Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, характеристика рынка.






Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (Ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») старое определение!

 

Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организа­ции на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям (Ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»)

В экономической литературе дается несколько определений рынка:

1) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена;

2) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;

3) сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Рынок - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе обращения товаров, работ, услуг, иных благ.

 

В зависимости от объекта обращения, можно выделить: товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы. Понимание рынка как сферы обращения предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нпа такие параметры определяются через географические и продуктовые границы.

Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

Географические (территориальные) границы рынка - это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар, и не имеют такой возможности за ее пределами. При определении географических границ учитываются следующие факторы:

· возможность перемещения товара между территориями;

· доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

· отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров;

· сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.

 

Структура рынка характеризуется количественными и ка­чественными показателями. Количественными показателями яв­ляются:

1) численность продавцов, действующих на данном рынке;

2) доли, занимаемые продавцами на рынке;

3) показатели рыночной концентрации.

К числу качественных показателей относятся:

1) наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.

2) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

 

 

Различают типы рынка в зависимости:

- от концентрации (высококонцентрированные, уме­ренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки);

- от развитости или неразвитости состояния конкурентной среды.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал