Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Формирование методического фонда специалиста.. 101 5 страница






Зачеты и экзамены — самая трудная пора для студентов.
Напряжение подготовки, стрессы на экзамене — все не лучшим
образом сказывается на организме. А какова эффективность та-
кого обучения? Выученное «на время», с установкой на «сдачу»,
обычно «сдается» экзаменатору безвозвратно. Таковы свойства
психики, влияние установки, которые прекрасно ухватываются
словом — не зря возникли в отношении этих двух форм контроля
усвоения материала такие слова, как «испытания» и «сдача».

Но ведь если вдуматься поглубже, цель экзаменационной и
зачетной сессий — подведение итогов учебы в семестре, не только
выяснение того, что усвоено, но и, в первую очередь, пополнение и
корректировка знаний.

Поэтому наряду с традиционными формами индивидуальных
экзаменов и зачетов уже более десяти лет на кафедре искусство-
ведения и методики преподавания ИЗО применяются новые фор-
мы контроля.



2. Рейтинговая система зачета

Перечисленные варианты зачетных форм могут быть
выбраны преподавателем по его усмотрению и предложены сту-
дентам на каждый учебный год. Каждое задание имеет свою шкалу
оценок. Студент должен набрать в сумме определенное количе-
ство баллов. Такая система получила название рейтинговой.

Рейтинг — это зачет (от англ. rating — оценка, отнесение к
тому или иному разряду),
исключающий какую бы то ни было
случайность, стрессы и обеспечивающий ритмичную работу сту-
дента в течение всего семестра, форма контроля и регулирования
процесса обучения. В этом случае итоговый зачет ставится в кон-
це семестра или прохождения крупного раздела курса на основа-
нии проверки нескольких видов заданий.

На факультете изобразительного искусства по дисциплине
«Всеобщая история искусства» при пятибалльной оценке пре-
дусматривается 3 основных типа заданий, так что зачетная
оценка может колебаться в диапазоне от 9 до 15 (при отсут-
ствии хотя бы одной отрицательной, т. е. ниже 3). Эти задания
нацелены:

1) на проверку систематического освоения всего раздела кур-
са (знания фактов и закономерностей художественного процесса).
Свидетельством полноценной работы могут быть системные кар-
тотеки, синхронно-исторические таблицы, конспекты лекций, до-
полненные в процессе самостоятельной работы;

2) на проверку умения воспринимать, понимать, анализиро-
вать основную реалию искусства — художественное произведе-
ние, работать в различных учебных ситуациях (в музее, архитек-
турной среде, классе, аудитории), организовать активную работу
группы. Весь этот комплекс умений реализуется на практических
занятиях;

3) на проверку способности к творческой работе, для чего да-
ется творческое художественно-практическое задание: реплика-
ция, копирование, создание комплекта слайдов, альбома фото-
графий, видеоматериала и т. д.).

В каждом конкретном случае, на том или ином курсе, в
группе, в индивидуальном порядке, учитывая желание, уро-
вень подготовленности, умения и интересы студента, педагог
определяет варианты зачетных заданий так, чтобы получить
возможность проконтролировать его успехи в трех названных
направлениях.


3. Нетрадиционные формы
контроля знаний

1. Зачетный семинар. На зачетном семинаре каж-
дая группа готовит коллективное выступление по составленному
сценарию (выбранному как лучший) и как бы в соревновании с
другими группами. Совместными усилиями, пытаясь с исчер-
пывающей полнотой раскрыть выбранную тему, через сличе-
ние общего и различного, студенты сообща приходят к реше-
нию задачи, сформулированной в задании как диалог культур.
Преподаватель оценивает работу каждого студента по его вкла-
ду (см. Приложение 3).

2. Групповой экзамен. Вы, возможно, заметили, что все, ус-
лышанное в моменты высокой собранности во время зачета или
экзамена (когда, подготовившись к своему ответу, вы слушаете
беседу преподавателя с вашими товарищами) запоминается уди-
вительно прочно.

Это свойство психики и положено в основу группового экзаме-
на, когда отвечает сразу несколько (до шести) человек.

Как правило, в экзаменационном билете содержатся два воп-
роса: (1) один — общего проблемно-тематического характера, вто-
рой — частный; (2) один — по одному виду искусства, скажем, по
живописи, второй по другому, например по архитектуре; (3) один —
по зарубежному искусству, второй по отечественному и т. д.

На групповом экзамене, рассаживая студентов за одним сто-
лом, преподаватель, анализируя содержание вопросов, выстраи-
вает их в ряд в той или иной последовательности — проблемно-
тематической, хронологической и пр. Затем студенты по очереди
отвечают каждый на свой вопрос, и педагог ставит свою зашиф-
рованную оценку, не сообщая ее присутствующим, но твердо га-
рантируя им, что в сторону занижения эта оценка изменена не
будет. Непременное условие в этой форме работы — взаимное
уважение и доверие студентов и педагога. Затем группе предос-
тавляется возможность дополнить и откорректировать ответ сво-
его товарища. Зная, что оценка педагогом поставлена и не боясь
негативно повлиять на нее, студенты вступают с экзаменатором в
свободную беседу по проблеме.

Так выслушиваются и обсуждаются все 12 вопросов. По окон-
чании беседы педагог предлагает по очереди каждому из экзаме-
новавшихся самому оценить свой ответ и свое знание материала.
После этого оценку ему ставит каждый из группы. И уже после
всех свою оценку сообщает педагог.


В абсолютном большинстве случаев эти три оценки совпада-
ют, поскольку, прослушав ответы других и сравнив с ними свой
ответ и свои знания, человек получает основания для объектив-
ной самооценки и оценки знаний своих сокурсников.

Как показывают наблюдения, заниженная оценка работы то-
варища и заниженная самооценка имеют место в сильной группе
и у отлично знающих предмет студентов. В этом случае они более
строги к себе и другим, и оценка педагога может оказаться более
высокой. Молодым преподавателям не стоит бояться такой ситу-
ации: если ее объяснить будущим педагогам, она только укрепит
авторитет экзаменатора.

В группе слабой и у студентов плохо подготовленных оценка и
самооценка могут быть несколько завышенными. Поскольку такие
ситуации редки, да и к тому же, как правило, первыми отвечают и
задают уровень сильные студенты, мотивировка более низкой оценки
бывает несложной, особенно если педагог пользуется авторитетом.

В весьма редких случаях, когда студент претендует на более
высокую оценку, ему следует предоставить шанс доказать свою пра-
воту. Ведь все мы люди и никто не застрахован от ошибок. Студенту
задаются дополнительные вопросы или предлагается второй билет.

Что дает такая форма экзамена по сравнению с традиционной?

Во-первых, каждый из 6 студентов получает возможность про-
слушать, обсудить, откорректировать и пополнить свои знания по
широкому пласту материала.

Во-вторых, в значительной мере снижается уровень стресса,
поскольку в такой ситуации практически снимается элемент слу-
чайности. Ведь даже если вы слабо ответили на один из своих
недоученных вопросов, вы можете проявить общее знание курса в
обсуждении, дополняя и корректируя ответы товарищей.

В-третьих, будущие педагоги совершенствуют умение объек-
тивно оценивать знания.

В-четвертых, они получают пример демократического педаго-
гического общения.

В-пятых, корректируется самооценка и, что особенно важно,
каждый ясно видит перспективы работы над собой.

Во всяком случае, после такого экзамена студенты и дневно-
го, и заочного отделений (где учатся взрослые сложившиеся люди,
многие из которых давно преподают сами) единодушно одобри-
тельно отзываются о такой форме работы.

3. Зачет-коллоквиум. Сходным образом проходит групповой
зачет-коллоквиум. Разница лишь в том, что в нем сразу принима-
ет участие вся группа, а вместо билетов предлагаются на обсуж-


дение логически выстроенные ключевые проблемы курса. В итоге
же без особых обсуждений, поскольку ситуация в этом случае
проясняется с кристальной прозрачностью, все подготовленные
студенты получают зачет, а немногие неподготовленные имеют
возможность, внимательно прослушав ответы товарищей, после
соответствующей самостоятельной работы прийти на повторную
индивидуальную беседу с преподавателем.

Каждый из студентов (а также педагогов) может предложить
иные, неназванные виды работы, лишь бы они удовлетворяли (в
комплексе) сформулированным выше требованиям.

Традиционные и нетрадиционные формы контроля рассматри-
ваются педагогами как продолжение обучения в активной форме.

4. Контрольная работа. Разнообразные по содержанию тесто-
вые контрольные ориентированы на раскрытие индивидуальнос-
ти каждого студента.

Контрольная работа, как правило, проводится в двух формах:
письменное домашнее задание (реферат) или краткосрочная пись-
менная работа (тест), которая проводится в аудитории одновре-
менно для всего курса, обычно в рамках расписания (во время
лекции, вместо семинара или в сессию).

Домашнее задание подается в виде реферата или творческого
задания практического характера.
Преподаватель может пред-
ложить студентам множество разнообразных типов заданий. Ниже
приводится характеристика некоторых заданий и даются советы
по их выполнению.

Конспект научного текста. При кажущейся на первый взгляд
простоте, это задание является важным звеном вузовской про-
граммы овладения студентом методическими навыками научной
работы. Выполняя это задание, студент должен продемонстриро-
вать способность выделить в выбранном для конспектирования
научном тексте (статье или книге) главную мысль, идею, гипотезу,
концепцию, предложенную автором периодизацию, характерные
признаки исследуемого явления и пр. и логично и последовательно
зафиксировать это в своем конспекте. Главные требования к конс-
пекту: краткость, ясность, логичность, четкость формулировок. Вот
примеры тем для этого задания:

1) конспект книги В. Кандинского «О духовном»;

2) конспект статьи П. Флоренского «Иконостас».

Подборка цитат. Второй тип задания призван научить сту-
дента грамотно ссылаться на источники информации при цитиро-
вании и ссылках на точку зрения авторитетных специалистов. Под-
борка цитат на заданную тему попутно потребует от студента:


1) подобрать и просмотреть литературу по теме;

2) найти в ней нужное (согласно заданию) высказывание;

3) выписать цитаты и сделать грамотные ссылки на источни-
ки цитирования (выходные данные издания и страницы, на кото-
рых расположен процитированный вами материал).

План ответа. Строго говоря, это не реферативная, но близ-
кая к ней форма работы. Заметьте, очень часто, открывая книгу,
мы сначала заглядываем в ее оглавление, т. е. план. Для иссле-
дователя созревший в голове подробный план научного труда
значит порой полдела, так как остается только изложить все по
этому плану. Поэтому так важно научить студента составлять
подробный план. Задание для контрольного реферата может пред-
ставлять собой план доклада на научной конференции или ответа
на экзамене (см. списки контрольных вопросов в Приложении 3):
среди них есть и такие вопросы общего характера, на которые
нелегко ответить сразу, не продумав план заранее и не подобрав
соответствующий материал. Заданием может быть и составление
плана курсовой работы по истории искусств, который вы должны
представить руководителю для утверждения. План может быть
оценен как промежуточный контрольный этап работы над курсо-
вой по рейтинговой системе.

План должен быть сложным, т. е. с пропорциональным соот-
ношением и соподчинением всех частей, которые отражают раз-
личные грани и аспекты поставленной темы (вопроса) и их обо-
значением римскими цифрами, арабскими цифрами и буквами.
Желательно вместо простого перечня «ключевых» слов дать ем-
кие, проблемные, образные формулировки. Учтите, по плану можно
судить о том, насколько полно и исчерпывающе вы подошли к
раскрытию поставленной проблемы.

Мы намеренно не приводим здесь конкретного примера, но
настоятельно рекомендуем обратить внимание на образцовые
планы книг, включенных в списки обязательной литературы (на-
пример, СМ. Даниэля).

Вариантом этого задания могут быть тезисы сообщения или
доклада на предложенную преподавателем тему.

Маршрут экскурсии. Следующим типом задания может быть
разработка графика-маршрута экскурсии. Такой реферат, в ча-
стности, представляется в качестве отчета по музейному (архи-
тектурному) практикуму (см. гл. II). Реферат может быть по-
священ как архитектурным памятникам (прогулка по городу),
так и экспонатам в музейной экспозиции. К представленной
карте-схеме маршрута можно приложить текстовое пояснение


или план с комментариями по каждому пункту остановки груп-
пы во время вашей экскурсии. Если в городе, где вы живете,
есть художественный музей или картинная галерея, вы можете
взять в качестве темы реферата разработку экскурсии в мест-
ном музее по одному из разделов экспозиции. В этом случае
нужно обязательно приложить к тексту иллюстративный мате-
риал или фотографии.

Альбом фотографий (или набор слайдов). При огромном ко-
личестве иллюстрированных изданий по искусству до сих пор нет
комплексного иллюстрированного методического пособия по ис-
тории искусств для студентов художественных факультетов. По-
этому столь важное значение мы придаем созданию личного ме-
тодического фонда (см. гл. III). Если вы умеете фотографировать,
в качестве задания для реферата вы можете взять изготовление
альбома иллюстраций или набора слайдов к занятиям по одному
из разделов курса. Это не так просто, как кажется на первый
взгляд: для пересъемки репродукций в условиях читальных залов
библиотек и фотографирования памятников на натуре (главным
образом имеются в виду архитектурные и скульптурные объекты)
необходимы технические навыки и профессиональные знания. Но
главное в содержательной стороне этого задания — не ограничива-
ясь подбором памятников из имеющихся под рукой изданий по
приведенным в Приложении 1 спискам, умело выбрать интерес-
ную тему. Когда вы с этим столкнетесь, вы убедитесь, что подоб-
ное задание безусловно требует творческого подхода.

Внимательно продумайте, какие разделы и подразделы вой-
дут в ваш альбом, в какой последовательности будут размещены
фотографии. К примеру, работая над темой «Архитектурные па-
мятники домонгольской Руси», вы должны были бы выделить два
крупных раздела с подразделами.

1. Домонгольская Русь периода расцвета:

— памятники Киева: Золотые ворота (современный вид и ре-
конструкция); Десятинная церковь (план и фрагмент фрески);
Софийский собор (план, реконструкция, современный вид фаса-
дов. В интерьере: мозаики — Пантократор, Оранта, Евхаристия,
отцы церкви; фрески — портрет семьи Ярослава Мудрого, росписи
в башне: скоморохи и др.); Дмитрий Солунский и Евхаристия —
мозаики из Михайловского Златоверхого монастыря; Кирилловс-
кая церковь (в интерьере — росписи М.А. Врубеля);

— памятники Новгорода: Софийский собор (план, вид фаса-
дов, росписи — Деисус; Константин и Елена).

2. Домонгольская Русь периода феодальной раздробленности:


— памятники Владимиро-Суздальского княжества (подроб-
ный перечень составляется аналогично);

— Архитектура Новгорода и Пскова второй половины XI —
XIII вв. (аналогично, подсказкой вам могут послужить в данном
случае контрольные вопросы).

Вот другая тема: «Петербургские реликвии архитектуры пет-
ровской эпохи». В альбом включаются следующие иллюстрации:

1) Иоанновские ворота Петропавловской крепости;

2) колокольня Петропавловского собора;

3) дворец А.Д. Меншикова (фасад, интерьеры — Ореховый
кабинет с фреской и живописным плафоном, парадный вести-
бюль, комнаты, отделанные изразцами);

4) здание Двенадцати коллегий (фасад, интерьер Белого зала —
1730-е годы.);

5) Летний дворец (фасады, интерьер Зеленого кабинета, фраг-
менты: рельефы на фасадах, деревянный рельеф с Минервой в
вестибюле, живописные плафоны);

6) дворец Монплезир в Петергофе (план, фасады, интерьер
Большого зала);

7) Большой дворец в Петергофе (первоначальный проект пет-
ровской эпохи, современный вид, интерьер Дубового кабинета
Петра I).

Альбом иллюстраций или набор слайдов должны быть снаб-
жены сопроводительным текстом. В краткой преамбуле дают-
ся хронология, характеристика и особенности искусства данно-
го периода, группы, школы. Под фотографиями можно только
подписать автора, название, год создания, а все остальные све-
дения о памятниках (материал, местонахождение, сохранность
и пр.) можно привести в отдельном списке в начале или в кон-
це альбома. В качестве приложения к такого рода реферату
могут быть составлены методические рекомендации по исполь-
зованию данных иллюстраций, слайдов или дополнительного
контрольного набора фотографий на уроках, лекциях, в прове-
рочных тестах.

Возможная тематика альбомов и наборов слайдов:

1) Архитектура московского ампира.

2) Русская архитектура второй половины XIX — начала XX в.

3) Русская садово-парковая скульптура XVIII — первой тре-
ти XIX в.

4) Конные памятники Петербурга.

5) Триумфальные арки в архитектуре Петербурга и Москвы.

6) Русские усадьбы XIX в. и т. д.


Сценарий. Еще одним жанром творческого задания может стать
сценарий к зачетному семинару (см. в главе II об аудиторных семи-
нарах) или даже к одному из ваших выступлений на музейных заня-
тиях. Придумывая свои подходы, подыскивая ключевые слова, про-
игрывая в уме возможные диалоги и дискуссии (задумав острые
вопросы), вы фиксируете свои «режиссерские» находки письменно в
форме сценария. Это задание даст вам возможность проявить свою
индивидуальность, творческий потенциал, нетрафаретное мышле-
ние, способность к нетрадиционному видению и решению постав-
ленной задачи. Представленный преподавателю сценарий может быть
также зачтен вам как контрольная по рейтинговой шкале оценок.

В недалеком будущем возможно привлечение студентов к ра-
боте над созданием учебных видеоматериалов по истории искусств.
Это задание потребует объединения методических задач, пере-
численных в двух последних разделах.

Рецензия, отзыв. Широко распространенным типом творчес-
кого задания является жанр критической статьи, рецензии или
отзыва о выставке или книге, а также обзор периодики (художе-
ственных журналов) или обзор литературы по выбранной теме
(к курсовой или дипломной работе).

В наше время в интересных и по-настоящему художествен-
ных выставках нет недостатка. Активизировали свою выставоч-
ную деятельность большие музеи, открылось множество малень-
ких галерей и художественных салонов. Нам представляется ак-
туальным включить в учебную программу задание, которое
потребует от студента осмысления процессов, происходящих в
современном искусстве. Выбранная вами для рецензии выстав-
ка может быть любой: тематической, исторической, ретроспек-
тивной, групповой, персональной и т. д. В критическом обзоре
выставки необходимо рассказать, кто, когда и как ее организо-
вал, каков замысел выставки и какого рода произведения или
художники участвовали в ней. Необходимо выделить наиболее
яркие имена и произведения и убедительно мотивировать свой
выбор, остановившись подробнее на самом интересном. Делясь
своими личными впечатлениями, не забудьте ознакомиться с
книгой отзывов и проанализировать реакцию зрителей и, так
сказать, общественный резонанс (успех/неуспех), если таковой
у выставки был. Если вам удалось побеседовать с участниками
(художниками), с авторами экспозиции (искусствоведами) или
со зрителями, с группой, со своими учениками, обязательно за-
троньте в рецензии этот «живой» материал, проанализируйте
дискуссии, беседы, качество экскурсий, приведите наиболее ин-


тересные мнения и высказывания как профессионалов, так и
любителей, сопоставьте их.

Если это персональная выставка современного художника,
ваша рецензия примет характер критического очерка творчества
мастера. Пробуя свои силы в роли художественного критика, по-
мните об особой весомости сказанного слова и об ответственности
за него. В первом суждении-оценке, не отягощенной авторитетны-
ми мнениями и не проверенной временем, многое зависит от «чуть-
чуть»: остроты внутреннего зрения, тонкости настройки, «абсо-
лютного слуха», как выразился бы музыкант. Очерк о творчестве
современного художника должен включать биографическую кан-
ву и характеристику этапов творческого пути, обязательно ряд
произведений, которые вы выделяете как самые важные, этап-
ные, удачные в творчестве мастера. Постарайтесь найти, если
таковые уже есть, публикации о художнике и приложите к рефе-
рату составленную вами библиографию.

Исторический очерк и отзыв о выставке могут быть посвяще-
ны местному народному промыслу, народному мастеру, истории
местного музея или передвижной выставке одной картины.

Если в своем реферате вы решили сделать обзор периоди-
ческой печати, в вашем распоряжении для подготовки этого за-
дания должны быть комплекты художественных журналов (или
одного из них): «Творчество», «Художник», «Искусство», «Деко-
ративное искусство», «Юный художник», «Наше наследие», «Му-
зей» и др. Студент художественного факультета должен взять
себе за правило регулярно просматривать периодику. Поэтому
в качестве одного из заданий вам предлагается сделать обзор
журнальных публикаций за конкретный период, например пос-
ледние пять лет. Учтите, что в декабрьском номере журнала
обычно помещается перечень всех статей, опубликованных за
год. Этот список поможет вам сделать подборку статей по выб-
ранной для обзора теме. Не забудьте в конце работы приложить
перечень всех использованных статей, составленный по алфави-
ту фамилий авторов.

Например, возможны такие темы для рефератов:

1. Раздел «Проблемы мастерства» в журнале «Искусство».

2. Журнал «Юный художник» об особенностях детского твор-
чества.

3. История русского авангарда на страницах журнала «Наше
наследие».

На страницах журналов нередко разворачиваются теорети-
ческие дискуссии: о декоративном, о монументальном искусстве,


о проблеме жанров, о стиле и т. д. Ход одной из них может стать
темой вашего реферата: проанализируйте наиболее интересные
статьи на данную тему и выводы из дискуссии и не забудьте
«принять участие» в обсуждении «за круглым столом», поделив-
шись своим мнением по проблеме, поднятой журналом.

Анализируя содержание публикаций журнала в целом за ка-
кой-либо период, постарайтесь выделить наиболее интересные и
содержательные материалы по:

1) методике преподавания изобразительного искусства;

2) проблемам воспитания средствами искусства;

3) теории художественного образа и другим теоретическим
проблемам искусствознания.

Этот тип творческого задания, пожалуй, самый сложный из
предложенных. Такая работа, выполненная студентом самостоя-
тельно, может послужить своего рода «пробой пера» предстоя-
щей в будущем творческой деятельности — профессии художе-
ственного критика, корреспондента, художественного обозревате-
ля, ведущего газетной рубрики или тележурнала по искусству
для детей...

Реферат, посвященный обзору литературы по теме, в даль-
нейшем может войти в состав вашей курсовой или дипломной
работы по истории искусств и послужит вам хорошим «заделом»
для будущего.

6. Тест. Помимо письменного реферата, выполняемого сту-
дентом как домашнее задание, на кафедре искусствоведения и
методики преподавания изобразительного искусства разработа-
на система дополнительного блиц-контроля — проверочных тес-
тов. Тестовые контрольные предназначаются для оценки индиви-
дуальных способностей и знаний отдельного студента. Тесты пред-
полагают использование компьютера в учебном процессе. Они
разнообразны по содержанию и ориентированы на выявление ин-
дивидуального роста у студента навыков зрительного восприя-
тия, переживания (вчувствования-эмпатии), анализа художествен-
ного произведения (включая упражнения на развитие способнос-
тей чувствовать цвет, пластику, ритм, пропорции, гармонию форм,
линий, завершенность деталей и пр.), а также проверку знаний
студента в области теории искусства, музейных коллекций,.лите-
ратурных источников.


Ниже приводятся примеры тестов (звездочки заменяют иллю-
страции, вместо которых здесь помещены подписи или ответы).
Решая предложенные задачи, вы имеете возможность потрениро-
ваться и проверить свои знания самостоятельно.

Один из контрольных тестов называется «Словарь терминов и
понятий по истории искусств, архитектуре и художественной куль-
туре» и предназначается для проверки знания студентом терми-
нов. Такая контрольная выполняется студентом индивидуально
или путем заполнения распечатанного на компьютере варианта
по форме (см. пример) на листе бумаги, подается в виде картоте-
ки терминов (см. гл. III), или выполняется непосредственно на
компьютере.

Следующей в системе проверочных тестов является письмен-
ная контрольная, которая обычно проводится после лекционного
курса и способствует закреплению у студентов полученной ин-
формации как историко-теоретического плана, так и по запоми-
нанию конкретных памятников и произведений (экспозиций Эр-
митажа и Русского музея). Количество вопросов-задач в данном
тесте (см. Пример в Приложении 3) — десять, что соответствует
десятибалльной шкале оценок. Результат в 10 баллов по рейтин-
говой системе дает студенту право на экзамене отвечать только
на один из двух предложенных в билете вопросов.

ПРИМЕРЫ ПРОВЕРОЧНЫХ ТЕСТОВ

Тест I. Расставьте предложенные памятники в хронологичес
ком порядке.

 

* * * Л. Бернини «Экстаз Св. Терезы» * * * Дж. Манцу Рельеф «Врата смерти» * * * Всадники из панафинейского фриза Парфенона
* * * Скульптура Джакометти * * *Донателло «Благовещение» * * * Рельеф «Зодчий Хесира»

Тест 2. Определите жанровую форму портрета и подберите
соответствующие эпитеты:

...парадный; парный; интимный; исторический; групповой; пор-
трет-тип; профильный; аллегорический; героический; поясной;

монументальный; психологический; салонный; романтический; сен-
тиментальный; портрет в интерьере; автопортрет...

 

А. Самохвалов «Девушка в футболке» Э.М. Фальконе Скульптурный памятник Петру I П. д'Франческо «Портрет герцога д'Монтефельтро»
* * * * * * * * *
Ф.С. Рокотов «Портрет Струйской» Я.ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» Рембрандт «Саския в образе Флоры»
* * * * * * * * *
В. Серов «Девочка с персиками» В. Серов «Портрет Ермоловой» П. Корин «Александр Невский»
* * * * * * * * *
А. Головин в роли Годунова» К. Коровин «Портрет Шаляпина» Рембрандт «Портрет старика в красном»
* * * *.* * * * *
Рембрандт «Анатомия доктора Тюльпа» Ф. Шубин «Екатерина- законодательница» А. Гро «Наполеон на Аркольском мосту»
* * * * * * * * *

Тест 3. Определите характер освещения и источник света (кон-
тражур, рассеянное и т. д.).

 

Вермеер Дельфтский «Девушка, читающая письмо» * * * Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» * * *
Ф. Гварди «Венецианский дворик» * * * И. Левитан «Сумерки. Стога» * * *
В. Хеда «Натюрморт с омаром» * * * М. Добужинский «Человек в очках» * * *

Тест 4. Архитектура Новгородского и Владимиро-Суздальс-
кого княжеств XII в.: сравнительный анализ. Распределите пере-
численные признаки на две колонки под иллюстрациями:


* * * храм Георгия в Старой Ладоге * * * храм Покрова на Нерли

.

1) лопатки;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал