Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендуемые темы и произведения для подготовки к выступлению в Эрмитаже. — икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и Св






1. Иконы:

— икона «Апостол Филипп, Феодор Стратилат и Св. Дмит-
рий», конец XI—начало XII в.;

— икона «Григорий Чудотворец», вторая половина XII в.;

— мозаичные иконы XIII—XIV вв.: «Христос Пантократор»,
«Четыре святителя», «Пророк Самуил» и икона сборная в техни-
ке эмали, XIXII вв.;

— икона «Иоанн Предтеча», XIV в.;

— икона «Христос Вседержитель», XIV в.;

— икона «Ветхозаветная Троица», первая половина XV в.;

— икона «Рождество Иоанна Предтечи», вторая половина XV в.

2. Изделия из серебра XII—XV вв.:

— чаша из Березова с изображением звериного гона, XII в.;

— чаша из собрания Базилевского;

— чаша из села Вильгорт, XII в.;

— чаша с крышкой из Тарту, XII в.;

— крышка чаши, найденная в Ненецком национальном окру-
ге, XV в. (можно выбрать два любых памятника).

3. Церковные диптихи и пластины XII—XIII вв.:

— пластинка (слоновая кость) с изображением шести празд-
ников, XI—XII вв.;

— триптих (слоновая кость) с изображением Богоматери с
младенцем, XI —XII вв.;

— диптих (слоновая кость) с изображением евангельских сцен
(Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой, Рождество, Срете-
ние и др.), X— XI вв.;

— пластинка (слоновая кость) с изображением Христа Пан-
тократора, конец X в.

Студент может проанализировать любые две пластины из пред-
ложенных или другие резные изделия из слоновой кости X—XIV вв.


ТЕМА 3. ДОМОНГОЛЬСКАЯ ИКОНА

Занятия по темам 3—5 некоторые преподаватели проводят в
музее сами в форме эвристической беседы.

Основные проблемы

Византийский канон, его освоение и трансформация на Руси.
1конный образ и его душевное восприятие.

Основные памятники

Византийские и русские иконы:

— «Владимирская Богоматерь», XI в., ГТГ;

— «Богоматерь Белозерская», XIII в., ГРМ;

— «Ярославская Оранта», XIII в. ГТГ;

— «Устюжское Благовещение», XII—XIII вв., ГТГ;

— «Ангел — Златые Власы», XII в., ГРМ;

— «Спас Нерукотворный», вторая половина XI — начало
XIII в., ГТГ;

— «Спас — Златые Власы», конец XII — начало XIII в., ГТГ;

— «Петр и Павел», XIII в., ГРМ;

— «Георгий», XI — начало XIII в., ГТГ;

— «Успение Богоматери», XII в., ГТГ:

ТЕМА 4. ЖИВОПИСЬ НОВГОРОДА И ПСКОВА
(XIII—XV вв.)

(собрание ГРМ)

Основные проблемы

Канон и стиль в русской иконе. Понятие о художественной
школе и ее своеобразии: историческая динамика художественно-
го образа и определяющие ее факторы (на примере новгородской
и псковской икон).

Основные памятники

1. «Иоанн Лествичник, Георгий и Власий», XIII в..

2. «Чудо Георгия о змие», XIV и XV вв. (сравнительный анализ).

 

3. «Сошествие во ад», псковский и новгородский варианты,
XIV—XVI вв. (сравнительный анализ).

4. «Дмитрий Солунский» и «Архангел Гавриил», XV в., Псков.


5. Четырехчастная икона, XV в., Новгород.

6. «Битва новгородцев с суздальцами», XV в., варианты: Нов-
городский музей, ГТГ, ГРМ.

7. «Илья Пророк в пустыне с житием и Деисусом», вторая
половина XIV в., Псков, ГТТ.

8. «Покров» — сравнительный анализ псковских и московс-
ких икон XV—XVI вв.

9. «Ангел — Златые Власы» и «Архангел Гавриил» (Псков,
XV в., ГРМ).

ТЕМА 5. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ЖИВОПИСИ XV века.

ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ РУБЛЕВА И ДИОНИСИЯ

(собрание ГРМ)

Основные проблемы

Общечеловеческая ценность русской живописи XV в. Ее
символика, духовный смысл и тайна воздействия на душу пред-
стоящего.

Основные памятники

1. «Троица Андрея Рублева», начало XV в., ГТГ.

2. Андрей Рублев и Даниил Черный. Из иконостаса Успенско-
го собора во Владимире: «Петр» и «Павел», «Сретение», «Креще-
ние»: жизненная реальность и идеал.

3. Дионисий. «Уверение Фомы», «Сошествие во ад», «Богома-
терь Одигитрия».

4. «Мертвый Христос» А. Мантеньи, 1474 г., «Распятие» и
«Вознесение» из Изенгеймского алтаря Грюневальда и «Распя-
тие» Дионисия из Павло-Обнорского монастыря, 1500 г., ГРМ.

5. Московские иконы XV в. (по выбору студента).

6. Дионисий и мастерская. Комплекс фресок собора Рожде-
ства Богородицы Ферапонтова монастыря, 1500 г.

ТЕМА 6. РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ (XVI—XVII вв.)

Проводится в форме семинара в аудитории.

Основные проблемы

«Горний» и «дольний» мир в иконе XVI в. Вторжение людских
разногласий и забот в иконный образ. Государство и искусство
на Руси в XVI—XVII вв.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал