Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлениюв Эрмитаже
1. Творчество Рембрандта — гениального голландского мастера:
— «Старик-воин», около 1630 г. — изучение мимики, отража- ющей психологическое состояние человека. Реальное и театраль- ное в ранних портретах Рембрандта;
— «Портрет ученого», 1631 г. — заказной портрет, социальный заказ, характерный для Голландии 1630-х годов;
— «Поклонение волхвов», 1632 г. — гризайль. Изобразитель- ное мышление Рембрандта и техника живописи художника;
— «Снятие с креста», 1634 г. — церковный заказ в кальвини- стской Голландии, сравнительный анализ с картинами Пуссена и Рубенса на тот же сюжет. Своеобразие освещения в этой работе Рембрандта; t
— «Флора», 1634 г. — один из самых тонких по психологичес- кой характеристике портретов Саскии. Реальное и преображен- ное в образе Саскии-Флоры. Сопоставление с портретами Рубен- са, Ван Дейка;
— «Жертвоприношение Авраама» — ветхозаветная история и особое рембрандтовское ее истолкование. Взаимодействие ба- рокко и реализма в этом холсте;
— «Портрет Бартье Мартене Домер», 1640 г. — передача сокровенной глубины человеческой души;
— «Давид и Ионафан», 1642 г. — ветхозаветная история и размышление художника о нравственной силе личности. Драма человеческого бытия и пластическое ее выражение в картине;
— «Святое семейство», 1645 г. — тема человеческой любви, согласия и одновременно тревоги. Свет и цвет в картине как вы- ражение возвышенно-прекрасных и вместе с тем потаенно-дра- матических чувств персонажей. История создания холста;
— «Портрет старика в красном», 1652—1654 гг. — портрет- биография. Внутренняя сила и благородство старика. Изменение живописной манеры художника. Пространство и время в поздних портретах Рембрандта. Персонаж и зритель — характер взаимо- действия;
— «Портрет старика-еврея», 1654 г. — выражение силы и экспрессии в облике старика. Сопоставление с «Портретом ста- рика в красном». Сравнительный анализ композиционно-цвето- вого строя обоих портретов;
— «Портрет старушки», 1654 г. — один из самых задушевных женских образов в портретах Рембрандта 1650-х годов. Доброта и
мягкость, способность к самоотречению во имя любви — важнейшие свойства души модели и качества живописной интонации в портрете;
— «Возвращение блудного сына», 1668—1669 гг. — тема люб- ви и милосердия к страдающему человеку. История создания произведения — итогового для художника. Текст и подтекст в этой картине. Строгая, величественно-монументальная манера живописца и изображение драмы человеческой души. Персона- жи холста и зритель — система взаимодействия.
Студент может обратиться и к другим произведениям Ремб- рандта, находящимся в собрании Эрмитажа, но желательно, что- бы он ориентировался на задачи, обозначенные в методических рекомендациях.
ТЕМА 6. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVII века
Основные проблемы
Религиозное мировоззрение в культуре Испании XVII в. и развитие изобразительного искусства. Народно-демократические черты испанской живописи. Особенности испанской живописи: преобладание религиозных сюжетов, реалистические принципы творчества Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Диего Ве- ласкеса, Бартоломео Мурильо, взаимодействие с культурой Ита- лии XVI—XVII вв.
Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже
1. Искусство Испании первой половины XVII в.:
— Хосе Рибера «Святой Иероним», 1626 г. — влияние Кара- ваджо, героизация образов мучеников — характерные черты ран- него этапа;
— Хосе Рибера «Св. Себастьян и Св. Ирина», 1628 г. — увле- чение античностью и итальянским искусством, живописная мане- ра художника, композиционный строй холста;
— Хосе Рибера «Св. Онуфрий», 1637 г. — одна из самых оду- хотворенных работ X. Риберы, стиль зрелого мастера;
— Франсиско де Сурбаран «Св. Лаврентий», 1636 г. народ- ная деревянная скульптура Испании и своеобразие пластики Сурбарана;
— Франсиско де Сурбаран «Король Кастилии Св. Фернандо III» — 1630-е годы;
— Франсиско де Сурбаран «Распятие», конец 1650-х годов — влияние творчества Риберы. Сопоставление с произведениями Пуссена, Рембрандта и Рубенса аналогичного сюжета;
— Франсиско де Сурбаран «Отрочество мадонны», конец 1650 — начало 1660-х годов. Своеобразие трактовки этого эпизода священ- ной истории, характеристика национальных черт творчества Сурба- рана;
— Диего Веласкес «Завтрак», около 1617 г. — типичный об- разец «бодегонес». Человек и среда в картине Веласкеса. Ста- новление творческого метода художника;
— Диего Веласкес «Портрет графа герцога Оливареса», око- ло 1640 г. — глубокая психологическая характеристика модели. Своеобразие живописного строя портрета;
— мастерская Веласкеса «Портрет Филиппа IV», 1650 г. — стремление к объективности в обрисовке черт личности. Артис- тизм живописного исполнения.
2. Бартоломео Эстебан Мурильо — «севильский Рафаэль» — мастер «золотого века» Испании XVII в.:
— «Мальчик с собакой», середина 1650-х годов — одна из лучших картин детского жанра в коллекции Эрмитажа. Досто- верность и живость этой сцены. Стиль «вапаросо» (воздушный). Сопоставление с произведениями голландских художников-жан- ристов XVII в.;
— «Отдых на пути в Египет», конец 1660-х — начало 1670-х го- дов — сочетание жизненной убедительности сцены и возвы- шенно-лирической интонации в изображении священной исто- рии. Категория света в творчестве Мурильо. «Теплое дыха- ние» этой картины;
— «Благословение Иакова», 1665—1670 гг. — один из инте- реснейших по пространственному и колористическому решению холстов серии. Эмоциональная напряженность произведения. Образ природы в творчестве Мурильо;
— «Лестница Иакова» («Сон Иакова»), 1665—1670 гг. — ико- нографический канон и своеобразная интерпретация его в произ- ведениях Мурильо. Преобладающая черта в данной вещи — де- коративный эффект, зрелищность;
— Б. Мурильо «Мадонна непорочного зачатия» — особый иконографический тип мадонны, созданный Мурильо. Образ Пре- чистой Девы и идеал женской красоты — грациозный, нежный.
Студент может выбрать и другие произведения Б. Мурильо: «Святое семейство», «Благовещение», «Освобождение апостола Петра из темницы».
Вариант
Тема 1. Барокко. Творчество П. Рубенса и фламандская жи- вопись XVII в.
Тема 2. Классицизм. Творчество Н. Пуссена и Н. Лоррена.
Тема 3. Реализм. Голландская и французская живопись XVII в.
Тема 4. Реализм. Творчество Рембрандта.
Тема 5. Искусство Испании и Италии XVII в.
Тема 6. Вселенная и Человек в искусстве XVII в. (семинарс- кое занятие в аудитории).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Общие труды по искусству XVII века
1. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского ис- кусства. М., 1963.
2. Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. СПб., 1914. Т.З.
3. Ваганова Е.О. Мурильо и его время. М., 1988.
4. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Пробле- ма эволюции в новом искусстве. М.; Л., 1930.
5. Виппер Б.Р. Западноевропейское искусство первой трети XVII века: Статьи об искусстве. М., 1970.
6. Виппер Б.Р. Проблема стилей в западноевропейском искус- стве XV—XVII веков. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.
7. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живопи- си XVII века. М., 1957. '
8. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962.
9. Даниэль СМ. Картина классической эпохи. Проблемы ком- позиции в западноевропейской живописи XVII в. Л., 1986.
10. Даниэль СМ. Искусство Франции XVII в.: Очерки теории и истории искусства. М., 1987.
11. Знамеровская Т. Творчество Хусепе Риберы и проблема народности испанского реалистического искусства. Л., 1955.
12. Каптерева Т.П. Веласкес и испанский портрет XVII в. М.., 1956.
13. Каптерева Т.П., Быков В. Искусство Франции XVII в. М., 1969.
14. Колпинский Ю.Д., Каптерева Т.П. Искусство Фландрии // Всеобщая история искусств. М., 1963. Т. 4.
15. Кузнецов Ю.И. Западноевропейский натюрморт. М.; Л., 1966.
16. Лазарев В.Н. Портрет в европейском искусстве XVII в. М.; Л., 1937.
17. Лазарев В.Н. Старые европейские мастера. М., 1974.
18. Левина КМ. Искусство Испании XVI—XVII вв. М., 1965.
19. Лившиц Н.А. Французское искусство XV—XVIII вв.: Очерк. Л., 1967.
20. Линник И.В. Голландская живопись XVII веков и пробле- мы атрибуции картин. Л., 1980.
21. Малицкая КМ. Испанская живопись XVI—XVII вв. М., 1977.
22. Мастера искусства об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников, речей: В 7 т. М., 1967. Т. 3.
23. Прусс И.Е. Малая история искусства. Западноевропейс- кое искусство XVII в. М., 1971.
24. Ротенберг Е.И. Искусство Голландии XVII века: Очерк истории и теории изобразительного искусства. М., 1971.
25. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. Памятники мирового искусства. М., 1971.
26. Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. М., 1983.
27. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII в. М., 1989.
28. Фромантен Э. Старые мастера. М., 1967.
29. Щербачева М.И. Натюрморт в голландской живописи. Л., 1945.
30. Якимович А.К. Классицизм эпохи Пуссена. Основы и прин- ципы // Советское искусствознание. 1978. № 1. С. 150.
Монографии
1. Авермат Р. Петер Пауль Рубенс. Жизнь в искусстве / Пер. с франц.; Общ. редакция и послесловие Т.А. Седовой. М., 1977.
2. Варшавская М.Я- Рубенс. Л., 1948.
3. Варшавская М.Я- Рубенс как декоратор и декоративное искусство итальянского барокко II Искусство Запада. Сб. ста- тей. Живопись. Скульптура. Архитектура. Театр. Музыка. М., 1971.
4. Варшавская М.Я. Рубенс и антверпенские романисты. К воп- росу об исторических предпосылках искусства Рубенса // Госу- дарственный Эрмитаж. Западноевропейское искусство XVII в. Публикации и исследования. М., 1981.
5. Вольская В. Франс Хальс. М.; Л., 1937.
6. Грицай И.И. Ван Дейк. Образ и цвет. М., 1979.
7. Даниэль СМ. О теории модусов Пуссена // Советское ис- кусствознание. 1979. М 1.
8. Доброклонский М.В. Рембрандт. Л., 1926.
9. Егорова К.С. Портрет в творчестве Рембрандта. М., 1975.
10. Золотое Ю.К. Никола Пуссен. М., 1989.
11. Каптерева Т. Веласкес и испанский портрет XVII в. М., 1956.
12. Конрада В. Якоб ван Рейсдаль. М., 1935.
13. Лазарев В.К. Братья Ленен. Л., 1936.
14. Левинсон-Лессинг В.В. Рембрандт ван Рейн. М., 1956.
15. Левинсон-Лессинг В.Ф. Снейдерс и фламандский натюр- морт. Л., 1926.
16. Левитин Е.С. Офорты Рембрандта. Л., 1963.
17. Малицкая К.М. Сурбаран. М., 1963.
18. Морозова СВ. Якоб Иордас. М., 1974.
19. Нерсесов К.Л. Леннен Луи и другие. М., 1966.
20. Письма Пуссена. М.; Л., 1939.
21. Питер Пауль Рубенс. Письма. Документы. Суждения со- временников. М., 1977.
22. Рембрандт. Офорт. Л., 1972.
23. Рубенс. Письма / Пер. А. Ахматовой; Вступ. статья В.Н. Ла- зарева. М.; Л., 1933.
24. Рубенс и фламандское барокко: Каталог выставки к 400-ле- тию со дня рождения Питера Пауля Рубенса. Л., 1978.
25. Сененко М. Франс Хальс. М., 1965.
26. Смольская Н.Ф. Тенирс. Л., 1962.
27. Цырлин И. Питер де Хох. М., 1955.
28. Шмидт ДА. Рубенс и Иордане. Л., 1926.
29. Якоб Иордане. Живопись. Рисунок: Каталог выставки к 300-летию со дня смерти Я. Иорданса / Вступ. статья Н.И. Гри- цай и Ю.И. Кузнецова. Л., 1979.
Литература о памятниках искусства в собрании Эрмитажа
1. Бабина Н. О сюжете картины А. Браувера, известной под названием «Деревенский шарлатан» // Сообщения Государствен- ного Эрмитажа. 1985. Вып. 50.
2. Варшавская М.Я- Ван Дейк. Картины в Эрмитаже. Л., 1963.
3. Варшавская М.Я. Картины Рубенса в Эрмитаже. Л., 1975.
4. Варшавская М.Я- Рубенс и его картины в Эрмитаже. Л.; М., 1977.
5. Государственный Эрмитаж. Голландская и фламандская живопись XVII в. / Ред. М.И. Артамонов и В.Ф. Левинсон-Лес- синг. Прага; Л., 1964.
6. Государственный Эрмитаж. Искусство Нидерландов, Флан- дрии и Голландии XV—XVIII вв.; Путеводитель по выставке. ■., 1952.
7. Грицай НА. О содержании «Лавок», исполненных Снейдер- сом для А. Триста // Труды Государственного Эрмитажа. 1949. Т. 3.
8. Грицай НА. Фламандская живопись XVII века: Очерк-пу- теводитель. Эрмитаж. Л., 1989.
9. Западноевропейский пейзаж XVI—XX веков: Каталог выс- тавки из фондов Государственного Эрмитажа. Л., 1959.
10. Знамеровская Т.П. Севильские бодегонес Веласкеса (к 300-летию со дня смерти) // Вестник Ленинградского универ- ситета. 1961. № 2. Вып. 1.
11. Каганэ Л А. Испанская живопись в Эрмитаже. Л., 1970.
12. Каганэ Л А. Испанская живопись XVI—XVIII вв. в Эрми- таже. Очерк-путеводитель. Л., 1977.
13. Кузнецов Ю.И. Картины Яна Стена в Государственном Эрмитаже // Ежегодник Института истории искусства Академии наук СССР. М., 1957.
14. Кузнецов Ю.И. Голландская живопись XVII в.: Путеводи- тель. Эрмитаж. Л., 1988.
15. Кузнецов Ю.И. Адриан ван Остаде (Каталог-путеводитель по выставке). Л., 1960.
16. Кузнецов Ю.И. Загадки Данаи. М.; Л., 1970.
17. Кузнецов Ю.И. Особенности и методы изучения творчес- кой лаборатории Рембрандта // Психология процессов художе- ственного творчества. Л., 1980.
18. Кузнецов Ю.И. Рисунки Рубенса. М., 1974.
19. Левина ИМ. Диего Веласкес. Портрет Оливареса. Л., 1948.
20. Левина ИМ. Картины Мурильо в Эрмитаже. Л., 1969.
21. Левина ИМ. Вновь определенная картина Ф. Сурбарана «Король Кастилии Фердинанд III Святой» // Сообщения Госу- дарственного Эрмитажа XIX. Л., 1960.
22. Левина ИМ. Картина Франсиско Сурбарана «Св. Лав- рентий и ее прообраз» // Сообщения Государственного Эрмита- жа. Л., 1961. Вып. XX.
23. Линник И.В. К истории создания двух картин Рубенса из собрания Эрмитажа // Государственный Эрмитаж. Западноевро- пейское искусство XVII в.: Публикации и исследования. Л., 1981.
24. Мурильо и художники Андалузии XVII века в собрании Эрмитажа: Каталог выставки / Сост. Л.Л. Каганэ. Л., 1984.
25. Рембрандт Харменс ван Рейн. Картины художника в му- зеях Советского Союза: Альбом и каталог. Л., 1971.
26. Рисунки Пуссена в собрании Эрмитажа: Каталог, Л., 1971
27. Фехнер Е.Ю. Голландская пейзажная живопись XVII века в Эрмитаже. Л., 1964.
28. Фехнер Е.Ю. Голландская жанровая живопись XVI1 века в собрании Эрмитажа. М., 1979.
29. Фехнер Е.Ю. Рембрандт. Произведения живописи в музе- ях СССР. Л.; М., 1965.
Искусство XVIII века (Западная Европа, Россия)
III ЭТАП: МОНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ
Занимаясь в музее изучением искусства, студент в течение первых лет обучения овладел методикой анализа одного произве- дения в контексте определенного этапа искусства, художествен- ного метода или школы.
В дальнейшем проводился анализ двух или нескольких произ- ведений в их сопоставлении и сравнении, исходя из разных пред- посылок.
Теперь перед студентом ставится иная задача, выполнить ко- торую он сможет, только свободно освоив методику двух первых этапов работы в семинариях по истории искусства.
Будущему педагогу предстоит попробовать свои силы в новом жанре — жанре монографии, которым он отчасти овладел, раз- мышляя о творчестве В. Тициана, П. Рубенса, Н. Пуссена, Ремб- рандта, но ранее эта форма работы осуществлялась коллективно. Теперь же каждому студенту предлагается самостоятельно рас- сказать о творчестве художника.
Вы, конечно, читали монографические исследования о ху- дожниках и, несомненно, обращали внимание на многообразие этого жанра: «солидные» академические исследования и «ма- лые» монографии (например, из серии «Массовая библиотека по искусству»), беллетризированные очерки, рассказы о твор- честве мастеров.
Здесь, конечно, необходимо назвать и такие замечательные книги о творческом пути художника, как: Лион Фейхтвангер «Фран- циско Гойя», Ирвин Стоун «Муки и радости» (о Микеланджело), «Жажда жизни» (о Винсенте Ван-Гоге), Сомерсет Моэм «Луна и грош» (о Поле Гогене), «Бремя страстей человеческих» (о Тулуз- Лотреке), Эмиль Золя «Творчество» (об Эдуарде Мане), а также книги из серии «Жизнь в искусстве».
Не перечислить всех очень разных по направленности моно- графий, но напомнить о них надо по двум причинам: во-первых, для того чтобы студент представлял, как много может быть ав- торских решений в одном и том же жанре; во-вторых, чтобы зара- нее предостеречь: не следует переносить «механически» сужде- ния и факты биографии художников из исследований, а надо пред- лагать свой вариант монографического рассказа, сообразуясь с условиями музейной или городской среды. Например: произведе- ния Ивана Никитина, Карло Бартоломео Растрелли, Антона Ло- сенко, Дмитрия Левицкого, Карла Брюллова и многих других художников XVIII—XIX вв. из собрания Русского музея дают уникальную возможность достаточно полно рассмотреть все эта- пы творческого пути мастеров, понять сущность их метода, свое- образие пластической манеры.
Зал Русского музея, где висят холсты, принадлежащие кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого. Можно, конечно, раскрывать смысл творчества Д.Г. Левицкого, исходя из классической схемы:
— становление творческого метода художника; для этого необходимо обратиться к раннему в коллекции ГРМ портрету А.Ф. Кокоринова (1769 г.);
— период расцвета, творческой зрелости Д.Г. Левицкого умес- тно раскрыть на примере серии полотен с портретами «смольня- нок» (1772—1776 гг.), а также поразмышлять о портретах 1770-х — начала 1780-х годов, написанных с людей, чей внутренний мир близок художнику (Н.А. Львов, А.В. Храповицкий) и к заказным «официальным» портретам того же периода (портреты Екатерины II, А.Д. Ланского, Ф.Г. Орлова);
— поздний период творчества Д.Г. Левицкого, воплотивший- ся в портретах семьи гр. Воронцова (1780—1790 годы), А.С. Про- тасовой, И.И. Гауфа;
— значение портретов художника и развитие жанра портрета в творчестве его последователей и мастеров XIX столетия.
Возможна и иная разработка монографической экскурсии (с элементами опережающего задания), т. е. можно рассмотреть своеобразие портретного наследия художника Д.Г. Левицкого, руководствуясь постановкой определенной проблемы, тогда и выбор произведений живописца будет обусловлен именно этим.
Таких проблем может быть предложено много, как для музей- ных, так и для аудиторных занятий. Приведем в качестве приме- ров некоторые из них: «Личность эпохи Просвещения в портретах Д.Г. Левицкого и развитие идей эпохи Просвещения в искусстве XVIII — начала XX в.»; «Творчество А. Лосенко и Д.Г. Левицко-
го — художников русского Просвещения»; «Разумный» и «есте- ственный» человек эпохи Просвещения в портретах Д.Г. Левиц- кого»; «Педагогическая деятельность Д.Г. Левицкого и Петербург- ская Академия художеств».
Вся работа по подготовке к монографической экскурсии в дан- ном случае будет несколько иной, чем на первых этапах семинаров по истории искусства. Здесь принцип такой: из многого — немного, но так, чтобы было ощутимо то многое, что перечитано, прочувство- вано, осмыслено. Вам из многих фактов биографии художника, суж- дений его современников, оценок последователей творчества масте- ра нужно выбрать только то, что даст студенту возможность пред- ставить свой авторский вариант монографического рассказа.
И в заключение несколько рекомендаций по воплощению за- мысла: следует избегать монотонности, перечислений в выступле- нии, а для этого нужно продумывать кульминационные точки повествования, готовить к этому своих слушателей, задавая им соответствующие вопросы, организуя их внимание в нужном на- правлении. Но не надо бояться и того, что аудитория, не согла- сившись с педагогом, задаст иное движение мысли, к этому надо быть внутренне готовым. А это возможно только тогда, когда сту- дент не просто овладеет фактами, а научится их сопоставлять, выстраивать внутренние смысловые связи.
ТЕМА 1. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА.
ТВОРЧЕСТВО А. ВАТТО И СТИЛЬ РОКОКО
Основные проблемы
Эпоха Просвещения. XVIII в. — век разума и чувства и новое отношение к личности. Преобладание светского начала в художе- ственной культуре XVIII в. Многообразие стилистических тен- денций и жанров в искусстве XVIII столетия.
Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже
1. Антуан Ватто — мастер «галантных празднеств», предвос- хитивший все основные устремления эпохи Просвещения. Осо- бенности художественной системы Антуана Ватто:
— «Тяготы войны», «Военный роздых», 1710 годы (1715 г.) — своеобразие интерпретации батального жара в творчестве А. Ватто и во французском искусстве первой половины XVIII в. (Ж- Кал- ло, А. Ватто); 192
— «Актеры французского театра», около 1712 г. — театр и изобразительное искусство XVIII в. Актер и роль, маска и есте- ственное чувство — тончайшее обозначение взаимодействия этих свойств личности. Особенности композиционно-колористического строя холста. Жанровый анализ произведения;
— «Пейзаж с водопадом», 1714—1715 гг. — образ природы в творчестве А. Ватто и традиции национального (Пуссен, Лоррен) и фламандского (Рубенс, Тенирс) пейзажа;
— «Савояр с сурком», 1716 г. — жанровые фламандские про- изведения второй половины XVIII в. и развитие этой традиции в творчестве А. Ватто. Образ весело-печального актера. Природа и человек в произведениях художника;
— «Затруднительное предложение», 1715—1716 гг. — яркий образ «галантных празднеств». Тонкая нюансировка в характере взаимоотношений дам и кавалеров, эмоциональная сложность образов. Отношение художника к персонажам. Образ цвета и цветовых взаимодействий в этой картине;
— «Капризница», около 1718 г. — особое настроение «полуулыбки, полуплача», светоцветовая среда и настроение персонажей. Груст- ная рефлексия А. Ватто. Театр чувств и чувство театра;
— «Святое семейство» («Отдых на пути в Египет»), 1719—1721 гг. — история создания картины. Характер трактовки священной истории во французском искусстве XVIII в. и в творчестве Ватто. Анализ композиции произведения.
2. Последователи и подражатели творчества А. Ватго. Стиль рококо:
— Никола Ланкре и его произведения, свидетельствующие о влиянии А. Ватто. Черты сходства и различия: «Весна», около 1730 г., «Лето» и «Портрет танцовщицы Камарго», 1730—1731 гг., «Сцена из трагедии Тома Корнеля «Граф Эссекс»», 1734 г. и др.;
— Жан-Батист Патер «Солдатский привал», «Купальщи- ца», «Отдых на прогулке», «Общество, слушающее флейтис- та», «Танец под деревьями», «Сцена в парке», «Музыкальные развлечения»;
— Пьер-Антуан Кийар «Танец на лужайке у реки», «Галант- ное празднество» — сопоставительный анализ с произведениями А. Ватто. Характеристика рокайльного образа.
3. Франсуа Буше — ведущий мастер рококо. Оценка Дидро творчества Ф. Буше:
— «Пейзаж в окрестностях Бовэ», 1740-е годы, «Пейзаж с прудом», 1746 г. — образ природы в творчестве Ф. Буше. Услов- но-декоративная гамма и интерьер рококо;
13-4015
— «Пигмалион и Галатея», «Амуры — аллегория живописи» — пример заказной работы академического плана;
— «Пастушеская сцена» — мотив пасторали в литературе и живописи XVIII в. Цвет и ритм в картине Франсуа Буше.
ТЕМА 2. ИСКУССТВО ФРАНЦИИ В ВЕК ПРОСВЕЩЕНИЯ
1. Портрет в искусстве Франции XVIII в.:
— Жан-Марк Натье «Портрет дамы в сером» Луизы Аделаи- ды Орлеанской, герцогини де Жель(?), 1717—1718 гг., «Портрет Людовика XV»;
— Франсуа де Труа «Портрет жены художника», около 1704 г.;
— Луи Токке «Портрет дофина Людовика», 1739 г., «Портрет актера Желиота в роли Аполлона»;
— Жан-Батист Удри «Портрет Франсуа де Лова», 1724 г.;
— Жан-Батист Перроно «Портрет мальчика с книгой»;
— Жан Батист Ван Лоо «Автопортрет», 1726 г., «Портрет сэра Роберта Уолпола графа Орфорда», 1740 г., «Портрет адми- рала д'Орвилье», 1750-е годы;
— Жан Батист Грез «Девочка с куклой», 1750-е годы, «Голо- ва девушки в чепце», 1760—1768 гг., «Голова молодой женщины», 1770—1780 гг., «Автопортрет», «Портрет молодого человека в шляпе»;
— Элизабет Луиз Виже Лебрен «Портрет барона Г.А. Стро- ганова», 1793 г., «Портрет князя А.Б. Куракина», 1797 г., «Авто- портрет»;
— Мария Анна Калло «Портрет Фальконе», «Портрет Воль- тера» — мрамор;
— Жан-Антуан Гудон «Мраморная статуя Вольтера», 1781 г., «Портрет Бюффона», «Екатерина II», «Генерал Салтыков».
2. Мифологический и исторический жанры в искусстве Фран- ции XVIII в.:
— Жан Батист Натье «Иосиф и жена Пентефрия», 1711 г., «Давид с головой Голиафа»;
— Жан Франсуа Де Труэ «Лот с дочерьми», 1721 г., «Сусан- на и старцы», 1721 г.;
— Никола Флейгельс «Наказание Амура», 1720 г., «Встреча Марии и Елизаветы», 1729 г., «Святое семейство», 1729 г.;
— Франсуа Лемуан «Купальщица», 1725 г., «Юпитер и Ио»;
— Шарль Жозеф Натуар «Похищение Европы», 1731 г., «Вакх и Ариадна», 1742 г., «Амур, точащий стрелу»;
— Антуан Куапель «Вакх и Ариадна», «Отдых Дианы»;
— Карл Ванлоо «Отдых Дианы», «Юпитер и Антиопа», «Су- санна и старцы», 1765 г., «Персей и Андромеда», 1735—1740 гг., «Кентавр Несс, похищающий Деяниру», 1740 г.;
— Жозеф Мари Вьен «Марс и Венера», 1768 г.
3. Натюрморт — его характеристика и развитие в живописи Франции XV в.:
— Франсуа Депорт «Натюрморт с битым зайцем и фруктами», 1711 г., «Собака и дичь», «Натюрморт с дичыо и овощами»;
— Жан Батист Удри «Натюрморт с фруктами», 1721 г., «На- тюрморт с телячьим окороком»;
— Жан-Батист Симон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств», 1766 г.
4. Классический и барочно-рокайльный пейзаж во французс- ком искусстве XVIII в.:
— Клод Жозев Берне «Морской берег около Анцио», 1743 г., «Водопад в Тиволи», 1747 г., «Вид в парке виллы Людовизи», 1749 г., «Вид в окрестностях Сорренто», 1745—1750 гг., «Порыв ветра», около 1753 г., «Кораблекрушение», 1759—1760 гг., «Вход в палермский порт при лунном свете», 1769 г. и др.;
— Жак Пьер Волер «Кораблекрушение», 1767 г., «Изверже- ние Везувия», 1771 г.;
— Шарль Франсуа Лакруа «Гавань с башней», 1756 г., «Га- вань с крепостью», 1781 г.;
— Жан Батист Лаллеман «Римский форум», 1757 г., «Разва- лины зала с колоннадами» и др.;
— Гюбер Робер «Вилла Мадама под Римом», 1767 г., «Павильон с каскадом», около 1767 г., «Пирамиды Цестия», 1760-е годы, «Коли- зей», 1765—1770 гг., «Пейзаж с аркой и куполом собора Петра в Риме», «Пейзаж с триумфальной колонной», «Прачки в руинах», «Фонтан в развалинах», 1780 г., «Развалины террасы в парке», около 1780 г., «Крыльцо дворца с портиками и кариатидами», 1800 г. и др.
5. Бытовой жанр и его взаимодействие с другими жанрами:
— Жак де Лажу «Сцена в парке», 1740-е годы;
— Карл Ванлоо «Испанский концерт», 1754 г., «Испанское чтение», «Султанша за вышиванием»;
— Никола Бертен «Наказание слуги, или Едок чеснока», «Воз- вращенный поцелуй»;
— Гаспар Гресли «Поиски блохи», 1741 г., «Девочка с азбукой»;
— Жан Гресли «Утро Вольтера», 1770-е годы, «Завтрак Воль- тера», «Вольтер за шахматным столом», «Вольтер, встречающий гостей», «Вольтер на театральной сцене» и др.
И* 195
Предлагаются следующие варианты разработки темы.
1 вариант. Искусство Франции XVIII века. Стилистическо-жанровый аспект
1. Портрет в искусстве Франции XVIII в. — академический, рокайльный, реалистический и др.
2. Мифологический и исторический жанр в искусстве Фран- ции XVIII в.
3. Натюрморт — его характеристика и развитие в живописи Франции XVIII в.
4. Классический и барочно-рокайльный пейзаж во французс- ком искусстве XVIII в.
5. Бытовой жанр и его взаимодействие с другими жанрами в искусстве Франции XVIII в.
Вариант. XVIII век. Франция.
|