V. Формирование методического фонда специалиста.. 101 4 страница
Из множества колонн, обелисков, фонтанов и т. п. студент может выбрать несколько, руководствуясь или общей темой, или архитектурной стилистикой, одним автором и т. п., например:
— история фонтанов на дороге в Царское Село (ныне г. Пушкин);
— решетка А. Воронихина и фонтан Т. де Томона у Казанско- го собора;
— обелиск «Румянцова победам» В. Бренны в сквере у Ака- демии художеств;
— набережная со сфинксами у Академии художеств К. Тона. Проанализировать образный строй трех знаменитых оград:
— решетки Летнего сада Ю. Фельтена, у Казанского собора и у храма Спаса-на-Крови.
— художественный металл в оформлении балконных решеток дома Лидвалей (Каменноостровский пр., д. 1/3).
7. Тема: «Павловск — архитектурный ансамбль».
Отчет можно оформить, поместив портреты всех великих мас- теров и архитекторов, работавших в Павловске, а напротив — изображение того, что каждый из них построил.
8. Тема: «Связь архитектурных памятников Петербурга с судь- бой знаменитых произведений изобразительного искусства».
В отчет помещаются друг против друга следующие изобра- жения:
— дворец кн. Шереметева (Фонтанный дом) и рядом — порт- рет П. Жемчуговой работы крепостного художника И. Аргунова, портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского;
— Смольный монастырь В. Растрелли и Смольный инсти- тут Д. Кваренги, а вокруг — серия портретов «Смольнянок» Д.Г. Левицкого;
— Таврический дворец И.Старова и связанные с ним — ста- туя Венеры Таврической (ГЭ), статуя «Екатерина II — законода- тельница» Ф. Шубина (ГРМ) (можно найти иллюстрацию с изоб- ражением этой статуи в зимнем саду дворца).
9. Тема: «Монументальная и декоративная скульптура в го- родской среде».
Можно рассмотреть как конные памятники Петербурга, так и садово-парковую скульптуру в городских и пригородных ан- самблях.
10. Работая с темой, посвященной архитектурной графике, студент изучает экспонаты Научно-исследовательского музея Академии художеств, Музея Истории города и других хранилищ. Оригинальной темой выступления на музейном практикуме мо- жет быть: «Деревянные модели архитектурных памятников из музея Академии художеств».
11. Тема: «Стиль модерн в архитектуре Петербурга». Для выступления предлагается несколько вариантов:
— проиллюстрировать стилистическое многообразие в архи- тектуре рубежа веков (сравнить памятники так называемого де- коративного модерна, например Витебский вокзал, «северного» модерна архитектора В. Бубыря, классицизирующего модерна архитектора Ф. Лидваля, «рационального», или «конструктивно- го», модерна, например постройки Н. Васильева и др.);
— в выборе памятников можно оттолкнуться от темы: банки, гостиницы, доходные дома и т. п.;
— можно рассмотреть проблему синтеза искусств в архитек- туре эпохи модерн (скульптура, керамика, живопись на фасадах и в интерьерах зданий);
— можно взять для анализа только один характерный памят- ник: особняк М. Кшесинской, дом компании Зингер, дом Толстого на Фонтанке, дом Бажанова на ул. Марата и др.
12. Обращаясь к памятникам современной архитектуры, сту- дент может взять для изучения архитектуру конкретного перио- да: конструктивизма, так называемого «сталинского ампира», постмодернизма с конца 1980-х годов. В отчете достаточно про- анализировать 1—2 произведения.
Отчет должен быть кратким, раскрывать основную идею (под- робный анализ, исторический экскурс и описание памятника про- звучат во время вашей экскурсии), включать план-схему марш- рута, быть хорошо проиллюстрированным.
Подготовка к музейному практикуму начинается задолго: выби- раются темы, подбираются материалы. В зависимости от тем пре- подаватель корректирует программу посещения музеев и место про- ведения практикума. Предельно сжатые и насыщенные работой дни требуют от студентов высокой организации и собранности.
Подготовка к выездной практике — дело особой важности. Сейчас ее организация особенно сложна, так что и отнестись к ней необходимо со всей ответственностью, для того чтобы вы мог- ли получить от поездки максимальную пользу.
Одному из авторов этого пособия в свое время довелось орга- низовать выезд студентов-дальневосточников в Европейскую часть России с посещением не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и Владимира, Суздаля, Ярославля, Новгорода и Пскова. К этой поездке студенты готовились более полугода и сначала соверши- ли путешествие мысленное. Каждый получил двойное задание: подготовить обзорную или тематическую экскурсию по одному из городов или музеев и более узкую — по той или иной проблеме, жанру, творчеству художника или творческого объединения в од- ном из крупнейших музеев.
Каждый из студентов при этом составлял свой дневник-путе- водитель этого воображаемого путешествия, чертил карты горо- дов, которые предстояло посетить, заполнял карточки моногра- фического характера о творчестве знаменитых мастеров — архи- текторов и скульпторов, живописцев и графиков, но особенно внимательно — карточки, посвященные самым замечательным памятникам, которые предстояло увидеть. Студенты подготови- лись так, что появилась возможность во многих случаях отказать- ся от экскурсоводов. В этой роли студенты выступали поочеред- но. Естественно, во время такой поездки они получили многократно больше, нежели если бы она была подготовлена менее тщательно.
7. Тема: «Павловск — архитектурный ансамбль».
Отчет можно оформить, поместив портреты всех великих мас- теров и архитекторов, работавших в Павловске, а напротив — изображение того, что каждый из них построил.
8. Тема: «Связь архитектурных памятников Петербурга с судь- бой знаменитых произведений изобразительного искусства».
В отчет помещаются друг против друга следующие изобра- жения:
— дворец кн. Шереметева (Фонтанный дом) и рядом — порт- рет П. Жемчуговой работы крепостного художника И. Аргунова, портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского;
— Смольный монастырь В. Растрелли и Смольный инсти- тут Д. Кваренги, а вокруг — серия портретов «Смольнянок» Д.Г. Левицкого;
— Таврический дворец И.Старова и связанные с ним — ста- туя Венеры Таврической (ГЭ), статуя «Екатерина II — законода- тельница» Ф. Шубина (ГРМ) (можно найти иллюстрацию с изоб- ражением этой статуи в зимнем саду дворца).
9. Тема: «Монументальная и декоративная скульптура в го- родской среде».
Можно рассмотреть как конные памятники Петербурга, так и садово-парковую скульптуру в городских и пригородных ан- самблях.
10. Работая с темой, посвященной архитектурной графике, студент изучает экспонаты Научно-исследовательского музея Академии художеств, Музея Истории города и других хранилищ. Оригинальной темой выступления на музейном практикуме мо- жет быть: «Деревянные модели архитектурных памятников из музея Академии художеств».
11. Тема: «Стиль модерн в архитектуре Петербурга». Для выступления предлагается несколько вариантов:
— проиллюстрировать стилистическое многообразие в архи- тектуре рубежа веков (сравнить памятники так называемого де- коративного модерна, например Витебский вокзал, «северного» модерна архитектора В. Бубыря, классицизирующего модерна архитектора Ф. Лидваля, «рационального», или «конструктивно- го», модерна, например постройки Н. Васильева и др.);
— в выборе памятников можно оттолкнуться от темы: банки, гостиницы, доходные дома и т. п.;
— можно рассмотреть проблему синтеза искусств в архитек- туре эпохи модерн (скульптура, керамика, живопись на фасадах и в интерьерах зданий);
— можно взять для анализа только один характерный памят- ник: особняк М. Кшесинской, дом компании Зингер, дом Толстого на Фонтанке, дом Бажанова на ул. Марата и др.
12. Обращаясь к памятникам современной архитектуры, сту- дент может взять для изучения архитектуру конкретного перио- да: конструктивизма, так называемого «сталинского ампира», постмодернизма с конца 1980-х годов. В отчете достаточно про- анализировать 1—2 произведения.
Отчет должен быть кратким, раскрывать основную идею (под- робный анализ, исторический экскурс и описание памятника про- звучат во время вашей экскурсии), включать план-схему марш- рута, быть хорошо проиллюстрированным.
Подготовка к музейному практикуму начинается задолго: выби- раются темы, подбираются материалы. В зависимости от тем пре- подаватель корректирует программу посещения музеев и место про- ведения практикума. Предельно сжатые и насыщенные работой дни требуют от студентов высокой организации и собранности.
Подготовка к выездной практике — дело особой важности. Сейчас ее организация особенно сложна, так что и отнестись к ней необходимо со всей ответственностью, для того чтобы вы мог- ли получить от поездки максимальную пользу.
Одному из авторов этого пособия в свое время довелось орга- низовать выезд студентов-дальневосточников в Европейскую часть России с посещением не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и Владимира, Суздаля, Ярославля, Новгорода и Пскова. К этой поездке студенты готовились более полугода и сначала соверши- ли путешествие мысленное. Каждый получил двойное задание: подготовить обзорную или тематическую экскурсию по одному из городов или музеев и более узкую — по той или иной проблеме, жанру, творчеству художника или творческого объединения в од- ном из крупнейших музеев.
Каждый из студентов при этом составлял свой дневник-путе- водитель этого воображаемого путешествия, чертил карты горо- дов, которые предстояло посетить, заполнял карточки моногра- фического характера о творчестве знаменитых мастеров — архи- текторов и скульпторов, живописцев и графиков, но особенно внимательно — карточки, посвященные самым замечательным памятникам, которые предстояло увидеть. Студенты подготови- лись так, что появилась возможность во многих случаях отказать- ся от экскурсоводов. В этой роли студенты выступали поочеред- но. Естественно, во время такой поездки они получили многократно больше, нежели если бы она была подготовлена менее тщательно.
Примерно также готовятся и короткие выезды в пригороды Петербурга или в ту же Старую Ладогу.
Если вам повезло принять участие в длительной выездной практике, готовьтесь представить достаточно объемный отчет, и лучше всего в форме реального Путевого дневника, созданного на основе прежде всего полученных вами впечатлений. С ваши- ми подготовительными материалами педагог, как правило, зна- комится заранее, до поездки, поэтому в Путевом дневнике не увлекайтесь изложением фактологического материала: централь- ное место в нем должны занять ваши впечатления, пережива- ния, мысли.
4. Репликация как метод сотворческого восприятия искусства
Особый путь, стимулирующий самостоятельную ра- боту и провоцирующий на собственное творчество, — это репли- кация произведения в учебных целях. Еще М. Волошин предви- дел, что аналитический рисунок когда-нибудь станет особой дис- циплиной. Богатейшую коллекцию жанра беглой зарисовки оставили альбомы и дневники путешественников, художников и архитекторов. Зарисовки памятников — это беглая фиксация глав- ного, особенного в произведении, при этом рассматривается, изу- чается и запоминается самое лучшее из созданного художествен- ным гением человечества. Поэтому зарисовки избранных памят- ников на специальных карточках для картотеки одновременно способствуют формированию вкуса, интуиции, наблюдательнос- ти, а профессиональное умение рисовать здесь не требуется. Важна непосредственность, искренняя фиксация впечатления. Интуитивно нащупывая пути возвращения к полнокровному, преобразующе- му душу общению с искусством, педагоги в последнее время об- ратились к репликации как средству освоения искусства в про- цессе обучения. Деятельностный подход стал основой педагоги- ческого процесса. Согласно данным психологии, моторика руки связана с вербализацией мыслей, так что зарисовки памятников могут играть роль в формировании образной и богатой эпитета- ми речи. Рука следует за внутренним взором, схватывающим логику построения формы. Речь идет о нахождении формулы, в которой — ключ к образной идее произведения. В. Фаворский писал: «Копия может быть механической и может быть художе- ственной, где, анализируя конструкцию копируемого произведе-
ния, поняв его художественную суть, поняв, конечно, по-своему и с ударением на том, что для нас теперь понятно и реально, мы эту суть и передаем». Поскольку зарисовываются отобранные временем произведения (потому что они и есть чеканные форму- лы, отшлифованные каноном, стилем и т. д.), рисующий постига- ет основы изобразительной грамоты как закон художественного формообразования. Результат достигается не через штудии нату- ры, как в классической схеме художественного образования, а через умозрение, аналитический рисунок и творческие интер- претации, предполагающие внутренний диалог с художником — автором оригинального интерпретируемого произведения. Такую копию мы встречаем в художественном мире, например копии Э. Мане и П. Пикассо с Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса с Микелан- жело Буонарроти и др. Ученическая репликация — это целая система заданий: от работы с картотекой, зарисовок в путевом дневничке до аналитических копий и рисунков (практикуемых в системе обучения проф. СПбХПА А.П. Зайцева, в Колледже изоб- разительной экспозиции, художниками группы «Эрмитаж» и др.). Метод зарисовок аналитического копирования и творческой реп- ликации в целом хочется охарактеризовать словами одного учите- ля музыки: «позаниматься с головой». Такой метод работы с ма- териалом по истории искусства учит думать и анализировать. Создавайте и бережно храните свои реплики — они войдут в ваш методический фонд, став его важнейшей составляющей.
5. Занятия в компьютерном классе
Внедрение в традиционную систему преподавания истории искусства современных компьютерных технологий позво- ляет усовершенствовать освоение и постижение материала на всех уровнях и этапах образовательного процесса. При обучении на дневном и заочном отделениях применяются как общие базовые способы работы в информационном компьютерном поле, так и специфические, обусловленные содержанием и объемом лекцион- ных курсов и практических занятий.
Одним из возможных способов приобретения дополнительных теоретических знаний может послужить поиск в Интернете сведе- ний о художнике, памятниках искусства, об их хранении в базе компьютерных данных, о мировых библиотечных и музейных хра- нилищах, которые трудно обнаружить в том городе, в котором учится или живет студент.
Другим компонентом накопления и усвоения информации по изучаемой дисциплине при одновременной экономии времени явля- ется использование большого количества компьютерных программ, в том числе аудиовизуальных лазерных дисков разных музеев (Лувр, Эрмитаж, Русский музей и т. д.), а также галерей современного искусства. На основе работы в реальном и виртуальном музейных пространствах учащийся может составить картотеку памятников, создав для этого индивидуальный учебный файл в соответствующей папке, содержание которого он будет пополнять и совершенствовать на протяжении всех лет обучения. Таким образом, самостоятельная учебная деятельность студента может контролироваться препода- вателем даже в «безбумажном» варианте, что особенно эффективно при дистанционном способе обучения.
Одной из продуктивных форм образовательного процесса яв- ляется создание сайта по узловым проблемам изучаемого курса с максимально полным привлечением исторического, искусствовед- ческого, поэтического и музыкального материала. Такова, напри- мер, тема «Романтизм в искусстве Франции и России в первой половине XIX века» с обязательным включением сопоставитель- ного аннотированного визуального ряда с выделением главных сущностных характеристик романтизма. Материал этого сайта должен быть снабжен соответствующими ссылками на библио- графические источники и компьютерные программы. Для созда- ния атмосферы творческого содружества это задание могут вы- полнять коллективно студенты группы или курса, в этом случае лучшие решения лягут в основу будущей страницы общего элек- тронного учебника или на базе лучших локальных «находок» мо- жет быть составлена общая композиция.
Этот вид учебного задания позволяет не только системно, в оп- ределенном информационном режиме излагать смысл художествен- ного явления, но и создавать методические материалы и разработ- ки для педагогической практики, в том числе тесты, игры, сцена- рии для проведения конференций и организации учебного театра.
Из отдельных учебных заданий по созданию тематических, монографических и проблемных файлов студент может сформи- ровать основу для собственного компьютерного учебника или про- граммы для учащихся и таким образом пополнить личный мето- дический фонд авторской разработкой, а также выполнить курсо- вой или выпускной квалификационный проект.
Помимо воспроизведения памятников искусства, планов, кон- струкций архитектурных сооружений студент художественного факультета может применить графические навыки для создания
электронных учебных программ, чтобы развивать свои творчес- кие способности, а также для обеспечения интерактивной формы обучения будущих учеников, например, по фрагменту конструк- ции достроить ее, демонстрируя знание конструктивной системы и умение применить навыки изобразительной грамоты или по плану графически воспроизвести облик сооружения.
Наиболее актуальным представляется использование компь- ютерных технологий для сбора фактологического материала и изучения современного художественного процесса, так как основ- ной банк данных формируется прежде всего в электронных носи- телях информации. Пример тому — получение сведений о выс- тавках современных художников, их творчестве, функционирова- нии художественных галерей, салонов, арт-клубов. Студент может обучаться и в режиме on-line.
Образовательные программы дистанционного обучения, осо- бенно необходимые для студента заочного отделения, позволяют установить оперативное взаимодействие преподавателя и обуча- ющегося. Применяя электронную почту, студент может рассчи- тывать на своевременную консультацию как организаторов учеб- ного процесса, так и педагога, а также на проверку контрольных учебных заданий и итоговых творческих работ.
Включение в традиционную систему преподавания современ- ных компьютерных технологий позволяет значительно уменьшить время, затраченное на поиск и обработку обширной информации по искусствоведческим дисциплинам, а значит, высвободить вре- мя для творческой деятельности, что способствует интенсифика- ции процесса обучения.
Наиболее перспективными нам представляются подготовка и применение обучающих компьютерных программ — для студен- тов дневного отделения, а для заочного — методических пособий и учебника. Такие мультимедийные издания по истории искусст- ва позволяют студенту самостоятельно, сидя дома или в специ- альном классе, увидеть и изучить то, что невозможно показать за несколько часов или дней занятий.
Компьютерные учебники имеют ряд существенных отличий от традиционных, поэтому весьма важно придерживаться опре- деленных требований к программному обеспечению: примени- мость на различных платформах; обучение в режиме on-line. До- стоинством этих учебников является простота использования в сочетании с мощными функциями; оперативность переключения с одного изучаемого раздела на другой; поддержка индивиду- альной и коллективной форм обучения; удобный просмотр изу-
чаемых объектов; возможность трансформировать содержание в методику.
Безусловно, внедрение мультимедийных программ для обуче- ния истории искусства не может заменить то, что приобретает учащийся в общении с подлинником, овладевая навыками про- фессиональной деятельности в «живой» практике. Однако появ- ление мультимедийных учебных изданий, несомненно, является положительным фактором и, конечно, имеет перспективы, так как дает возможность подключения к глобальным информационным банкам, а значит, делает систему обучения еще более открытой всем мировым новациям.
III. Система контроля и проверки полученных знаний
Разработанная на кафедре искусствоведения и ме- тодики преподавания изобразительного искусства система конт- роля усвоения материала предполагает тесное взаимодействие с системой практических занятий в музеях и лекционных курсов по истории искусств. Так, при любой форме контроля педагог учи- тывает, насколько систематично и полно освоен курс, как на прак- тических занятиях студент проявил себя в течение семестра, при- обрел ли необходимые умения и навыки:
1) устного выступления;
2) подготовки выбранного вопроса и изложения его в условиях музейной экспозиции (причем вопросы и задания постепенно ус- ложняются);
3) выступления в форме активного общения с группой.
Традиционно основной характеристикой уровня знаний сту- дента являются оценки. Фактически в распоряжении препода- вателя всего четыре балла: «отлично», «хорошо», «удовлетвори- тельно», «неудовлетворительно». Но при изучении искусства, осо- бенно в педвузе, важнейшую роль играет не столько сумма полученной информации, сколько развитие в процессе обучения духовной, эмоциональной и умственной сфер личности. Исход- ный уровень, поступательное движение и качественные измене- ния в этих сферах с трудом прослеживаются в традиционной форме ответов студентов на экзаменах в сессию. Науке извест- ны специальные тесты, позволяющие фиксировать отдельные стадии и грани обучающего процесса по искусству: тест на эмо- циональность восприятия, на развитие эстетического вкуса и суждения, на овладение методом анализа и особенно категори- ально-понятийным аппаратом преподаваемых дисциплин, тер- минологическими вопросами теории, содержанием коллекций музеев и т. д. Уровень зрелости суждений, умение самостоятель- но думать особенно ярко выявляется на семинарах, коллоквиу- мах и научных студенческих конференциях.
Одной из задач традиционных устных ответов на экзамене является научение студента структурированию своего ответа. Иные
4-4015
формы контроля заданий: компьютерные тесты, письменные кон- трольные, конференция — помогают студенту научиться:
1) систематизировать знания по прослушанному курсу;
2) правильно расставлять акценты и выделять главное.
Проверочный диктант (по терминам) или контрольная на зна- ние памятников (по иллюстрациям) тренируют память и быстро- ту реакции.
Зачетный семинар дает возможность студентам использовать широкий спектр вспомогательных средств (видеофильм, музыкаль- ное сопровождение, театрально-постановочные эффекты и т. д.).
Письменный реферат (например, отчет о музейном практику- ме на IV курсе) проявляет и совершенствует владение словом, умение студента использовать живописно-графические средства в оформлении текста, работать над стилем изложения, пользо- ваться необходимым вспомогательным аппаратом (цитаты, снос- ки, иллюстрации, список литературы и т. д.).
Разнообразные формы контроля позволяют преподавателю пронаблюдать и оценить различные грани роста, эволюции спо- собностей и профессиональных навыков студентов. Так, форма зачета в виде коллоквиума — коллективного обсуждения студен- тами группы в диалоге с преподавателем основных проблем прой- денного курса — сосуществует с письменной контрольной рабо- той в виде диктанта на знание терминов, памятников, историчес- ких фактов. Традиционные формы контроля — индивидуальные зачеты и экзамены.
1. Традиционные формы контроля: экзамен, зачет, коллоквиум
Уровень зрелости суждений студента, умение само- стоятельно рассуждать и профессионально мыслить особенно ярко проявляются в традиционной форме устного выступления, особен- но на экзамене. Ответ на экзамене требует от студента умения собраться, сконцентрировать внимание, логично и четко выстроить свой ответ, но одновременно полно и со всех сторон осветить по- ставленный вопрос. Сначала нужно внимательно и вдумчиво про- честь экзаменационный вопрос, обратив внимание на его форму- лировку. Ошибка неполного и потому неудовлетворительного от- вета часто кроется именно в неточно понятом вопросе. Например, вопрос «Монументальная живопись Микеланджело» предполага- ет рассказ о его работе над украшением росписями Сикстинской
капеллы, к которой он обращался дважды в своей жизни. А воп- рос «Сикстинская капелла» уже подразумевает, что вы коснетесь в своем повествовании истории росписей одной из самых про- славленных капелл Ватикана, в создании которой помимо Мике- ланджело и до него участвовали Пинтуриккьо, Перуджино и дру- гие художники.
Если экзаменационный вопрос сформулирован как характерис- тика искусства какого-либо периода, не забудьте коснуться всех видов искусства, но начинайте с архитектуры. Обязательно охарактери- зуйте систему жанров в рассматриваемую эпоху. Затем последова- тельно назовите ведущих мастеров и выделите и охарактеризуйте самые типичные памятники. Учтите, что хотя бы одно программное произведение необходимо разобрать подробно. Чтобы ответ полу- чился последовательным и полным, за время, отведенное на подго- товку, студенту рекомендуется продумать план и тезисы ответа (луч- ше записать их, а также припомнить определения, фамилии, на- звания, даты, чтобы от волнения потом не «оговориться»). Называя памятник, не забудьте сказать, где он хранится. И главное: гра- мотный студенческий ответ всегда начинается с перечня основной литературы по вопросу и кончается выводами.
Зачет. Формы зачетов, практикуемые кафедрой искусствове- дения и методики изобразительного искусства в течение после- дних лет, многообразны. Среди них — осуществляемая в ходе всего учебного процесса аттестация по результатам работы на практических занятиях в музеях. Студент получает аттестацию за 2—3 выступления в музее за семестр. Эта форма контроля способствует ритмичной работе студента в течение всего срока обучения.
Другой зачетной формой является итоговое занятие в аудито- рии, проводимое преподавателем после музейных семинаров, — конференция, зачетный семинар. Конференция проводится сразу во всех группах курса. На обсуждение выносится ключевая для изучаемого раздела программы проблема: «Средневековый храм как явление культуры», «Ренессансная личность, ее место и воп- лощение в художественной культуре», «Эпоха Просвещения. Фран- ция и Россия. Диалог культур».
Еще одна зачетная форма — коллоквиум по теме, разделу про- граммы или какой-либо проблеме (например, «Русское искусство XVII в.»). Коллоквиум может быть проведен преподавателем и в середине семестра, чтобы подвести итог изучению какой-либо темы и подчеркнуть завершение работы над большим разделом лекцион- ного курса и соответственно циклом практических занятий.
4*
Итак, в конце каждого семестра студент получает аттестацию на основе практических занятий в музее. Помимо этого в процес- се подготовки к выступлениям в музее он постепенно из года в год пополняет и совершенствует свой индивидуальный методи- ческий фонд будущего учителя. Индивидуальный фонд каждого студента регулярно просматривается преподавателем, и этот ре- зультат самостоятельной работы также оценивается.
В итоге для получения зачета, помимо двух вышеназванных компонентов, студентам может быть предложена одна из форм заданий, о которых речь шла выше. В сумме, по рейтинговой си- стеме, они и составят конечную оценку.
Например, зачет по истории зарубежного искусства в конце вто- рого семестра на I курсе складывается из следующих параметров:
1) аттестация практических занятий в Эрмитаже в первом семестре (Египет, античность); в Эрмитаже и Русском музее во втором семестре (Византия, Древняя Русь);
2) оценка индивидуального методфонда с картотекой;
3) контрольный тест (с использованием компьютера) на зна- ние терминов, фактов, памятников этого периода;
4) итоговый семинар по теме «Храм в культуре Средневековья».
Такая система многоступенчатого контроля и разнообразие за- четно-экзаменационных форм способствуют повышению у студен- тов интереса к предмету и уровня самоконтроля, позволяют активи- зировать работу в течение всего учебного года, дают возможность преподавателю организовать контроль за самостоятельной работой студента, служат индикатором усвоенных им знаний и умений.
|