Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление финансово-промышленной группой. Правовой статус центральной компании
Высшим органом управления ФПГ является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы. Формирование совета управляющих происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается центральная компания. Например, в большинстве случаев центральная компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров. Центральная компания - это ЮЛ, которое может создаваться в форме хозяйственного общества, ассоциации или союза. Центральная компания подлежит гос. регистрации в порядке, установленном для регистрации юридических лиц. Следовательно, при создании ФПГ гос. регистрация осуществляется дважды: регистрируется центральная компания ФПГ в реестре юридических лиц; регистрируется сама группа в реестре ФПГ, который ведет Минэкономразвития России. После регистрации ФПГ центральная компания вносит в свое фирменное наименование слова " центральная компания ФПГ", о чем направляет уведомление в регистрирующий орган (Федеральную налоговую службу России). В России многие центральные компании являются банками или кредитными организациями. Создание центральных компаний в форме таких организаций действительно эффективно, т.к. помимо финансирования деятельности ФПГ банк может выступать промежуточным заемщиком, привлекая инвестиции. Зачастую центральные компании - банки претендуют на право управления финансами всех участников ФПГ. В этом случае реализуется принцип самоинвестирования в рамках ФПГ, чего нельзя сделать, если центральная компания создана в форме ассоциации (союза). Согласно ст. 121 ГК РФ ассоциация (союз) юридических лиц является единственной формой некоммерческой организации, которая ни при каких условиях не вправе проводить самостоятельную ПД. Центральная компания ФПГ: выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы; ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс группы. готовит ежегодный отчет о деятельности группы. Этот отчет рассылается всем участникам группы, уполномоченному государственному органу (Минэкономразвития) и публикуется в срок не позднее 90 дней после окончания финансового года. Отчет составляется после проверки деятельности ФПГ независимым аудитором. Аудиторскую проверку оплачивает центральная компания ФПГ; выполняет в интересах участников отдельные банковские операции в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании. Специальные нормы о правовом статусе центральной компании не соответствуют законодательству о хозяйственных обществах и ассоциациях юридических лиц, что отражено в таблице:
5. Правовое положение субъектов малого предпринимательства ( ФЗ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»). Субъект малого предпринимательства - коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким ЮЛ, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: · в промышленности — 100 человек; · в строительстве — 100 человек; · в сельском хозяйстве — 60 человек; · в оптовой торговле — 50 человек; · в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; · в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также ФЛ, занимающиеся ПД без образования ЮЛ (Ст. 3 ФЗ«О гос. поддержке малого предпринимательства в РФ»).
Законами субъектов РФ устанавливаются дополнительные условия деятельности субъектов малого предпринимательства. Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 28 июня 1995 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве», к субъектам малого предпринимательства Москвы, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти г. Москвы, предъявляются следующие дополнительные требования: · регистрация на территории Москвы в качестве ЮЛ или предпринимателей без образования ЮЛ; · включение в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы; · субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организаций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари; · субъекты малого предпринимательства - ЮЛ не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находящихся за пределами границ Москвы и Московской области.
Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение гос. поддержки. Ст. 6 ФЗ «О гос. поддержке малого предпринимательства в РФ» определены меры такой поддержки, среди которых: · создание льготных условий использования гос. финансовых, материально-технических и информационных ресурсов; · установление упрощенного порядка регистрации, лицензирования, сертификации, представления гос. статистической и бухгалтерской отчетности (субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложения к бухгалтерскому балансу, пояснительную записку. Утверждены специальные формы статистической отчетности для малых предприятий) · установление налоговых льгот (НК РФ предусматривает условия и порядок перехода на специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход). В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, они ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогового учета, льготный порядок бухгалтерского учета предусмотрен Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н, которым утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства). · поддержка внешнеэкономической деятельности и др. · в силу ст. 7 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав ЮЛ и ИП при проведении гос. контроля (надзора)», в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю м. б. проведено не ранее чем через три года с момента его гос. регистрации. · для субъектов малого предпринимательства предусматривается резервирование определенной доли заказов (в размере 15% общего объема поставок) на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для гос. нужд. · предусматриваются меры по поддержке субъектов малого предпринимательства, действующих в определенных сферах или занимающихся видами деятельности, в развитии которых заинтересовано государство (Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О комплексе мер по развитию и гос. поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности»). В качестве дополнительных мер такой поддержки в г. Москве можно отметить: создание общегородских систем центров развития предпринимательства в г. Москве; финансирование проектов и программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве; обеспечение субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями, создание целевого фонда нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры малого бизнеса в г. Москве; предоставление льгот в области арендных отношений. · информационная поддержка малого предпринимательства (Закон г. Москвы от 16 июня 1999 г. № 25 «О ремесленной деятельности в г. Москве»).
6. Правовое положение кредитных организаций ( ФЗ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности»). Кредитная организация — ЮЛ, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основе специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках (Ст. 1 ФЗ) Кредитные организации могут образовываться на базе любой формы собственности как хозяйственное общество. Законом о банках предусмотрено создание кредитных организаций двух видов: банков и небанковских кредитных организаций. Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физ. и ЮЛ; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физ. и ЮЛ (Ст. 1) В отличие от банка, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются Банком России. К небанковским кредитным организациям относятся организации, созданные для осуществления расчетов на рынке ценных бумаг, а также клиринговые учреждения. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого ЮЛ посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму. Банк России обязан при рассмотрении заявления о гос. регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге гос. регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов «Россия», «РФ», «государственный», «федеральный» и «центральный», производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами РФ. Кредитные организации являются одним из элементов банковской системы РФ, в которую входят также Банк России, филиалы и представительства иностранных банков. Являясь одним из видов ПД, банковская деятельность представляет собой систему постоянно осуществляемых сделок и операций, направленных на извлечение прибыли. Перечень банковских операций и других сделок, которые имеют право осуществлять кредитные организации, определен ст. 5 Закона о банках. К банковским операциям относятся: · привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; · размещение указанных привлеченных средств от своего имении за свой счет; · открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; · осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц; · инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; · купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме; · выдача банковских гарантий; · осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Помимо перечисленных банковских операций, кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки: · выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; · приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; · доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; · осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценны ми камнями в соответствии с законодательством РФ;
· предоставление в аренду физическим и ЮЛ специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; · лизинговые операции; · оказание консультационных и информационных услуг. Государственная регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности осуществляются в порядке, установленном Законом о регистрации, Законом о банках, Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о гос. регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». В Банк России учредители кредитной организации представляют документы, перечень которых приведен в ст. 14 Закона о банках. На основании этих документов Банк России принимает решение о гос. регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии или об отказе в этом. Законом установлен срок для принятия решения - не более 6 месяцев с даты представления документов. После принятия решения о гос. регистрации Банк России направляет в уполномоченный регистрирующий орган (ФНС России) сведения и документы, необходимые для регистрации. На основании принятого Банком России решения и представленных документов уполномоченный орган в срок не более чем 5 рабочих дней вносит в Единый гос. реестр соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом Банку России. Не позднее 3 рабочих дней со дня получения данной информации Банк России уведомляет об этом учредителей кредитной организации с требованием произвести в месячный срок оплату 100 процентов объявленного уставного капитала кредитной организации и выдает учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГР ЮЛ. Неоплата или неполная оплата уставного капитала в установленный срок является основанием для обращения Банка России в суд с требованием о ликвидации кредитной организации. При предъявлении документов, подтверждающих оплату 100 процентов объявленного уставного капитала этой организации, Банк России в трехдневный срок выдает кредитной организации лицензию на осуществление банковской деятельности. Срок действия лицензии не ограничен. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. Банк России определяет рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала создаваемых банков и небанковских кредитных организаций, рублевый эквивалент собственных средств для действующих кредитных организаций, устанавливает предельный размер его неденежной части (в настоящее время он равен 20 процентам). Законом также определены меры контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций, осуществляемые Банком России, средства обеспечения стабильности банковской системы, защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Так, в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана: · создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг; · осуществлять классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создавать резервы (фонды) на покрытие возможных убытков; · соблюдать обязательные нормативы, численные значения которых устанавливаются Банком России (ст. 62 ФЗ «О ЦБ РФ»); · организовывать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций; · депонировать обязательные резервы в Банке России.
Кредитные организации обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность, иную финансовую отчетность о своей деятельности, и представлять ее в территориальные учреждения ЦБРФ. Бухгалтерская отчетность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке. 7. Правовое положение страховщиков ( Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»). Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных: образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков (Ст. 6) Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке (Ст. 6) Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия. Данные субъекты обладают исключительной хозяйственной компетенцией. Законом о страховании (ст. 6) предусмотрены правила совмещения страховщиками разных объектов страхования; ограничения на осуществление страховой деятельности в отношении страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющих долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 % Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам; наличие оплаченного уставного капитала, а также система перестрахования. Перестрахование — деятельность по защите одним страховщиком (перестраховщиком) имущественных интересов другого страховщика (перестрахователя), связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательств по страховой выплате Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн рублей, и коэффициентов, размер которых определен Законом о страховании в зависимости от объектов страхования. Страховщики обязаны соблюдать установленные Законом о страховании и нормативными правовыми актами органа страхового регулирования требования финансовой устойчивости в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, а также выдачи банковских гарантий. В случаях, установленных Законом о страховании, страховщик может передать обязательства, принятые им по договорам страхования (страховой портфель), одному страховщику или нескольким страховщикам (замена страховщика), имеющим лицензии на осуществление тех видов страхования, по которым передается страховой портфель, и располагающим достаточными собственными средствами, то есть соответствующим требованиям платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств. Передача страхового портфеля осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Годовая бухгалтерская отчетность страховых организаций является публичной. Ее достоверность должна быть подтверждена аудиторским заключением. Помимо страховых организаций, субъектами страхового дела являются общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии. Федер. органом исп. власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, является Федеральная служба страхового надзора (принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий; выдача и отзыв квалификационных аттестатов; ведение ЕГР субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела; осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности; выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства; обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве ИП). Федеральная служба страхового надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. 8. Правовое положение инвестиционных фондов ( ФЗ от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»). Он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления в целях их объединения и последующего инвестирования в объекты, определяемые в соответствии с Законом об инвестиционных фондах, а также связанные с управлением (доверительным управлением) имуществом инвестиционных фондов, учетом, хранением имущества инвестиционных фондов и контролем за распоряжением указанным имуществом. Субъектом предпринимательской деятельности является акционерный инвестиционный фонд (в отличие от паевого инвестиционного фонда, являющегося объектом права). Акционерный инвестиционный фонд (АИФ)— открытое акционерное общество, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и фирменное наименование которого содержит слова «акционерный инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд» (Ст. 2) Для АИФ предусмотрена исключительная компетенция, т.к. в соответствии с Законом они не вправе осуществлять иные виды ПД. АИФ осуществляет деятельность на основании лицензии. Инвестиционная декларация АИФ должна содержать описание целей инвестиционной политики; перечень объектов инвестирования; описание рисков, связанных с инвестированием; требования к структуре активов. Имущество АИФ подразделяется на имущество, предназначенное для инвестирования (инвестиционные резервы), и имущество, предназначенное для обеспечения деятельности его органов управления и иных органов АИФ. Инвестиционные резервы передаются в доверительное управление управляющей компании. В состав активов фонда могут входить денежные средства, гос. и муниц. ц/б, акции и облигации российских ОАО, акции и облигации иностранных субъектов и иные ц/б. Управляющая компания создается в форме хозяйственного общества. Закон определяет права, обязанности и ограничения деятельности управляющей компании. Управляющая компания обязана: передавать имущество, принадлежащее АИФ, для учета и (или) хранения специализированному депозитарию; передавать депозитарию копии всех первичных документов в отношении имущества фонда, а также подлинные экземпляры документов, подтверждающих права на недвижимое имущество. Управляющая компания не вправе распоряжаться активами фонда без согласия специализированного депозитария (за исключением распоряжения ценными бумагами в целях исполнения сделок, совершенных через организаторов торговли); приобретать за счет активов фонда объекты, не предусмотренные декларацией; безвозмездно отчуждать имущество фонда; предоставлять займы за счет имущества фонда и др. Имущество, принадлежащее акционерному фонду, учитывается и хранится в специализированном депозитарии, который осуществляет контроль за соблюдением управляющей компанией нормативных правовых актов и договора с инвестиционным фондом. Он не имеет права давать согласие на распоряжение управляющей компанией активами, если это противоречит нормативным правовым актам и договору. Деятельность специализированного депозитария является лицензируемой. Специализированный депозитарий осуществляет свои функции на основании договора с АИФ. Законом, Положением о деятельности специализированных депозитариев АИФ, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также договором, предусмотрены его права и обязанности. Деятельность акционерного инвестиционного фонда подлежит ежегодной аудиторской проверке. Гос. регулирование и контроль деятельности АИФ, управляющих компаний и специализированных депозитариев осуществляет Федеральная служба по финансовым рынках. 9. Правовое положение товарных бирж ( Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»), др. нпа, а также локальными н.а., принимаемыми самой биржей- Устав биржи (ст. 17 Закона о биржах), Правила биржевой торговли (ст. 18), Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров (ст. 30). Товарная биржа - организация с правами ЮЛ, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (Ст. 2). Основные цели деятельности товарной биржи - организация и регулирование биржевой торговли. Являясь носителем исключительной хозяйственной компетенции, товарная биржа не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической, осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, не имеющих цели ведения биржевой деятельности. Законодательство не определяет, в какой организационно-правовой форме должны создаваться товарные биржи. Большинство товарных бирж создаются в форме АО, ООО и некоммерческих партнерств. Биржи можно считать специальными субъектами ПД, они лишь содействуют торговым операциям, обеспечивают встречу продавца и покупателя в определенном месте. Сами по себе биржи участия в торговле не принимают. Законодательство устанавливает особые требования к фирменному наименованию товарных бирж, т.к. слова " биржа" и " товарная биржа" запрещено использовать в наименованиях организаций, не отвечающих признакам товарной биржи. Нарушение данного требования влечет ответственность в виде административного штрафа в размере 400 - 500 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.24 КоАП РФ). Биржевая деятельность представляет собой систему осуществляемых биржевых сделок. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов (Ст. 7) Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле (Ст. 6) Биржевая деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, поэтому биржа не вправе заниматься торговой и иной деятельностью, не связанной с биржевой торговлей. Биржа не вправе участвовать в создании организаций, не связанных с биржевой торговлей. Деятельность биржи подлежит лицензированию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам после оплаты 50% уставного капитала биржи. Комиссия наделена рядом полномочий, среди которых право: отказать бирже в выдаче лицензии, отложить выдачу лицензии, аннулировать выданную бирже лицензию или приостановить ее действие, направить бирже обязательное для исполнения предписание об отмене или изменении положений учредительных документов, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей, или прекращении деятельности, которая противоречит законодательству, направить биржевому посреднику обязательное для исполнения предписание о прекращении деятельности, которая противоречит законодательству, применять к бирже или биржевому посреднику соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии, назначать гос. комиссара на биржу, организовывать по согласованию с органами финансового контроля РФ аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников, требовать от бирж, расчетных учреждений (клиринговых центров) и биржевых посредников представления учетной документации, направлять в суд или АС материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство, а в случае обнаружения признаков преступления передавать материалы в соответствующие правоохранительные органы. Непосредственный контроль за соблюдением биржей и биржевыми посредниками законодательства осуществляет Государственный комиссар, назначаемый Комиссией по товарным биржам, который вправе: присутствовать на биржевых торгах, участвовать в общих собраниях членов биржи и членов секций с правом совещательного голоса, знакомиться с информацией о деятельности биржи. Государственный комиссар не вправе принимать самостоятельные решения, обязательные к исполнению, однако он может вносить предложения и делать представления руководству биржи, вносить предложения в Комиссию по товарным биржам и осуществлять контроль за исполнением решений Комиссии. Учредителями биржи могут быть ЮЛ и физические лица, за исключением: органов гос. власти; банков и кредитных организаций; страховых и инвестиционных компаний и фондов; общественных, религиозных, благотворительных организаций и фондов; ФЛ, не являющихся ИП.
Максимальный размер доли одного учредителя составляет 10% уставного капитала биржи. Исходя из, этого товарная биржа должна иметь как минимум 10 учредителей. Максимальное число учредителей Законом не устанавливается, оно должно быть предусмотрено в уставе самой биржи. За нарушение этого установленного уставом биржи предела возможно наступление административной ответственности в виде штрафа в размере 200 - 400 МРОТ (ст. 14.24 КоАП РФ). Товарная биржа имеет единственный учредительный документ - устав. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи. Члены товарной биржи - это учредители биржи или лица, которые вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Учредители вправе пользоваться особыми правами и обязанностями в биржевой торговле по сравнению с другими членами биржи. Срок действия особых прав учредителей составляет не более трех лет с момента гос. регистрации биржи. Члены биржи могут сдавать в аренду свое право участия в биржевой торговле с регистрацией такого договора на бирже. Субаренда права на участие в биржевой торговле не допускается.
Не могут быть членами биржи те лица, которые не имеют права быть ее учредителями, а также служащие данной или любой другой биржи и организации, если их руководители (заместители руководителей, руководители филиалов) являются служащими данной биржи. Банки и кредитные организации могут быть членами фондовых и валютных отделов товарных бирж.. Товарная биржа разделяется на секции (отделы) в зависимости от вида торгуемого товара (пшеница, сахар, мясо, черные или цветные металлы и т.п.). В связи с этим Законом установлено две категории членов товарной биржи. 1. Полные члены - с правом участия в биржевых торгах во всех секциях (отделах) биржи. 2. Неполные члены - с правом участия в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе) биржи.
Организация биржевой торговли: Участники биржевой торговли: 1) Члены биржи - это лица, участвующие в формировании ее уставного капитала (учредители) либо внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членство в бирже возникает в порядке и на условиях, установленных учредительными документами. Членство в бирже дает право участвовать в биржевой торговле, в принятии решений на общих собраниях, а также в работе других органов управления; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и др. Члены биржи, являющиеся учредителями, могут иметь особые права и обязанности вне сферы биржевой торговли, предоставляемые не более чем на три года с момента гос. регистрации биржи. полные члены - с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи; неполные члены — с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи. 2) Посетители биржевых торгов - это лица, не являющиеся членами биржи, но имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Они приобретают право на участие в биржевой торговле на определенный срок за установленную плату. Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей. Они вносят плату за участие в биржевых торгах. Право на участие в торгах предоставляется на срок не более трех лет. Их число не должно превышать 30% общего числа членов биржи. Разовые посетители совершают сделки только с реальным товаром, от своего имени и за свой счет.
В зависимости от объема правомочий можно расположить всех участников биржевой торговли в следующем порядке. ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Учредители биржи │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ v ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Полные члены биржи │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ v ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Неполные члены биржи │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ v ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Постоянные посетители │ │ биржевых торгов │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ │ v ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Разовые посетители │ │ биржевых торгов │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки: · непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами; · через организуемые ими брокерские конторы; · на договорной основе с брокерскими фирмами и конторами, не зависимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками; · непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество. Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых посредников и биржевых брокеров, осуществляющих фьючерсные и опционные сделки. Их деятельность является лицензируемой. 1) брокеры - действуют: от имени клиента и за его счет; от имени клиента и за свой счет; от своего имени и за счет клиента; 2) дилеры - действуют от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара на биржи. 1) Виды биржевых брокеров: 1) брокерская фирма (самостоятельное ЮЛ); 2) брокерская контора (филиал брокерской фирмы); 3) независимый брокер (ИП). Биржевые сделки заключаются только через биржевых брокеров, которые ведут учет заключенных сделок и хранят информацию о них в течение 5 лет. Единственное исключение - это сделки с реальным товаром (имеющимся в наличии на бирже), которые участники биржевых торгов могут заключать от своего имени. Но иностранные ЮЛ и ФЛ участвуют в торговле только через биржевых посредников, включая заключение сделок с реальным товаром. Взаимоотношения брокера и клиента могут оформляться не только одним из посреднических договоров, предусмотренных в ГК РФ (поручение, комиссия, агентирование), но и специальным договором на брокерское обслуживание, условия которого могут регламентироваться самой биржей. Брокеров следует отличать от биржевых маклеров, которые являются служащими биржи, их деятельность определяется должностными инструкциями и они не вправе совершать сделки для себя или для клиентов. 2)Биржевые дилеры, их можно охарактеризовать как биржевых " спекулянтов", т.к. в биржевой торговле они представляют только свои собственные интересы. В дилерской деятельности преобладает не посредничество, а самостоятельная торговля с целью перепродажи товаров. Биржевая сделка - это зарегистрированный биржей договор, заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Биржевые сделки никогда не совершаются от имени и за счет биржи, поэтому ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение биржевой сделки несет сторона по сделке, а не биржа или биржевой посредник. Биржевой товар - это не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт или коносамент на товар. Биржевым товаром не могут быть недвижимость и объекты интеллектуальной собственности. Поскольку биржевым товаром считается и коносамент на товар, то предметом биржевой сделки может быть " товар в пути". Нет препятствий к тому, чтобы считать предметом биржевой сделки и " товар на складе". Поэтому биржевым товаром могут быть помимо коносамента складские свидетельства, удостоверяющие права владельца на получение товара со склада. Складские свидетельства, как и коносаменты, имеют двойственную правовую природу, поскольку являются одновременно и товарораспорядительными документами, и ценными бумагами (ст. ст. 912 - 917 ГК РФ)
Законодательство выделяет четыре разновидности биржевых сделок: простые, форвардные, фьючерсные и опционные. Виды биржевых сделок
Форвардные, фьючерсные и опционные сделки образуют группу срочных сделок, именуемых также деривативами или производными инструментами.
Биржевая торговля осуществляется по внутренним правилам биржевой торговли. Все споры на бирже разрешаются Биржевой арбитражной комиссией, которая выполняет функции третейского суда на бирже. Государственный контроль за проведением биржевых торгов осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам. Непосредственный государственный контроль на товарной бирже проводит Государственный комиссар. Сравнительная характеристика гражданско-правовых и биржевых сделок
10.Правовое положение фондовых бирж (ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ц/б). Деятельность по организации торговли на рынке ц/б- предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ц/б между участниками РЦБ (ст. 9). Деятельность по организации торговли в качестве фондовой биржи является лицензируемой. (ст. 11) фондовая биржа - организатор торговли на РЦБ, отвечающий требованиям, установленным законом. Фондовая биржа имеет исключительную хозяйственную компетенцию. Она не вправе совмещать деятельность в качестве фондовой биржи с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной и товарной бирж; клиринговой деятельности клиринг- определение взаимных обязательств(связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов); деятельности по распространению информации; издательской деятельности; деятельности по сдаче имущества в аренду. При этом, если фондовая биржа совмещает свою деятельность, для осуществления каждого из указанных видов деятельности д.б. создано отдельное структурное подразделение. Фондовая биржа должна утвердить и зарегистрировать в ФКЦБ: правила допуска к участию в торгах на фондовой бирже; правила проведения торгов, включая правила совершения и регистрации сделок, а также меры по предотвращению манипулирования ценами и использования служебной информации; правила листинга (включение ц/б в котировальный список) и делистинга (исключение ц/б из котировального списка) или правила допуска ц/б к торгам без прохождения процедуры листинга; Фондовая биржа может существовать в форме некоммерческого партнерства или АО. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, м.б. преобразованы в АО (решение о принимается большинством в 3/4 голосов всех членов биржи). Членами фондовой биржи - некоммерческого партнерства могут быть только профессиональные участники рынка ц/б. Организационно-правовые формы фондовой биржи
Профессиональные участники рынка ценных бумаг: 1. Брокеры совершают гражданско-правовые сделки с ц/б в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором, и только другим брокерам 2. Дилеры совершают сделки купли-продажи ц/б от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ц/б с обязательством покупки и (или) продажи этих ц/б по объявленным лицом, осуществляющим дилерскую деятельность, ценам. Дилером может быть только коммерческая организация. Брокеры и дилеры могут также выступать финансовыми консультантами по подготовке проспекта эмиссии ц/б клиента. 2. Доверительные управляющие осуществляют управление ц/б и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока. В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не м. б. самостоятельным объектом доверительного управления. Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ц/б и полученных в процессе управления ц/б. Согласно ст. 5 ФЗ управляющими могут быть ЮЛ, за исключением унитарных предприятий; их деятельность, права и обязанности регулируются законодательством РФ. Договор доверительного управления м.б. быть заключен на срок не более 5 лет (ст. 1016 ГК РФ). 4. Клиринговые организации определяют взаимные обязательства участников сделок с ц/б (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам, подготовка бухгалтерских документов), проводят зачеты по поставкам ц/б и расчеты по ним, формируют специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок. 5. Депозитарии оказывают услуги по хранению сертификатов ц/б и (или) учету и переходу прав на ц/б. Депозитарием м.б. только ЮЛ, которое действует на основании депозитарного договора с клиентом. Депозитарий может выступать как номинальный держатель ц/б клиента при размещении их в другом депозитарии или у другого регистратора 6. Регистраторы собирают, фиксируют, обрабатывают, хранят и предоставляют данные, составляющие систему ведения реестра владельцев ц/б. Регистратором м.б. только ЮЛ. Система ведения реестра предназначена для учета именных ц/б. Деятельность по ведению реестра является исключительным видом деятельности и не может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ц/б.
Основная цель деятельности фондовой биржи - организация гласных и публичных торгов. Гласность и публичность торгов обеспечивается выполнением биржей обязанности оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допускаемых к обращению на данной бирже, о результатах работы торговых секций, предоставления иной информации, предусмотренной Законом о РЦБ. Биржа вправе самостоятельно устанавливать размеры и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок взимания штрафов за нарушение установленных ею правил. Биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участникамиторгов за совершение биржевых сделок. В обязанности фондовой биржи входит контроль за совершаемыми набирже сделками. Для этого участники торгов обязаны предоставлять; фондовой бирже по ее требованию необходимую информацию.
|