Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монографии






1. Алексеев М.П. Вольтер и русская культура XVIII в. // Воль-
тер. Статьи. Материалы, Л., 1947.

2. Алексеева Т.В. Боровиковский. М., 1975.


3. Аркин П.Н. Растрелли. М., 1954.

4. Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий. Л., 1985.

5. Гершензон-Чегодаева Н.В. Левицкий. М., 1964.

6. Денисов Ю.М., Петров А.Н. Зодчий Растрелли. Л., 1963.

7. Ильина Т.В. Иван Вишняков. Массовая библиотека по ис-
кусству. Л., 1980.

8. Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. М., 1979.

9. Иогансен М.В. Михаил Земцов. Л., 1975.

 

10. Каганович А.Л. Антон Лосенко и русское искусство сере-
дины XVIII столетия. М., 1968.

11. Каганович А.Л. «Медный всадник». История создания
монумента. Л., 1975.

12. Коршунова М.Ф. Юрий Фельтен. Л., 1988.

13. Кючарианц Д.А. Антонио Ринальди. Л., 1976.

14. Лапшина Н.П. Федор Степанович Рокотов. М., 1979.

15. Лебедева Т.А. Иван Никитин. М., 1976.

16. Лебедянский М.С. Алексей Зубов. Массовая библиотека
по искусству. Л., 1981.

17. Лисаевич И. Первый архитектор Петербурга. Л., 1971.

18. Малиновский К.В. М.И. Махаев. Л., 1978.

19. Молева Н. Иван Никитин. М., 1972.

20. Некрасова Е.А. Ломоносов — художник. М., 1980.

21. Овсянников ЮМ. Доменико Трезини. Жизнь в искусстве.
Л., 1987.

22. Сахарова И.Н. Антропов. М., 1974.

23. Селинова Т.А. Иван Петрович Аргунов. М., 1973.

24. Сучков Г.С. Рокотов. М., 1976.

25. Талепоровский В.Н. Кваренги. М., 1954.

26. Талепоровский В.Н. Чарльз Камерон. М., 1939.

27. Яковлева Н.А. Федот Иванович Шубин. Л., 1984.

28. Яковлева Н.А. Григорий Угрюмов. Л., 1982.

Искусство XIX века
(Западная Европа, Россия)

IV ЭТАП: ПРОБЛЕМНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Студент на протяжении нескольких семестров учился работать
с произведениями искусства поэтапно: от анализа одного художе-
ственного памятника до разработки монографической экскурсии.

Теперь перед ним особая задача: разработка проблемной эк-
скурсии, организация беседы или дискуссии проблемного характе-


pa. Готовясь и проводя монографическую экскурсию, студент в
какой-то мере осуществлял этот тип профессионального задания,
но выполнял его, в основном, как опережающее задание или оно
«вплеталось» в смысловую или сюжетную «ткань» монографи-
ческого повествования.

В чем же суть задания — проблемная экскурсия? Поясним
на конкретном примере. Студент приступает к проведению заня-
тия по теме «Религиозные искания в творчестве русских худож-
ников Серебряного века», в данном типе семинара выбор матери-
ала, т. е. реалий художественного творчества, его организация
определяются теоретической проблемой.

Как готовиться к выполнению задания такого плана? Многие эле-
менты методики анализа произведений искусства уже отработаны,
но в данном случае возникает новая и существенная особенность.

Предварительная работа по подготовке к занятию проблем-
ного характера ведется несколько по-иному, чем ранее.

В процессе реализации темы «Религиозные искания...» целесо-
образно обратиться к произведениям мастеров, помогающим рас-
крыть позицию автора выступления. Однако совершенно недопус-
тимо «подгонять» под теоретическую «схему» живые реалии искус-
ства. Поэтому, готовясь к проведению экскурсии проблемного
характера, необходимо все время рассматривать интересующее
явление, используя своеобразный кинематографический прием
«дальнего и близкого планов», то совмещая их, то вновь разводя.
Что имеется в виду? Поясним, обратившись к проблеме: «Религи-
озные искания в творчестве русских художников Серебряного века»
и к вопросу, как проявляется эта тенденция в XX веке. То есть
стремиться к тому, чтобы рассмотреть смысл духовно-религиозно-
го бытия художников в широком историческом контексте.

Одновременно тщательно и подробно изучаются источники,
касающиеся творчества мастеров, работавших в этом направле-
нии. Естественно, что большое значение будут иметь докумен-
тальные свидетельства: письма, суждения современников. Но глав-
ное — это произведения художников: Виктора Васнецова и Миха-
ила Нестерова, Михаила Врубеля и Николая Рериха, Павла
Кузнецова и Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина и многих дру-
гих художников «порубежья».

Только после сопоставления разных «точек» смысловых пла-
нов студент продумывает маршрут экскурсии, исходя из уже оп-
ределившейся позиции.


Конечно, необходимо, как и на предыдущих семинарах по ис-
тории искусства, заранее продумывать вопросы, обращенные к
сокурсникам, как мобилизующие их внимание, так и открыто дис-
куссионного характера.

Создание экскурсии проблемного плана требует широкой эру-
диции и умения в сжатой форме дать представление о сущност-
ных проявлениях творчества.

Темы для организации занятий проблемного типа могут быть
предложены педагогом, например: опираясь на эрмитажное со-
брание французского искусства второй половины XIX — нача-
ла XX века, студент может выбрать следующие темы: «Про-
странство мира и пространство картины в творчестве импрес-
сионистов и постимпрессионистов», «Импрессионизм и
постимпрессионизм — черты общности и различия», «Метод и
личность. Импрессионизм и постимпрессионизм», «Живые реа-
лии природы и реалии искусства. Творчество французских ма-
стеров конца XIX—XX в.».

Но студент должен уметь формулировать проблемы, которые
могут быть основой как для экскурсии, так и для занятий не только
в музейной среде, но и в храме, аудитории, в классе.

В музейной среде необходимо учитывать специфику собра-
ния, а в иных условиях студент уже не «привязан» к музейным
памятникам, свободен в выборе, сопоставлении примеров, харак-
теризующих его концепцию. Появляется возможность привлечь
произведения музыкальные, поэтические, внести элементы теат-
рализованного действия.

Формы проведения занятия проблемного характера или дис-
куссии могут быть бесконечно разными, и здесь все зависит от
творческой индивидуальности и находчивости студента. Можно,
например, продумать сценарий, который воссоздаст (или создаст?)
диалог художника и зрителя, художника и ценителя.

Весьма полезным для будущего учителя будет опыт, приобре-
тенный в постановке литературно-музыкальной композиции. Темы
для нее неисчерпаемы. Вот возможные варианты: «Образ Пре-
красной Дамы в искусстве Серебряного века», «Муза и худож-
ник», «Цвет в музыке и поэзии и музыка в живописи», «Импрес-
сионизм в живописи, музыке и поэзии».

Педагогу, ведущему изобразительное искусство в школе, очень
пригодятся навыки, обретенные им при организации дискуссии
или конференции по продуманному им сценарию.


Этот тип занятий синтезирует все элементы методики анали-
за произведения искусства, освоенные студентом до задания тео-
ретико-проблемного характера.

ТЕМА 1. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века

-
Основные проблемы

Разнообразие художественной жизни Франции. Романтичес-
кие и классические тенденции, реализм и салонная живопись.

Рекомендуемые темы и произведения
для подготовки к выступлению в Эрмитаже

1. Летьер Г. «Смерть Катона Утического» — классическое
произведение, анализ сюжетного строя, пластики холста.

2. Давид и его школа в собрании Эрмитажа:

 

— Жак Луи Давид «Сафо и Фаон», 1809 г. — картина, харак-
терная для последнего периода творчества живописца, черты ака-
демического мышления в этом полотне;

— Антуан Жан Гро «Наполеон Бонапарт на Аркольском мо-
сту», около 1797 г. — черты романтического и классицистическо-
го стиля в этом холсте;

— Жан-Огюст Доминик Энгр «Портрет графа Гурьева Н.Д.»,
1821 г.;

— Пьер Нарсис Герен «Морфей и Ирида», «Сафо на Левкадской
скале» — традиции академизма, характеристика живописной манеры.

3. Произведения мастеров романтического направления:

— Карл Берне «Наполеон на охоте в Компьенском лесу»;

— Орас Берне «Голова араба», 1819 г., «Портрет генерала Паб-
ло Морильо», 1822 г., «Сражение на море», «Автопортрет» и др.;

— Эжен Делакруа «Охота на львов в Марокко», 1854 г., «Ма-
рокканец, седлающий коня», 1855 г. — образ природы в произве-
дениях Э. Делакруа. Колористическая система художника;

— Бари анималистические скульптурные композиции.

4. Работы художников салонного направления:

— Ипполит Поль Деларош «Портрет Генриэтты Зонтаг», «От-
дых на берегу Тибра», «Портрет Нарышкиной» — характеристи-
ка произведений мастеров салонного искусства, ведущего худож-
ника этого направления;


— Франсуа Ксавье Винтерхальтер «Портрет графини О.Э. Шу-
валовой», «Портрет княгини Т.А. Юсуповой» и другие — сопостав-
ление с романтическими и классическими портретами;

— Жан Леон Жером «Дуэль после маскарада», 1857 г., «Про-
дажа невольницы», «Бассейн в гареме» — характер интерпрета-
ции римской истории в творчестве классицистов и салонных живо-
писцев. Анализ композиционного мышления салонных художников.

5. Барбизонская школа живописи — образ природы в творче-
стве барбизонцев и в современной литературе (Г. Флобер, братья
Гонкуры и др.). Этапы развития школы. Характеристика твор-
ческих индивидуальностей барбизонцев:

— Теодор Руссо — основатель школы. Анализ композицион-
ного мышления художника и техники живописи. «Вид в окрестно-
стях Гранвиля», 1833 г. — программное произведение школы.
«Рынок в Нормандии», «Пейзаж с пахарем», «Пейзаж с мости-
ком», «Пейзаж» — сравнение с пейзажами романтиков и класси-
цистов. Образ природы в переписке Теодора Руссо и Камиля Коро;

— Нарсис Виржиль Диаз де ла Пенья «Цыгане, слушающие
предсказания молодой гадалки», 1848 г., «Лесная дорога», «Пей-
заж с сосной», «Опушка леса» — передача «острых» состояний
природы, особенности живописной манеры Диаза;

— Жюль Дюпре «Лесной пейзаж», «Деревенский пейзаж»,
«Пейзаж с коровами», «Осенний пейзаж», 1850 г. — передача
движения, света, «дыхания природы» в работах Дюпре. Т. Руссо
и Ж- Дюпре — сходство и различие;

— Шарль Франсуа Добиньи «Пруд», «Берег», «Берега реки
Уазы», «Берег моря в Виллервиле», 1876 г. — произведения вто-
рого поколения барбизонцев, пленерное видение природы.

6. Произведения художников-реалистов середины и второй
половины XIX в. Основные идеи: К. Коро и барбизонцы — черты
общности и различия. Образ природы в творчестве Ф. Милле и
К. Курбе. Природа и человек в творениях реалистов:

— Камиль Коро «Пейзаж с озером», «Крестьянка, пасущая коро-
ву у опушки леса», «Пруд в лесной чаще», «Озеро» и др. — создатель
«пейзажа настроения» — валерная живопись, ее характеристика;

— Франсуа Милле «Крестьянки с хворостом», «Пейзаж с кре-
стьянами» — размышления художника о крестьянине, Боге, Зем-
ле и природе;

— Гюстав Курбе «Пейзаж с мертвой лошадью» — сопоставле-
ние с произведениями мастеров барбизонской школы живописи.

14-4015 209



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал