Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальные стандарты аудита






В период аудиторской деятельности аудиторы индивидуальные предприниматели и аудиторские организации независимо от условий, в которых проводится аудит, а также целей, которые достигаются в результате его осуществления, обязаны соблюдать стандарты аудита — законодательно закрепленное описание основных критериев, принципов и процедур. Главная цель аудиторских стандартов — достичь единообразного понимания всеми аудиторами и пользователями аудиторских услуг основных принципов и задач аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения аудитора. На международном уровне разработкой стандартов аудита занимается Комитет по международным стандартам аудита и подтверждению достоверности информации (International Auditing and Assurance Standards Board - IААSB). Международные стандарты устанавливают общие требования к порядку организации и проведения аудита на всех его стадиях, документирования проверок, оформления их результатов и выдачи аудиторских заключений. В Беларуси с 2000 г. Министерством финансов Республики Беларусь ведется разработка национальных стандартов правил аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в том числе к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих аудиту услуг, к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации. Правила аудиторской деятельности обеспечивают: • правовую основу аудиторской деятельности; • законодательное разграничение ответственности между аудиторами и проверяемыми субъектами предпринимательской деятельности; • единообразие принципов получения аудиторских доказательств при осуществлении проверок с целью достижения сопоставимости результатов; • регулирование процесса согласования вопросов с клиентами и т.д. Республиканские стандарты аудиторской деятельности являются документами, конкретизирующими и разъясняющими нормы, установленные Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности». Их требования обязательны для аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц. Все правила можно классифицировать в зависимости от их содержания на восемь групп: 1) общие вопросы; 2) ответственность аудиторской организации и качество аудита; З) планирование аудита; 4) получение аудиторских доказательств; 5) использование работы третьих лиц; 6) итоговые документы аудита; 7) некоторые аспекты аудита; 8) специальные области аудита и сопутствующие услуги. Объединения аудиторских организаций или аудиторов вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила аудиторской деятельности, но они не должны противоречить республиканским стандартам аудиторской деятельности, а их требования — быть ниже требований республиканских правил. Согласно действующему в Республике Беларусь законодательству аудиторская организация или аудитор — индивидуальный предприниматель вправе устанавливать внутрифирменные правила, однако они не должны противоречить национальным стандартам аудиторской деятельности, а их требования — быть ниже требований республиканских правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов, членами которого они являются. Иерархию стандартов аудита в Беларуси отражает рис. 4.1.

Рис. 4.1. Подчиненность стандартов аудита

Разработка правил аудиторской деятельности конкретной аудиторской организации или аудитора — индивидуального предпринимателя является серьезной проблемой. Например, в крупных аудиторских компаниях создаются специальные структуры для разработки методологических подходов, принципов организации и проведения проверок, практических методик отдельных направлений аудита. Небольшим аудиторским организациям сложно содержать подобные структуры, и они выходят из положения одним из следующих способов: приобретают у разработчиков готовые правила аудиторской деятельности, которые дорабатывают, руководствуясь собственным видением процесса аудиторской проверки, спецификой бизнеса клиента и исходя из избыточности или недостаточности приобретаемых методических разработок; анализируют и осмысливают разработки других аудиторов, периодически публикуемые в открытой печати или имеющиеся в информационных системах, а затем дорабатывают их содержание в соответствии с собственным видением процесса аудиторской проверки; разрабатывают собственными силами наиболее значимые, по мнению руководства конкретной аудиторской организации, правила и методики, продумав при этом схему формального соблюдения остальных требований национальных стандартов таким образом, чтобы формальный подход не вредил качеству аудиторской работы. Стандартизация деятельности аудиторов, как показывает практика, вызывает неприятие со стороны ряда специалистов аудиторских организаций из-за необходимости приспосабливаться к прогрессивным, но непривычным методам работы. Задача руководителей — в интересах дела помочь своим специалистам преодолеть психологический барьер. Внедрение внутрифирменных стандартов позволяет руководству аудиторской организации на каждом этапе работы оперативно контролировать качество аудиторской проверки, принимать необходимые управленческие решения, а в конечном счете — формировать позитивный имидж своей фирмы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал