И Государственного Эрмитажа
1. Алпатов М.В. Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси // Труды отдела древнерусской литературы АН СССР. 1956. Т. 12.
2. Алпатов М.В. Вариант иконы «Битва новгородцев с суз- дальцами» // Памятники культуры. Новые открытия. Письмен- ность. Искусство. Археология / Ежегодник-1975. М., 1976.
3. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живо- писи. М., 1963. Т. 1—2.
4. Государственный Русский музей: К 80-летию со дня откры- тия. Выставка новых поступлений. Древнерусское искусство. Ка- талог / Научн. ред. В. Лаурина. Л., 1978.
5. Дмитриев Ю. Строгановская школа живописи // Всеоб- щая история искусства. М., 1955. Т. 3.
6. Живопись домонгольской Руси: Каталог. М., 1974.
7. Живопись древней Руси XI — начала XIII вв. Мозаики, фрески. Иконы. Л., 1982.
8. Искусство строгановских мастеров в собрании Русского музея: Каталог выставки, Л., 1987.
9. Косцова А. Культура Древней Руси VI—XV вв.: Путеводи- тель по Эрмитажу. Л., 1968.
10. Лаурина В. Две иконы Новгородского Зверина монас- тыря. К вопросу о новгородской иконописи первой половины XIV в. // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964. Вып. 8.
11. Лаурина В. Иконы Борисоглебской церкви в Новгороде. К вопросу о новгородской иконописи второй половины XIV в. // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1968. Вып. 9.
12. Лаурина В. Новгородская иконопись конца XV — начала XVI в. и московское искусство // Древнерусское искусство. Ху- дожественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV—XVI вв. М., 1970.
13. Лелекова О. О составе иконостаса Успенского собора Ки- рилло-Белозерского монастыря // Сообщения Всесоюзной цент- ральной научно-исследовательской лаборатории по консервации и реставрации художественных ценностей Министерства культу- ры СССР. М., 1971. Вып. 26.
14. Лелекова О. Пророческий ряд иконостаса Успенского со- бора Кирилло-Белозерского монастыря // Сообщения Всесоюз- ной центральной научно-исследовательской лаборатории по кон- сервации и реставрации художественных ценностей Министер- ства культуры СССР. М., 1973. Вып. 28.
15. Лихачева Л. Икона «Никола в житии» из погоста Озерево // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1974. Вып. 10.
16. Перцев Н. О некоторых приемах изображения лица в древ- нерусской станковой живописи XII—XIII вв. // Сообщения Госу- дарственного Русского музея. Л., 1964. Вып. 8.
17. Перцев Н. Икона Николы из Любони // Сообщения Госу- дарственного Русского музея. Л., 1965. Вып. 9.
18. Подобедова О. Московская школа живописи при Иване IV. Работы в Московском Кремле 40—70-х гг. XVI в. М., 1972.
19. Порфиридов Н.Г. Два сюжета древнерусской живописи в их отношении к литературной основе // Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы, Л., 1966. Вып. 22.
20. Порфиридов Н.Г. Два произведения новгородской станко- вой живописи XIII в. // Древнерусское искусство. Художествен- ная культура Новгорода. М., 1968.
11-4015
21. Пречистому образу твоему поклоняемся. Образ Богомате- ри из собрания икон Русского музея. СПб., 1994.
22. Русский музей. Живопись, Л., 1975.
23. Русский музей. Иконы из собрания Русского музея. М., 1970.
24. Русские древности. Из собрания Государственного Рус- ского музея: Краткий иллюстрированный каталог, Л., 1988.
25. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского мона- стыря // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964. Вып. 8.
26. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 г. мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
27. Смирнова Э.С. Отражение литературных произведений о Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. 15.
28. Сто икон из Фондов Эрмитажа. Л., 1987.
II ЭТАП: АНАЛИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
На первом этапе обучения студент анализировал одно произ- ведение искусства. Лишь изредка, по желанию, он мог получить более сложное задание опережающего характера — сделать по- пытку сопоставления двух произведений (например, «Троица вет- хозаветная» — работы неизвестного псковского мастера XVI в. и Симона Ушакова — царского изографа XVII в.). Теперь перед ним ставится более сложная задача: сравнение и сопоставление двух или нескольких памятников искусства.
По какому принципу строить эти сопоставления? Решений здесь может быть очень много, и студент должен уметь находить их самостоятельно. Приведем некоторые рекомендации.
Во-первых, возможно сопоставление двух или нескольких ра- бот одного автора для того, чтобы проанализировать развитие метода, стиля или жанра. Например, для сравнения можно выб- рать живописные полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Бе- нуа» и «Мадонна, Литта», обратиться к портретам в творчестве П.П. Рубенса или Рембрандта, пейзажам Я. Рейсдаля или на- тюрмортам Питера Класа.
Во-вторых, применяется и противоположный подход: сравне- ние работ разных мастеров, но написанных в одной стилевой сис- теме, что позволяет достаточно отчетливо проанализировать инди-
видуальность художника. Плодотворным в этом аспекте будет вы- бор произведений П. Рубенса и Ван-Дейка, А. Остаде и Г. Метсю.
В-третьих, можно обратиться к памятникам одного периода, но разных художественных центров или школ. Продуктивным в этом плане будет сравнение, например, произведений флорентийской и венецианской школы ренессансной эпохи: «Мадонна с младенцем» школы Вероккио и «Мадонна с младенцем» Чима де Конельяно.
Не менее интересным представляется сравнительное истолко- вание холстов голландских и фламандских мастеров XVII столе- тия, немецких и итальянских художников XV—XVI вв.
В-четвертых, анализ двух или группы произведений, объеди- няемых по сюжетно-тематическому принципу. Например, «Образ Св. Себастьяна» в искусстве XV—XVI вв., «Несение креста» Ти- циана и Себастьяно дель Пьомбо, «Образ мадонны в искусстве XV—XVII вв.». Достаточно эффективным является опыт сравни- тельного анализа работ, созданных на одной сюжетной основе, но написанных в разных стилевых тенденциях: «Снятие с креста» кисти П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта.
В-пятых, действенным для понимания языка пластического искусства является сопоставительный анализ памятников изоб- разительного и литературного творчества. Здесь могут быть при- менены разные решения: литературные «параллели», поэтичес- кие соответствия, поэтические рефлексии. Чтобы убедиться в при- влекательности такого сравнительного истолкования, обратитесь к сонетам Ф. Петрарки, чтобы острее ощутить ростки ренессанс- ной культуры в произведении Симоне Мартини «Мадонна».
Прочитав сонеты Микеланджело, написанные им в последние годы жизни, студент значительно глубже и тоньше поймет смысл его творения «Скорчившийся мальчик».
Каждый из вас найдет свой способ сравнительного искусство- ведческого анализа, но все эти решения необходимы для того, чтобы установить контакт с произведением искусства и друг с другом.
В связи с тем что обучение на втором этапе предполагает более сложную систему «взаимоотношений» с памятником искусства, воз- никает потребность несколько иной организации работы в музее.
На раннем этапе учебы в музее преподаватель служит неким связующим «звеном» между участниками семинара, выполняя функции и «режиссера» и «дирижера», иногда и участника семи- нара, и, конечно, строгого ценителя и зрителя. Но на следующем этапе на роль «режиссера» выбирается студент, который теперь следит не только за распределением ролей, т. е. тем выступлений, но и стремится к тому, чтобы все действующие лица взаимодей-
U*
21. Пречистому образу твоему поклоняемся. Образ Богомате- ри из собрания икон Русского музея. СПб., 1994.
22. Русский музей. Живопись, Л., 1975.
23. Русский музей. Иконы из собрания Русского музея. М., 1970.
24. Русские древности. Из собрания Государственного Рус- ского музея: Краткий иллюстрированный каталог, Л., 1988.
25. Смирнова Э.С. Две иконы из Кирилло-Белозерского мона- стыря // Сообщения Государственного Русского музея. Л., 1964. Вып. 8.
26. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 г. мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.
27. Смирнова Э.С. Отражение литературных произведений о Борисе и Глебе в древнерусской станковой живописи // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1958. Т. 15.
28. Сто икон из Фондов Эрмитажа. Л., 1987.
II ЭТАП: АНАЛИЗ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
На первом этапе обучения студент анализировал одно произ- ведение искусства. Лишь изредка, по желанию, он мог получить более сложное задание опережающего характера — сделать по- пытку сопоставления двух произведений (например, «Троица вет- хозаветная» — работы неизвестного псковского мастера XVI в. и Симона Ушакова — царского изографа XVII в.). Теперь перед ним ставится более сложная задача: сравнение и сопоставление двух или нескольких памятников искусства.
По какому принципу строить эти сопоставления? Решений здесь может быть очень много, и студент должен уметь находить их самостоятельно. Приведем некоторые рекомендации.
Во-первых, возможно сопоставление двух или нескольких ра- бот одного автора для того, чтобы проанализировать развитие метода, стиля или жанра. Например, для сравнения можно выб- рать живописные полотна Леонардо да Винчи «Мадонна Бе- нуа» и «Мадонна, Литта», обратиться к портретам в творчестве П.П. Рубенса или Рембрандта, пейзажам Я. Рейсдаля или на- тюрмортам Питера Класа.
Во-вторых, применяется и противоположный подход: сравне- ние работ разных мастеров, но написанных в одной стилевой сис- теме, что позволяет достаточно отчетливо проанализировать инди-
видуальность художника. Плодотворным в этом аспекте будет вы- бор произведений П. Рубенса и Ван-Дейка, А. Остаде и Г. Метсю.
В-третьих, можно обратиться к памятникам одного периода, но разных художественных центров или школ. Продуктивным в этом плане будет сравнение, например, произведений флорентийской и венецианской школы ренессансной эпохи: «Мадонна с младенцем» школы Вероккио и «Мадонна с младенцем» Чима де Конельяно.
Не менее интересным представляется сравнительное истолко- вание холстов голландских и фламандских мастеров XVII столе- тия, немецких и итальянских художников XV—XVI вв.
В-четвертых, анализ двух или группы произведений, объеди- няемых по сюжетно-тематическому принципу. Например, «Образ Св. Себастьяна» в искусстве XV—XVI вв., «Несение креста» Ти- циана и Себастьяно дель Пьомбо, «Образ мадонны в искусстве XV—XVII вв.». Достаточно эффективным является опыт сравни- тельного анализа работ, созданных на одной сюжетной основе, но написанных в разных стилевых тенденциях: «Снятие с креста» кисти П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта.
В-пятых, действенным для понимания языка пластического искусства является сопоставительный анализ памятников изоб- разительного и литературного творчества. Здесь могут быть при- менены разные решения: литературные «параллели», поэтичес- кие соответствия, поэтические рефлексии. Чтобы убедиться в при- влекательности такого сравнительного истолкования, обратитесь к сонетам Ф. Петрарки, чтобы острее ощутить ростки ренессанс- ной культуры в произведении Симоне Мартини «Мадонна».
Прочитав сонеты Микеланджело, написанные им в последние годы жизни, студент значительно глубже и тоньше поймет смысл его творения «Скорчившийся мальчик».
Каждый из вас найдет свой способ сравнительного искусство- ведческого анализа, но все эти решения необходимы для того, чтобы установить контакт с произведением искусства и друг с другом.
В связи с тем что обучение на втором этапе предполагает более сложную систему «взаимоотношений» с памятником искусства, воз- никает потребность несколько иной организации работы в музее.
На раннем этапе учебы в музее преподаватель служит неким связующим «звеном» между участниками семинара, выполняя функции и «режиссера» и «дирижера», иногда и участника семи- нара, и, конечно, строгого ценителя и зрителя. Но на следующем этапе на роль «режиссера» выбирается студент, который теперь следит не только за распределением ролей, т. е. тем выступлений, но и стремится к тому, чтобы все действующие лица взаимодей-
ствовали друг с другом согласно определенному замыслу. Он же заранее продумывает и определяет время каждого докладчика.
Студент-режиссер, конечно, должен обладать соответствую- щими качествами, но выбор на эту роль предоставляется одно- курсникам. Студент-режиссер может быть выбран на длитель- ный срок, а может попробовать себя в этой роли только на одном или двух занятиях в музее.
Семинары по истории искусства строятся по принципу диало- га: во-первых, с произведением искусства; во-вторых, друг с дру- гом; в-третьих, с «режиссером». Умение вести подобные диалоги профессионально, ярко и образно необходимо художнику-педаго- гу, поэтому и на этом этапе учебы в музее тоже предполагается готовить одну и ту же тему, но выступать на занятии уже с до- полнением, а диалог строить по принципу противопоставления мнений, несхожести суждений для обретения навыков ведения дискуссии на основе более сложного контакта как друг с другом, так и с группой в целом.
Возрождение (Западная Европа)
ТЕМА 1. ИТАЛИЯ. ПРОТОРЕНЕССАНС И РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Основные проблемы
Образ человека в искусстве эпохи Возрождения. Антропоцен- тризм художественной картины мира, обращение к античному наследию. Представления человека ренессансного о пространстве и времени, отражение этих представлений в творчестве.
Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже
1. — Симоне Мартини «Мадонна из сцены Благовещения», XIV в. — образ прекрасной донны в живописи и поэзии проторенессан- сной эпохи. Сонеты Петрарки;
— любое произведение XIV в. (по выбору) студент может оха- рактеризовать как явление, предшествующее Возрождению.
2. Произведения раннего итальянского Возрождения:
— живописные работы Фра Беато Анжелико да Фьезоле. Фрес- ка «Мадонна с младенцем, Св. Домиником и Св. Фомой Аквинс- ким» — образец монументального пластического стиля кватроченто;
— часть пределлы «Видение Блаженного Августина» Фра филиппо Липпи — ренессансное видение мира, пространствен- ная концепция;
— живописное произведение мастера школы Андреа Верок- кио «Мадонна с младенцем» — образ вселенной в творчестве мастера кватроченто. Природа и человек в живописи и поэзии XV в.;
— скульптура раннего Возрождения. Произведения мастерс- кой делла Роббиа «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестите- лем», «Рождество», «Мадонна с младенцем». Характеристика мышления скульптора раннего Возрождения, освоение традиций античного рельефа, специфика майолики ренессансной эпохи;
— «Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи — кар- тина переходной эпохи конца XV века, художественная атмосфера двора Медичи. Театральные творения Анджело Полициано и про- изведения живописцев Сандро Боттичелли и Филиппино Липпи;
— произведения Пьетро Перуджино «Святой Себастьян» и «Мужской портрет».
ТЕМА 2. ИТАЛИЯ. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ Основные проблемы
Образ прекрасного сильного духом человека — главное со- держание искусства этого периода. Стремление гуманистов Ре- нессанса постичь общие закономерности явлений жизни, вопло- тить их в своих произведениях. Характеристика пластического метода мастеров Высокого Возрождения.
Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже
1. Рафаэль Санти:
— «Мадонна Конестабиле», около 1504 г. — произведение, воплощающее мечту о гармонии человека и природы;
— «Святое семейство» («Мадонна с безбородым Иосифом»), около 1506 г. — особенности композиционного мышления ху- дожника, монументально-синтетический стиль. Образ мадонны
поэзии и живописи Высокого Возрождения. Стихотворение С. Пушкина «Возрождение».
2. Леонардо да Винчи:
— «Мадонна с младенцем» («Мадонна Бенуа»), около 1482 г. дея познания мира. Леонардо да Винчи как ученый и худож-
ник, его представления о живописи как «внучке природы». Живо- писный метод художника;
— «Мадонна Литта», около 1482 г. Воплощение представле- ния художника о гармонии. Образ человека как части космичес- кого целого в живописных произведениях Леонардо да Винчи. Композиционный анализ картины.
3. Декоративно-прикладное искусство Италии конца XV—XVI в.:
— итальянская майолика XV—XVI вв. Чаши, блюда, тарелки с изображением сцен из античной мифологии: блюдо и тарелка с изображением статуи Лаокоона и Вулкана, кующего стрелы для Амура, «Марса и Венеры, пойманных в сети Вулкана», «Персея, освобождающего Андромеду» и другие по выбору студента;
— свадебные сундуки, античные сосуды. Отражение ренес- сансного мироощущения в предметах декоративно-прикладного искусства. Мастерские Фаэнцы и Урбино. Функция и технология изготовления керамических изделий.
4. Скульптура Италии конца XV—XVI в.:
— Лоренцо Лоренцетти «Мертвый мальчик на дельфине» — пример скульптуры Высокого Возрождения;
— Микеланджело Буонарротти «Скорчившийся мальчик», вто- рая половина XVI в. — олицетворение ренессансного человека в переломный момент. Черты позднего Возрождения в произведении мастера. Его творческий метод. Сонеты Микеланджело, в которых ощущается трагизм его мировосприятия;
— терракотовые копии произведений Микеланджело: «Опла- кивание Христа», «Моисей», «Вечер и день».;
— портреты (скульптурные) XV—XVI вв. в собрании Эрмита- жа (по выбору студента).
ТЕМА 3. ИСКУССТВО ВЕНЕЦИИ (XV—XVI вв.).
Основные проблемы
Венеция художественный центр Италии XV—XVI вв. Основные особенности венецианской школы живописи, своеобразие колорис- тической системы. Живопись и литература Венеции XV—XVI вв. Главные этапы развития венецианской школы живописи.
Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже
1. Живописные произведения Венеции конца XV — начала XVI в.:
Картины Чима де Конельяно «Мадонна с младенцем» и «Бла- говещенье». Образ природы в творчестве художника, просветлен- ный пантеизм и новые гуманистические веяния.
2. Произведения Джорджоне де Кастельфранко — зачинате- ля великого «золотого века» в искусстве Венеции:
— «Юдифь» — особый мир, мир субъективных, интимных пе- реживаний, восприятие холста, основанное на поэтически-музы- кальных ассоциациях;
— «Мадонна с младенцем в пейзаже» — образ печально-сла- достного слияния человека с природой. Живописная манера ху- дожника в этом произведении.
3. Произведения В. Тициана, величайшего мастера Высокого и позднего Возрождения, в собрании Эрмитажа:
— картина «Бегство в Египет» — утверждение собственного метода и влияние Джорджоне. Образ природы в произведении Тициана и в литературном творчестве современников: Пьетро Аретино и др.;
— «Портрет молодой женщины». 1530 г. — образ Тициановой «прекрасной дамы». Атмосфера ясности духа и праздничной тор- жественности;
— «Даная», 1550-е годы — возвышенный и убедительно ося- зательный характер изображения. Динамика и величавый покой как принцип композиции этого произведения;
— «Кающаяся Мария Магдалина», 1566—1570 гг. — образ сложной психологической характеристики: чувство полноты бы- тия, его цветения и черты трагической взволнованности. Душев- ный конфликт Марии Магдалины и «конфликт» колорита;
— «Несение креста», «Св. Себастьян» — образ ренессансного человека, духовно не сломленного, но испытывающего душевные муки. Живописно-«трагическая» интонация последних произве- дений художника.
4. Произведения Паоло Веронезе — мастера позднего Возрождения:
— «Святое семейство со Святой Екатериной», 1486 г.;
— «Диана», «Мужской портрет»;
— эскиз «Поклонение волхвов» — пример монументального стиля художника, празднично-торжественного колорита;
— «Обращение Савла» — черты эпохи позднего Возрожде- ния, напряженность, экспрессия композиционного решения;
— «Оплакивание Христа», около 1582 г. — одно из лучших произведений Веронезе, драматичное и одновременно светло-тор- жественное размышление художника. Колористический строй од- ного из последних в творчестве художника холстов;
— «Воскрешение Лазаря» картина выполнена в так называе- мой технике кьяроскуро. Анализ живописного метода мастеров эпохи Возрождения.
5. Портрет в творчестве венецианских мастеров XV —XVI вв. (Лоренцо Лотто, Вичеллио Тициан, Паоло Веронезе, Доменико Каприоло, Пальма Веккио Младший).
Эту тему студенты могут обсуждать по свободному выбору.
|