Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, характеристика рынка.
Товарный рынок — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (Ст. 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») старое определение!
Рынок финансовых услуг — сфера деятельности финансовых организации на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям (Ст. 3 ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг») В экономической литературе дается несколько определений рынка: 1) обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; 2) механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения; 3) сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Рынок - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе обращения товаров, работ, услуг, иных благ.
В зависимости от объекта обращения, можно выделить: товарный рынок, рынок финансовых услуг, рынок нематериальных благ, рынок рабочей силы. Понимание рынка как сферы обращения предопределяет необходимость задания его внешних параметров. В нпа такие параметры определяются через географические и продуктовые границы. Под продуктовыми границами рынка понимают группу (набор) взаимозаменяемых товаров. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок). Географические (территориальные) границы рынка - это территория, на которой покупатели могут приобрести данный товар, и не имеют такой возможности за ее пределами. При определении географических границ учитываются следующие факторы: · возможность перемещения товара между территориями; · доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу; · отсутствие на данной территории административных ограничений на ввоз или вывоз товаров; · сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка. По критерию географических границ рынок можно разделить на местный, региональный, межрегиональный, общероссийский.
Структура рынка характеризуется количественными и качественными показателями. Количественными показателями являются: 1) численность продавцов, действующих на данном рынке; 2) доли, занимаемые продавцами на рынке; 3) показатели рыночной концентрации. К числу качественных показателей относятся: 1) наличие или отсутствие барьеров выхода на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости. 2) открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.
Различают типы рынка в зависимости: - от концентрации (высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низкоконцентрированные рынки); - от развитости или неразвитости состояния конкурентной среды.
|