Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды монополистической деятельности
Монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Монополистическая деятельность является правонарушением и, как любое правонарушение, имеет объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. Ее конечной целью служит недопущение, устранение на данном товарном рынке. 1. Виды монополистической деятельности в зависимости о т числа участников: § Индивидуальная проявляется как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. Субъектом такой деятельности выступает хозяйствующий субъект, в отношении которого антимонопольным органом установлен факт доминирования, независимо от внесения в Реестр. § Коллективная монополистическая деятельность в виде соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. 2. В зависимости от субъектного состава различают: § Договоры, иные сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к следующим результатам: · установление (поддержание) цен, скидок, надбавок (доплат), наценок; · повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; · раздел рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков); · ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков); · отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками). Данный перечень не является исчерпывающим.
§ Соглашения или согласованные действия не конкурирующих между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующих субъектов, получающих (потенциальные приобретатели) и предоставляющих (потенциальные продавцы) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции. Данное положение не применяется к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35 процентов. В исключительных случаях допускается признание некоторых видов соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов правомерными, если они докажут, что положительный эффект от их действий превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения (осуществления согласованных действий) предусмотрена федеральными законами. Порядок признания рассматриваемых соглашений правомерными определен Законом о конкуренции (ст. 19.1). 2. Монополистическая деятельность на рынке финансовых услуг: § злоупотребление со стороны финансовой организации своим доминирующим положением. § соглашения или согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию. Не допускается заключение соглашений финансовых организаций между собой либо с федер. органами исп. власти, органами исп. власти субъектов РФ, органами м/с и с любыми ЮЛ, если они могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В качестве исключения Закон о финансовом рынке допускает соглашения или согласованные действия финансовых организаций: с ЦБ РФ; в случаях, предусмотренных законодательством РФ; - заключаемые в целях унификации стандартов деятельности, проведения совместных научных исследований и разработок, закупки технических средств, использования единых программных и технических информационных средств. Закон о финансовом рынке (ст. 8) вводит понятие и практику последующего контроля за соглашениями финансовых организаций, ограничивающими конкуренцию. Финансовые организации обязаны направлять уведомления в ФАС России в течение 15 дней с момента заключения соглашения, если совокупная доля финансовых организаций — участников соглашений или согласованных действий в обороте финансовой услуги составляет или может составить 10 % более. Предварительный контроль ФАС России предусмотрен в отношении соглашений о создании объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций. Участники обязаны направить ходатайство в антимонопольный орган и получить его согласие на создание объединения.
|