V. Формирование методического фонда специалиста.. 101 3 страница
Одним из итоговых семинаров, устроенных в учебном помеще- нии, может быть инсценированный диалог средневекового мастера и ренессансного художника о смысле творчества. Всех типов и вари- антов семинаров в аудитории не перечислить, хотя несколько при- меров предлагается в «Семинарии». Проведение занятий в институ- те всегда обусловливается проблематикой лекционного курса и ак- туальностью тем, возникающих на разных уровнях обучения.
На I и II курсах в организации и подготовке таких занятий дос- таточно велика роль педагога-искусствоведа, но уже на III—V кур- сах ваш преподаватель предоставляет вам свободу выбора темы и действий.
Каждый из вас будет вести уроки по истории искусства, так что вам очень пригодятся навыки, приобретенные на занятиях монографического и проблемного характера.
Готовясь к беседе монографического или проблемного характе- ра, продумайте цель, которой вы хотите достичь. От нее будет за- висеть и логика изложения, и выбор тональности, эмоционального ключа, в котором вы будете вести разговор. Беседа не должна быть монологом. Ваши товарищи, а позднее ваши ученики должны быть не слушателями, а собеседниками. Поначалу вам понадобит- ся продумывать систему вопросов, направляющих ход работы; не забывайте, что в интересном вопросе всегда скрыт ответ, но такой, поиски которого содержат определенное приращение знаний или заключают для вас неожиданный поворот мыслей.
Если вы хорошо ориентируетесь в материале, то, подхватив мысль собеседника, сумеете ее развить или опровергнуть, и вам гарантировано внимание сокурсников.
Умение вести научный спор с продуманной системой аргу- ментации оригинальной гипотезы, завершить его неординарным выводом — все это может послужить отправной точкой в даль- нейшей научной и, конечно, педагогической деятельности.
На занятии по истории искусства обязательны иллюстратив- ные материалы. Они должны быть подобраны так, чтобы полно и точно раскрыть содержание выступления. Здесь можно дать не- сколько простых советов. Не нужно утомлять зрителей большим количеством слайдов или других форм воспроизведения, лучше выбрать иллюстрации для определяющих, главных моментов лек- ции или беседы. Распределив их предварительно в определенной последовательности, занесите на карточку, а потом запишите на доске точное название произведения. Стремитесь к тому, чтобы продемонстрировать не только общий вид произведения, но и под- готовительный материал к нему. Если вам нужно привлечь внима- ние к какой-то части произведения, покажите фрагменты, позволя- ющие наиболее точно раскрыть смысл целого. Музыкальное или поэтическое сопровождение беседы или лекции не должно быть просто красивым фоном, оно призвано раскрыть потаенный смысл того, что содержится в произведении..
Буквально несколько слов о музыкальном фоне на занятии по истории искусства. Вы хорошо знаете, что многие современные выставки проходят при музыкальном сопровождении, и это уси- ливает воздействие произведений изобразительного или декор'а- тивно-прикладного искусства на сердца и души зрителей. Музы- ка всегда используется в кино и видеофильмах, посвященных ис- кусству. И мы к этому привыкли. Однако на занятиях по истории искусства — и на лекциях, и на практических — музыка звучит редко. А ведь подобранное правильно аудиальное сопровождение способно приблизить воздействие слайда к тому, которое оказы- вает оригинал. Верно подобрать сопровождающий материал весь- ма непросто — нужно быть знатоком не только изобразительного искусства, но и музыки. Однако есть пути, которые в этом случае беспроигрышны: следует использовать музыку той или близкой эпохи, которой принадлежит произведение изобразительного ис- кусства и архитектуры, но особенно важно — той же системы художественного мышления. Может быть также выбрано произ- ведение, близкое по мотиву или сюжету.
Так, восприятие иконы многократно усиливается, если этот об- раз, показанный на экране, сопровождается молитвенным песнопе- нием. Нам неизвестны распевы домонгольской поры, но подобрать молитвы, обращенные к Богоматери или к Спасителю, Николаю Мирликийскому или Георгию Победоносцу, можно. О значении без- молвного созерцания в процессе активного — сотворческого воспри- ятия скажем далее, здесь же отметим, что именно этот момент в первую очередь требует аудиального сопровождения.
Выступая перед сокурсниками в аудитории, вы будете приме- нять профессиональные навыки ведения диалога с группой, при- обретенные на музейных семинарах: продумывание приемов, мо- билизующих внимание студентов, умение вести эвристическую беседу. Одновременно вы приобретете и другие профессиональ- ные качества: способность вести занятия на основе выбранного и осмысленного вами материала, свободно оперировать всеми тех- ническими средствами обучения.
Конечно, вы начнете импровизировать не сразу, лучше все продумать, сохраняя при этом главное условие: способность пол- нокровно воспринимать художественный образ и стремиться к полноценной передаче своих знаний.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ АУДИТОРНЫХ СЕМИНАРОВ
Предлагаемая тематика занятий может быть модифицирова- на в зависимости от содержания и структуры дисциплины (исто- рия искусства). Темы можно локализовать, придавая им опреде- ленный акцент, ориентировать на выполнение методических за- дач, диктуемых логикой обучения.
1. Уники архитектуры. Древний мир.
— Кромлех Стоунхендж. Эпоха бронзы.
— Пирамида Снофру в Медуме. Древний Египет, IV динас- тия, XXVIII в. до н. э.
— Солнечный храм Ниусера в Абусире. Древний Египет, V династия.
— Зиккурат бога Луны Нанны в Уре. Позднешумерский пе- риод, XXI в. до н. э.
— Святилище бога Мардука. Нововавилон, VI в. до н. э.
— Храм Геры (1) в Пестуме. Греция, VI в. до н. э.
— Храм Зевса в Олимпии. Греция, 465 г. до н. э. Либон из Элиды.
— Фимела (здание для исполнения культовой музыки). Гре- ция, IV в. до н. э.
— Пергамский алтарь. Эллинизм, III—II вв. до н. э.
— Мавзолей Адриана. Рим, II в. н. э.
— Термы Каракаллы. Рим, начало III в. н. э.
Это задание можно выполнять в аудитории, так как в услови- ях музея подробно размышлять об архитектурном образе невоз- можно, хотя всегда подразумевается мысленное помещение лю- бого произведения изучаемой эпохи (в данном случае Древнего мира) в соответствующую архитектурную среду.
3!
2. Канон в искусстве Древнего Египта и Древней Греции.
Эта проблема — одна из тех, что помогает понять тип куль- туры. Конечно, размышление о каноне дается в лекционном кур- се и на музейных семинарах, но в аудитории вам предлагается рассмотреть, в чем разница между каноническими установлени- ями в древнеегипетском и античном искусстве и какими факто- рами она обусловлена, можно сравнить, например: древнееги- петские и греческие храмы, надгробные стелы, ритуальные со- суды и др.
3. Принципы ордерной системы в искусстве Древней Греции и Рима. Опыт сопоставления.
Методически задание выполняется так же, как и в предыду- щем случае.
4. Логика античной гармонии. Греческое искусство: архитек- тура, скульптура, керамика.
Эта тема может быть предложена для обсуждения перво- курсникам, но, безусловно, предстоит возвращение к ней и на других этапах обучения. Как методически это можно осуще- ствить? Во-первых, выбрать из какого-нибудь периода (гомеров- ский, архаика, классика) произведения архитектуры, скульпту- ры и керамики, подумать о гармонии применительно ко всем аспектам формы. Во-вторых, избрать один какой-нибудь прин- цип, например пропорционирование. Здесь очень большое зна- чение будет иметь выбор художественного произведения, в этом вам поможет педагог.
5. Образ Бога, Героя, Человека в искусстве Древней Греции и Рима.
Эта тема тоже адресована студентам, изучающим искусство Древнего мира. Главная цель занятия: понять миросозерцание греков и римлян, предложив для сопоставления следующие пер- сонажи: Венеру — Кибелу; Геракла — Геркулеса; Перикла — императора Октавиана Августа.
6. Рок и человек в искусстве Древней Греции и Древнего Рима (изобразительное искусство и поэзия).
7. Доказательство тезиса: человек — мера всех вещей в искус- стве античной эпохи.
Тему можно ограничить по времени: архаика, классика в гре- ческом искусстве; эллинизм; императорский Рим.
8. Античный и средневековый храмы. Опыт сопоставления (по выбору студента).
Выбор храмов будет зависеть от того, какова цель этого со- поставления. Чтобы представить себе храм как образ мира, сле-
дует ориентироваться на классические этапы античной и сред- невековой культуры. Если предметом анализа является форми- рование крестово-купольной системы, то логично обратиться к памятникам позднеантичной и раннесредневековой эпохи. Иной выбор будет обусловлен проблемой «Семантика архитектурных форм».
9. Уники архитектуры Средних веков.
— Софийский собор в Константинополе, VI в. Исидор из Ми- лета и Анфимий из Тралл.
— Церковь Сен-Савен-сюр-Гартан в области Пуату, ок. 1100 г.
— Церковь Сент Фуа в Конке. Франция, XII в.
— Собор Парижской Богоматери, XII—XIV вв.
— Церковь Сен-Шапель. Франция, 1243—1248 гг.
— Собор Успения Божьей Матери во Владимире, XII в.
— Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) в Москве, XVI в.
— Церковь Покрова в Филях, 1690—1693 гг.
По типу это занятие совпадает с темой 1. Можно придать ему дополнительный оттенок, попытавшись раскрыть образ Средне- вековья в поэзии.
10. Крещение Руси и Киевская Русь. История. Версии. Совре- менная точка зрения.
11. Сергий Радонежский в истории, житии, иконном образе.
12. Икона «Троица» Андрея Рублева.
Икона «Троица» А. Рублева, как и все другие его образы, воплощает идеи жертвенной любви и единства Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В «Троице» с большой глубиной и силой выражено философско-религиозное сознание человека Древ- ней Руси конца XIV — начала XV в.
Организовать аудиторное занятие можно по-разному. Размыш- ление о «Троице» можно поручить не одному, а сразу нескольким студентам, очертив перед каждым круги смысла. Можно постро- ить устную антологию трактовок этого иконного образа. При этом возможны разные позиции: богословская, искусствоведческая, историческая, философская. Можно рассмотреть на занятиях и такие вопросы: «Троица» А. Рублева и литургическое действо; «Тро- ица», религиозные песнопения и духовные стихи конца XIV — на- чала XV в.; Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ратующие против «ненавистной раздельности мира», радетели за единение русской земли, за добродетельного, готового к самопожертвова- нию совершенного человека.
13. Древнерусское искусство XVI в.
3-4015
Возможно проведение итогового семинара в форме коллоквиу- ма, так как в Русском музее в постоянной экспозиции икон XVI в. не очень много. К тому же в аудитории можно обстоятельнее по- рассуждать об архитектурных памятниках, о прикладном искус- стве, о мелкой пластике.
14. Диалог средневековых мастеров и ренессансных художни- ков о смысле творчества.
15. Философы, поэты и художники эпохи Возрождения о пре- красном человеке.
16. Мастера эпохи Возрождения об искусстве, творческой лич- ности, художественном процессе.
Темы 14, 15 и 16 перекликаются между собой. Формы прове- дения семинара по ним могут быть разными: свободная, полная интеллектуальной игры инсценировка и выверенная, академичес- ки добротная конференция.
17. Пространственная концепция в произведениях художни- ков эпохи Возрождения (Пьеро делла Франческа, Паоло Учелло, Рафаэль Санти, Якопо Тинторетто, Аннибале Карраччи).
Выбор этих мастеров обусловлен тем, что они мало или со- всем не представлены в Эрмитаже, к тому же рассмотрение их произведений позволяет увидеть развитие пространственной концепции в границах эпохи.
18. Образ Юдифи и Св. Себастьяна в творчестве мастеров Возрождения и XVII в.
Эта тема позволяет осознать религиозные воззрения художни- ков двух эпох в сопоставлении.
19. Античное наследие в искусстве эпохи Возрождения. Тему можно разбить на более частные, например: принципы
ордерной системы в архитектуре Возрождения.
20. Творчество Иеронима Босха.
21. Образ мира в творчестве Питера Брейгеля.
22. Эль Греко — художник Ренессанса.
Выбор тем 20, 21 и 22 продиктован тем, что произведения этих художников (за исключением двух работ Эль Греко) не представ- лены в музеях Санкт-Петербурга, при том, что эти мастера воп- лощают важнейшие идеи Северного Возрождения (темы 20 и 21) и взаимовлияние культур (тема 22).
23. Образы античной мифологии в искусстве Возрождения. Смысл этого задания — показ трансформации античных
мифов и трактовки их персонажей в творчестве мастеров Воз- рождения.
24. Судьба Возрождения. Творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Тициана Вечеллио.
25. Караваджо и караваджизм в европейском искусстве кон- ца XVI—XVII вв.
26. Ренессансная и барочная концепции пространства цер- ковных интерьеров.
27. Портрет в искусстве Возрождения. Реальное и идеальное.
28. Личность эпохи Просвещения в творчестве французских и русских мастеров.
Предложенные темы охватывают период от искусства Древ- него мира до XVIII в., так как последующие этапы искусства отражены в тематике аудиторных занятий в «Семинарии».
3. Музейно-архитектурный практикум
Система практических занятий по предмету «Исто- рия искусства» включает помимо регулярных семинаров в музее в течение всех лет обучения музейно-архитектурные практикумы.
Проведение музейного практикума предполагает перерыв в общем потоке учебных занятий, что определяет его место в систе- ме учебных дисциплин. Сжатые сроки требуют предварительной организационной работы и подготовки студентов к практикуму.
Специфика музейного практикума отличает его от регулярных практических занятий в музее. Одной из главных целей семинарс- ких занятий является закрепление и углубление знаний по истории искусств, полученных студентами на лекционных курсах. Музей- ный практикум, помимо возможности закрепить уже имеющиеся у студентов навыки работы в диалоге с группой в музее и умение «работать» с оригинальным произведением, выдвигает целый ком- плекс специальных задач. Важнейшая среди них — познакомить студентов с проблемами музееведения. Музей рассматривается как сложный полифункциональный комплекс. Будущий учитель дол- жен познакомиться с разными типами музеев (картинная галерея, дворец-музей, архитектурно-парковый ансамбль, музей-квартира, этнографический музей, музей декоративно-прикладного искусст- ва и др.) и основными направлениями деятельности музея вообще (хранение, экспозиция, просветительская, научно-исследовательс- кая работа и т. д.). Сюда же относятся и проблемы современной музейной педагогики, и секреты искусства экспозиции, и специфи- ка работы с группой в музейных залах.
3*
Выступление студента по подготовленной заранее теме во время практики носит характер экскурсии (параллельно методическому заданию для музейных семинаров на IV курсе). Таким образом, музейный практикум — он же и практикум экскурсовода. Сту- денты пробуют свои силы в проведении самостоятельно разрабо- танных экскурсий, знакомятся с различными жанрами экскур- сий: учебными, цикловыми, обзорными, ознакомительными и т. д. Побывав в роли экскурсовода и испытав себя на этом поприще, важно выделить в этой работе главное и специфическое, отлича- ющее ее от занятия музейного педагога и от тех музейных семи- наров, которые проводятся для студентов. По договору с музеем и школами города студенты могут поработать со школьной ауди- торией, взяв на себя, например, проведение культурологической практики в каком-либо одном классе. Полученные студентами во время музейного практикума знания, умения и навыки должны ими активно использоваться в дальнейшем: на школьной (педаго- гической) практике и практике по предмету «Мировая художе- ственная культура». Местом проведения музейного практикума могут быть музеи города и пригородов.
В Петербурге студенты осматривают разные музеи и работают на их экспозициях, например, в здании и самом музее Академии художеств, в музее Центрального училища технического рисования барона Штиглица (ныне Государственная художественно-промыш- ленная академия), в Этнографическом музее, в Исаакиевском соборе, Михайловском (Инженерном) замке, дворце А.Д. Менши- кова, Петергофе, Павловске, Ораниенбауме.
Если местом проведения практикума выбран, к примеру, Эт- нографический музей, то темами экскурсий будут в основном памятники декоративно-прикладного искусства. В сообщении потребуется раскрыть особенности художественного образа и его восприятия в декоративном искусстве, дополнив рассказ экскур- сами в историю декоративных стилей и анализом основных черт народного искусства.
Задача практикума — расширить кругозор студентов, вклю- чив в программу малоизвестные и не всегда доступные памятни- ки. Выбор объекта каждый год конкретизируется преподавате- лем и обсуждается со студентами.
Помимо музеев проводятся занятия на улицах города. Музей- ный памятник при правильном экспонировании (имеются в виду современные концепции консервации архитектуры) всегда несет информацию о времени, и ощущение этой временной дистанции гораздо эффективнее памятных досок формирует историческое со-
знание. В систему архитектурного практикума, таким образом, как особое направление включается краеведение и культурно-об- разовательный туризм. Студентам предлагается рассматривать город как музей и «работать» с архитектурными объектами в непосредственном окружении городской и исторической среды. Каждое здание Санкт-Петербурга воспринимается как некий эк- спонат выставки, образуемой общей композицией улицы, площа- ди, набережной, планировкой всего города, включенными в него монументальным и декоративным искусством. Многие функции экскурсовода в городской среде и в музейных залах аналогичны, поэтому остановимся только на специфических чертах архитек- турных семинаров.
На архитектурном практикуме студентам предлагается рас- смотреть следующие проблемы:
— язык архитектурных форм и особенности художественного образа в архитектуре;
— эмоционально-образное восприятие памятника архитекту- ры и его анализ (функция, конструкция, композиционный замы- сел, памятник в констексте истории, среде и ансамбле, синтез искусств, убранство интерьеров и роль детали и др.);
— развитие во времени отдельного памятника и города в це- лом, стилистическая эволюция архитектуры;
— принципы архитектурного ансамбля и образ города в целом. Организация и проведение музейного практикума включает
несколько этапов.
В ходе первого этапа на организационном аудиторном заня- тии или во время беседы с сотрудниками музеев студентам разъяс- няются функции музеев, специфика их работы, задачи просвети- тельной работы в музее, рассказывается о научных основах му- зейной экспозиции. К концу этого этапа каждый студент выбирает и формулирует с помощью преподавателя тему для своего заня- тия-экскурсии. Затем студенты приступают к работе на экспози- ции музея. Следует особо акцентировать важность точной форму- лировки темы, предложенной студенту. Именно программируе- мая темой задача позволит избежать дублирования семинарских занятий в музее и сходства с традиционными курсами подготов- ки экскурсоводов.
В нашем вузе, например, предлагаются следующие темы:
— «Реликвии петровской эпохи»;
— «Конные памятники Петербурга»;
— «Соборы Петербурга и их реликвии»;
-— «Автопортреты русских художников XVIII—XX вв.»;
— «Религиозная живопись русских художников рубежа XIX—XX вв.»;
— «Франция — Россия: век Просвещения»;
— «Модерн в архитектуре Петербурга (Витебский вокзал, дом Бажанова с камином М. Врубеля и росписями Н. Рериха и др.)»;
— «Коллекция живописи малых голландцев в царских рези- денциях Петербурга и пригородов»;
— «Смольный институт (архитектор Дж. Кваренги) и серия портретов «Смольнянок» Д. Левицкого».
Студент может самостоятельно сформулировать тему соглас- но требованиям, предъявляемым к учебной тематической или цикловой экскурсии.
Второй этап музейного практикума включает домашнюю под- готовку выбранных тем для выступлений. В это время студенты коллективно посещают намеченные программой музеи и досто- примечательности города и пригородов. Наряду с отреставри- рованными памятниками архитектуры студенты знакомятся по- рой с еще не музеефицированными и не отреставрированными объектами. Целью посещения памятников, не пользующихся широкой известностью, является пробуждение у студентов инте- реса к возрождению духовных и культурных ценностей родного края. Еще один акцент делается на важности контакта именно с оригинальным памятником, а не с репродукцией или «новоде- лом». На этом этапе практикума возможны дальние поездки: в Старую Ладогу, Выборг, Копорье, Ярославль, Москву и т. д. Параллельно посещению разных музеев студенты работают с литературой в библиотеке и разрабатывают планы и тексты экскурсии.
Для выполнения задания кроме материала по архитектуре города нужно иметь карту для составления реального маршрута пешеходной или автобусной архитектурной экскурсии (карта эта — обязательное приложение к отчету). Выбор маршрута должен быть сделан На одном из первых этапов работы. Городские расстоя- ния, транспортные магистрали, загазованные и шумные участки пути нужно суметь преодолеть без ущерба для впечатлений от прогулки. В этом вам помогут правильно выбранные места об- зорных точек (с хорошим панорамным видом на памятник), верно рассчитанный ритм пауз в повествовании, чередование переходов и остановок, минут тихого созерцания и насыщенных информаци- ей эпизодов экскурсии.
Разработка экскурсии на архитектурную тему, помимо карты с обозначением маршрута, должна включать: вводную часть с
характеристикой предшествующего этапа архитектуры, основную часть — рассказ по теме экскурсии с подробным анализом па- мятников и заключение — обобщение просмотренного материа- ла, т. е. выводы, в которых вы должны раскрыть особенности архитектуры рассматриваемого периода, основные закономерно- сти ее развития и стилистическую эволюцию, рассказать о том, что представлял собой город к концу рассмотренного вами этапа. При этом весь архитектурный материал должен быть дан в орга- нической связи с материалом историческим. Особое внимание следует обратить на язык, поскольку вы готовитесь к работе с учениками, к живому разговору с ними. Текст экскурсии должен быть написан не просто грамотным, но ярким, образным языком. В нее, естественно, могут быть включены ваши личные впечатле- ния, личное отношение к архитектуре изучаемого периода, рас- сказ о людях, живших когда-то в зданиях, у которых вы останови- ли группу, отрывки из мемуаров, стихи и пр.
На третьем этапе музейного практикума студенты сдают раз- работанные занятия-экскурсии. Форма подачи включает обяза- тельно план-схему маршрута, а также опорные цитаты и матери- алы к экскурсии. По возможности все студенческие выступления заслушиваются соответственно в музее или во время прогулки по городу.
Устное выступление в условиях городской среды требует не меньшего мастерства, чем работа с группой в музейных залах, она имеет свои приемы, подходы и профессиональные секреты. Так, нелегко удержать внимание группы у архитектурного па- мятника: пространственное искусство — архитектура — требу- ет времени даже на то, чтобы просто обойти памятник и осмот- реть его. Если в музее для привлечения внимания мы вдруг мо- жем заговорить тихо-тихо, то рассказ-экскурсия на улицах города потребует дополнительного напряжения голосовых связок. Выс- тупающий должен быть уверен, что его слова хорошо слышны всем: для этого контролируйте силу голоса и следите за направ- лением голосового потока на группу. Не говорите на ходу, всмат- риваясь в памятник. Вспомните из своего опыта, как приходит- ся напряженно вслушиваться, когда ветер уносит конец фразы отвернувшегося на миг, чтобы бросить взгляд на памятник, экс- курсовода.
Устное выступление дает вам повод последить за своей ре- чью: постарайтесь исключить так называемые сорные слова, де- журные фразы, обогатить обыденный словарный запас проду- манными эпитетами, метафорами, сравнениями. Ведь если уж
говорить об искусстве, то только языком искусства. Для этого нужно овладеть художественным словом. Ваша речь должна быть не обыденной, а возвышенно-поэтично-вдохновенной. А обыкно- венные фразы должны быть безукоризненно правильными с точ- ки зрения норм русской речи. Ведь миссия сохранения чистоты и образности родного языка возложена на каждого, выбравшего путь учительствования.
В конце практики студенты сдают отчеты — желательно не- большие по объему. Причем отчет не должен походить на конс- пект текста учебника по истории искусства и архитектуры. Пояс- ним требования к отчету на конкретных примерах.
1. Тема: «Петровские реликвии Петербурга». В отчете речь должна идти только о тех памятниках, которые хорошо сохрани- лись до наших дней с периода основания города, т. е. первой чет- верти XVIII в.
2. Тема: «Идея бесконечного пространства, выраженная в ан- филадном принципе композиции в архитектуре зрелого барокко».
В отчете должно быть показано, что в русской архитектуре принцип анфиладного построения композиции дворца был после- довательно использован архитектором Ф.-Б. Растрелли. И лучше всего этот принцип прослеживается в Екатерининском дворце Царского Села. В Зимнем дворце уже в конце XVIII в. Дж. Ква- ренги изменяет планировочную композицию и отделку парадных залов, задуманную Растрелли, устраивая новый тронный (Геор- гиевский) зал. После пожара 1837 года от анфилады барочных парадных залов Растрелли осталась одна Иорданская (Посоль- ская) лестница, восстановленная В.П.Стасовым.
Таким образом, в отчет можно включить только: определение анфилады; имя архитектора — Ф-Б. Растрелли; время расцвета зрелого барокко в России; план Екатерининского дворца в Цар- ском Селе с выделением (цветом) анфилады и подписью назва- ний залов; первоначальный план Зимнего дворца с анфиладой антикамер Растрелли (можно наложить на него пунктирной ли- нией современный план).
3. Тема: «Колонный зал в архитектуре русского класси- цизма».
Идея колонного зала и многообразие композиционных форм ее воплощения иллюстрируется памятниками Москвы и Петер- бурга: Актовый зал Смольного института Дж. Кваренги, Галерея Таврического дворца И. Старова, Греческий зал Павловского дворца Ч. Камерона — А. Воронихина, Колонный зал Дворянско- го собрания (бывший дом князя Долгорукого) М. Казакова в
Москве, Колонный зал Сената в Кремле М. Казакова, колонные залы позднего классицизма в Зимнем Дворце В.П. Стасова: Ге- оргиевский, Гербовый, Николаевский.
4. Тема: «Ансамбль Академии художеств (стилистический аспект)».
В отчет включаются последовательно изображенные: вести- бюль и фасад (ранний классицизм), обелиск Румянцеву в сквере у Академии художеств (архитектор В. Бренна), круглый актовый зал (поздний классицизм), набережная со сфинксами (архитек- тор К- Тон, историзм), интерьер библиотеки (архитектор А. Щуко, стиль неоклассицизм начала XX в.).
5. «Тема триумфа и военных побед России в памятниках Пе- тербурга».
Памятники Отечественной войны 1812 года: Александрийский столп и Александровский зал Зимнего дворца; ансамбль Казанс- кого собора; мотив триумфальной арки в архитектуре Петербур- га позднего классицизма. Как вариант темы: ампир — стиль империи на примере следующих памятников: Адмиралтейство А. Захарова, арка Главного Штаба, Сенат и Синод К.Росси, На- рвские и Московские ворота В. Стасова.
6. Тема: «Архитектура малых форм — ее выразительные и образ- ные особенности» или «Триумфальные колонны и обелиски в Петер- бурге (Павловске, Царском Селе, Гатчине)». Оформление отчета оп- ределяется материалом, с которым вы работали во время практику- ма. Это могут быть: коллекция декоративных ваз на лестнице Нового Эрмитажа; гранитные спуски на набережных Петербурга; фонтаны Питергофа; декоративная структура в убранстве петербургских мос- тов; оформление порталов парадных подъездов и др.
|