть видимого образа, прежде всего облада-
ет преобразующей силой. Умиляя сердце человеческое миг за ми- гом, уподобляя его себе, она оказывает на него формирующее воз- действие, делает его лучше, чище, добрее, учит прислушиваться не только к своему разуму, но и к сердцу. Именно таков и только таков путь спасения мира, ибо всякая цивилизация жива своей культурой, а всякая культура — тем, какого человека — своего создателя и свое творение — она сумела породить.
В наши дни и в нашей стране слова великого писателя зазву- чали с особой силой и обрели актуальность самую острую. Рос- сия не успела до конца утратить ощущение трагического диском- форта цивилизационного процесса, ведущего ко все большей ра- ционализации жизни во всех ее сферах и на всех уровнях. В глубинах российской генетической памяти еще брезжит затухаю- щий в мире свет высшей истины: человек жив до той поры, пока его разум одухотворен чувством, пока живо его сердце, способное умилиться — сделаться лучше, милее в минуты молитвы или даже нерелигиозного созерцания — восприятия прекрасного.
Именно эта память определяет направление важнейших про- цессов, отрефлексировать которые призвана наука, чтобы вслед за нею практика осмысленно организовала деятельность, соот- ветствующую высшим целям современности: целям сохранения, гармонизации, а значит, спасения человека и — следовательно — мира.
Искусство как носитель — вместилище Красоты в этом дея- нии призвано сыграть особую роль. А среди всех иных искусств в наше время едва ли не на первое место выходят искусства изоб- разительные — визуальные, что связано с глобальной визуализа- цией культуры, в свою очередь обусловленной сменой книжно- письменной цивилизации видеокомпьютерной, ориентированной преимущественно на визуальное восприятие.
К сожалению, необходимо констатировать, что в период по- зитивизации и рационализации культуры практика одухотворя- ющего восприятия искусства была в значительной мере утраче- на. Как атрофия способности понимать и чувствовать, а значит, и любить природу привела человечество на край пропасти эко- логического кризиса, так и забвение опыта преобразующего кон- такта с искусством вплотную подвело человека к кризису ду- ховному.
Произошла трагическая подмена: информационное восприя- тие искусства вытеснило общение с художественным образом. Практически была предана забвению способность искусства вы- зывать душевное очищающее потрясение, для которого древние
греки выработали особое понятие — катарсис, а наши предки определили как Умиление и именно так поименовали любимей- шую из икон, переосмыслив ее греческое имя — Елеуса (в точном переводе — Милующая).
К сожалению, эта суть восприятия искусства человеком, вроде бы вполне очевидная, на деле — в работе оказывается забытой. Даже лучшие экскурсоводы, работая и с детьми, и со взрослы- ми, безбожно «забалтывают» произведение. Оставим в стороне людей неподготовленных, халтурщиков, просто безумно устав- ших — Бог им судья. Речь не о частных просчетах, а о самой системе работы с произведением. Отметим, что лучшие экскур- соводы и педагоги, особенно и прежде всего в тех случаях, когда они ведут цикловые занятия с группой, т. е. уже знают свою аудиторию, интуитивно избавляются от синдрома, который мы бы обозначили как «паническая боязнь тишины». Что имеется в виду?
Как известно, умение «держать паузу» — показатель мастер- ства драматического актера, его способности так овладеть вни- манием аудитории, что зал начинает жить в одном с ним ритме, в едином сверхнапряжении сотворческого действа, когда пауза наполняется чувством и смыслом, а время словно бы останавли- вает свой ход.
Для того чтобы состоялась эта встреча зрителя с произведе- нием, встреча-потрясение, необходимо ее тщательно подготовить и правильно поэтапно организовать работу с художественным произведением.
.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА
Представления о высшей нервной деятельности человека с не- обходимостью показывают, что вне зависимости от того, в аудито- рии, в классе или в музейной экспозиции и архитектурной среде будет проходить работа с произведением искусства, можно выде- лить пять основных этапов, каждый из которых имеет собственную значимость для полноценного восприятия художественного образа.
Поскольку произведение искусства воспринимается личнос- тью как целостность, постольку человек должен быть особым об- разом подготовлен к этой внутренней работе, необходима не толь- ко интеллектуальная активность, нужен общий настрой, который позволит человеку вжиться, вчувствоваться в произведение. Для того чтобы понять художественный образ и истолковать его, нуж-
но совершить несколько подготовительных операций и провести слушателей через несколько «ступеней», этапов работы:
1) прелюдия (информационное сообщение и эмоциональный настрой);
2) первичный непосредственный контакт с произведением (мол- чаливое созерцание, внутренняя работа в системе «человек—про- изведение»);
3) вербализация (словесное выражение) того, что зритель по- чувствовал, пережил в период первичного контакта;
4) анализ, стремление разобраться в том, как художнику уда- лось вызвать именно такие чувства, мысли, переживания;
5) возвращение к общению с произведением на более высокой ступени обобщения, к целостности его восприятия.
I этап. «Прелюдия»
Для настроя на контакт с произведением, на целостное вос- приятие художественного образа можно воспользоваться опытом подготовки самого художника к работе. Ведь цель — это создание своего рода резонансного взаимодействия двух сердец, двух душ — художника и зрителя, в котором произведение — аккумулятор духовной энергии художника и проводник ее к зрителю. Следова- тельно, организуя подготовку к восприятию художественного об- раза, следует предварительно максимально приблизиться к со- стоянию его творца, попытаться в какой-то мере отождествить себя с ним.
«Прелюдия» должна быть подготовлена автором выступле- ния заранее.
Готовя свое сообщение, студент читает книги о художнике и его времени, знакомится с его эпистолярным наследием и мему- арной литературой о нем. Для начала своей работы с группой (если, конечно, вы имеете дело с достаточно подготовленными людь- ми) можно выбрать характерный эпизод из жизни художника, отрывок из воспоминаний о нем, о его работе над произведением, о котором пойдет речь, о впечатлении, которое оно некогда произ- вело на зрителей. Рассказ или подготовленный текст должны быть не столько информативными в прямом смысле слова, сколько эмоционально насыщенными, причем созвучно художественному образу. Это один прием работы, но есть и другие. Например, мож- но, взяв с собой магнитофон, использовать музыку, созвучную материалу сообщения. При том лучше подбирать современную художнику музыку, написанную композитором — его соотечествен-
9-4015
ником (меньше риск ошибиться). Можно использовать стихи или художественную прозу.
Есть и еще один путь: искренний рассказ о том, какое впечат- ление произвело произведение на вас при первой встрече. Впро- чем, таких приемов можно придумать множество, и любой дос- тигнет цели, если произойдет совпадение духовного строя произ- ведения и того, что послужит «камертоном».
Всего сложнее настроиться на восприятие иконы. А ведь ее ценность заключается в способности «умилить сердце» челове- ка, впечататься в его душу. В храме — естественной для вос- приятия иконы среде — на молящегося особым образом воздей- ствует архитектура, слово молитвы, включенное в песнопение, свечи, запах ладана, эмоциональная среда — сопереживания окружающих. Храм словно защищает человека от суеты мира, помогает отрешиться от повседневности. В музее многое способ- но убить всякую возможность сосредоточенного настроя на вос- приятие иконы: шум шагов, резкий голос экскурсовода, работа- ющего в том же зале. И все же стоит попытаться создать необ- ходимое для общения с иконой состояние. Вспомнив, как в стародавние времена мастер-иконник готовил себя к работе над образом, в какой обстановке входил с образом в контакт моля- щийся, попытайтесь найти способы создания необходимого на- строя вопреки всем сложностям.
И еще один важный совет-рекомендация: информационная и «настраивающая» работа должна проводиться не в музее воз- ле картины, иконы, скульптуры, с которыми студент будет работать, а до того, заранее, это должна быть работа пред- варительная, предшествующая следующему, второму этапу — общению с произведением искусства.
II этап. Непосредственное восприятие произведения, контакт с ним
На этом этапе работы роль посредника-учителя минимальна: надо помочь группе расположиться так, чтобы каждому было по возможности хорошо видно и ничто не мешало сосредоточиться на том произведении, с которым будет вестись работа. Если это скульптура — надо дать возможность каждому сделать ее круго- вой обход, предложив найти наиболее выразительный ракурс. Если икона или картина — сосредоточиться на вчувствовании в нее: молчаливое созерцание способствует сосредоточению, а значит, со-творчеству с художником. Можно предварительно дать груп-
пе задание, но оно не должно быть аналитическим. Оно должно стимулировать самососредоточенность на чувстве и переживании художественного образа, помочь войти в него. В некоторых случа- ях можно предложить своим товарищам отождествить себя с кем- либо из персонажей произведения, попытаться понять и пережить ситуацию как бы изнутри. Иногда — «озвучить» в воображении зрительный образ. Иногда — вступить с ним во внутренний диа- лог. В случае с иконой может помочь и естественный, веками выработанный способ — молитва, обращенная именно к этому образу. Слова, родившиеся в миг духовного озарения, способны вызвать резонансный ответ в сердце не только истинно верующе- го, но и просвещенного атеиста. Наконец, незаменимый помощ- ник — магнитофон. Негромкое воспроизведение музыки той дале- кой эпохи, когда было создано произведение, способно обогатить его восприятие и внести дополнительные краски в зримый образ. Нельзя дать рецепта на все случаи жизни: бесконечное разно- образие произведений диктует множество приемов организации общения с ним. Но сам момент созерцания и вчувствования — эмпатии — не требует слов: зрители должны на какое-то время остаться наедине с произведением искусства, всей душой раство- риться в нем, если перед ними создание истинного художника — впечатление будет обязательно сильным и адекватным.
|