Тема 4. Искусство Италии XVI В. Основные стилевые тенденции
Основные проблемы
Кризис гуманистических идей Высокого Возрождения. Об- раз человека в искусстве Италии второй половины XVI в., уси- ление индивидуального начала. Маньеризм, болонский акаде- мизм и реализм — главные стилевые тенденции позднего Воз- рождения.
Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже
1. Искусство Венеции второй половины XVI в.:
— произведения Якобо Тинторетто и его круга: «Рождение Иоанна Крестителя», «Св. Георгий и принцесса» — характер интерпретации эпизодов Священного Писания, анализ компози- ции этих картин;
— произведения мастеров террафермы Венеции. Произведе- ния Франческо Бассано «Осень», «Лето» и другие — подра- жание творчеству Тициана, Веронезе и одновременно насы- щенность конкретными реалиями сельского быта. Образ при- роды в литературе и живописи второй половины XVI в.
2. Произведения маньеристов в собрании Эрмитажа:
— картины Себастьяна дель Пьомбо: «Несение Креста», «Оплакивание Христа» — черты, характерные для творчества маньеристов «первого поколения»: стремление к монументали- зации человеческого образа, изучение опыта Рафаэля, Мике- ланджело и одновременно гнетущие настроения молчаливого оди- ночества;
— «Женский портрет» Корреджо — сопоставление с портре- тами мастеров Высокого Возрождения, интимность, «затаенность» характеристики персонажа, артистизм и рафинированная живо- писная манера художника;
— Россо Фьорентино «Мадонна с ангелами», около 1517 г., Якопо Каруччи да Понтормо «Мадонна с младенцем, Св. Иоси- фом и Иоанном Крестителем» — сопоставление образов мадон- ны в творчестве художников Высокого Возрождения и в творче- стве маньеристов. Теоретические работы Федерико Цуккаро и Джованни Паоло Ломаццо, их представления о творческом ме- тоде художника, общении с натурой, обращении к классическо- му наследию;
— Бронзино «Портрет Фердинанда Медичи» (?) — характер- ное явление для маньеристической стилистики;
— возможны произведения художников-маньеристов по выбо- ру студента, например: Андреа дель Сарто, Джулио Романо, Федерико Бароччи и др.
3. Картины мастеров Болонской Академии XVI в. в собрании Эрмитажа:
— Аннибале Караччи «Святые жены у гроба Христа», «Ав- топортрет», «Пейзаж с отдыхом святого семейства на пути в Египет» — характеристика этих работ А. Караччи как основа- теля Болонской Академии. Черты Болонского академизма в его произведениях;
— Агостино Караччи «Оплакивание Христа» — сравнение с произведениями аналогичного сюжета предшествующего этапа (П. Веронезе, Себастьяно дель Пьомбо). Характеристика компо- зиционного мышления художников этой стилевой тенденции.
4. Произведения Караваджо и Лионелло Спада в Эрмитаже — живописцев реалистического направления:
— Караваджо «Юноша с лютней»;
— Лионнелло Спада «Казнь Святого Петра» — анализ систе- мы школы Караваджо.
|