Занятие 2
1. Истоки экспрессионизма в искусстве XX в. Освобождение цвета, выразительность деформации.
Винсент Ван-Гог (повторение). Поиск повышенной выразитель- ности напряженной и трагичной экспрессии образов через цвето- вую квинтэссенцию натуры. «Арльские дамы», 1888 г.; «Куст», 1889 г.; «Хижины», 1890 г.
Фовизм (группа «диких»). Программное утверждение прин- ципа субъективизма в искусстве. Тенденция к декоративности, решение колористических проблем.
2. Анри Матисс. Декоративная красочность, плоскостность трактовки формы, ритмическая организация композиции и ли- ний. Коллаж. Декупажи.
Ряд натюрмортов: «Подсолнечники в вазе», 1898 г.; «Букет» («Ваза с двумя ручками»), 1907 г.; «Фрукты, цветы, панно " Та- нец"» 1909 г.; «Севильский натюрморт» («Розовая комната»), 1911 г.; «Ваза с ирисами», 1912 г.; «Букет цветов на веранде», 1913 г. Постановка задачи. Формирование стиля.
Развитие «возможности выражения вне пределов копиро- вания».
«Красная комната» («Десерт. Гармония в красном»), 1908 г.; «Игры в шары», 1908 г.; «Танец», 1910 г.; «Семейный портрет», 1911 г.
3. Морис Вламинк. Сравнение произведений разных периодов. «Вид на Сену», 1905—1906 гг.; «Городок на берегу озера»,
1907 г.; «Пейзаж с домом на холме», 1920-е годы.
4. Альбер Марке — пейзажист. Поиск синтетического образа природы. Колористические достижения.
«Гавань в Ментоне», 1905 г.; «Набережная Лувра и Новый мост в Париже», 1906 г.; «Вид на Сену и памятник Генриху IV» 1907 г.; «Марина» («Неаполь»), 1909 г.; «Гамбургский порт», 1909 г.; «Дож- дливый день в Париже» («Собор Парижской Богоматери»), 1910 г.; «Площадь Св. Троицы в Париже», 1911 г.
5. Василий Кандинский — один из основоположников и теоре- тик абстракционизма. Стилистическая эволюция (от импрессио- низма и постимпрессионизма, через фовизм и экспрессионизм к живописному абстракционизму). Работы эрмитажной коллекции и собрание ГРМ.
«Зимний пейзаж», 1909 г.; «Пейзаж», 1913 г.; «Эскиз к компо- зиции № 5», 1911 г.; «Композиция № 6», 1913 г.
На примере представленных картин студенту предлагается проанализировать метод работы художника: от этюда с натуры к фантазии-представлению и далее к абстрактной композиции — так называемые «импрессии», «импровизации», «композиции».
Коллекция ГРМ: «Композиция № 7» и др.
Цвет как независимая духовная субстанция, способная суще- ствовать вне всякой формы.
Занятие 3
1. Формирование аналитического метода в искусстве XX в. Влияние живописных открытий Поля Сезанна на искусство XX в. (повторение). Художественная система Сезанна. Поиск объектив- ных закономерностей в изображении реального мира и субъектив- ный характер его отражения. Синтез формы и цвета, особенности композиционных приемов. Поздние работы — портреты, натюрмор- ты, пейзажи в собрании Эрмитажа: «Курильщик», 1895 г.; «Натюр- морт с драпировкой», 1899 г.; «Большая сосна близ Экса», конец 1990-х годов; «Гора Св. Виктории», 1900 г.; «Голубой пейзаж», 1903 г.
Кубизм. От геометризации к беспредметному. П. Пикассо, Жорж Брак и Фернан Леже — основоположники кубизма.
2. Пабло Пикассо. Многоликость крупнейшего мастера в ис- кусстве XX в. Эволюция творчества. Неполнота эрмитажного со- брания его произведений.
«Голубой» и «розовый» периоды. «Любительница абсента», 1901 г.; «Свидание», 1902 г.; «Портрет Солера», 1903 г.; «Мальчик с собакой», 1905 г.
Анализ произведений кубистического периода в творчестве Пикассо (по выбору студента).
«Стеклянная посуда», 1907 г.; «Танец с покрывалами», 1907 г.; «Композиция с черепом», 1907 г.; «Женщина с веером» («После бала»), 1908 г.; «Фермерша», 1908 г.; «Женщина с мандолиной», 1909 г.; «Фаб- рика в селении Хорта де Эбро», 1909 г.; «Молодая дама», 1909 г.; «Харчевня» («Окорок»), 1912 г.; «Музыкальные инструменты», 1912 г.; «Кларнет и скрипка», 1913 г.; «Скрипка и гитара», 1913 г.
3. Андре Дерен. Кубистические и неоклассические тенденции в поздних работах.
«Порт в Гавре», 1905—1906 гг. (фовистский период); «Глиня- ный кувшин, белая салфетка и фрукты», 1912 г.; «Девушка в чер- ном», 1914 г.
4. Пуризм — направление в живописи, связанное с конструк- тивизмом в архитектуре (Ле Корбюзье).
Амеде Озанфан. «Натюрморт. Посуда», 1919 г. Фернан Леже. «Композиция 2», 1924 г.
|