![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи использования механизма эмиссии корпоративных ценных бумаг
Главной целью проведения дополнительной эмиссии является, прежде всего, привлечение финансовых средств в акционерное общество с использованием рыночных механизмов привлечения ресурсов. Цели могут быть краткосрочными - текущее финансирование, пополнение оборотных средств, финансирование непредвиденных расходов, и долгосрочными - финансирование расширения производства, финансирование капитального строительства и модернизации производственного оборудования. Ключевая задача вторичной эмиссии - обеспечение эффективных условий для притока инвестиций. Кроме того, специалисты по эмиссии корпоративных ценных бумаг выделяют ряд следующих задач, решение которых возможно с помощью эмиссии ценных бумаг: · изменение профиля предприятия или направление его развития; · расширение или реконструкция производства; · мобилизация ресурсов на осуществление инвестиционных проектов эмитента; · увеличение собственного капитала общества-эмитента; · изменение структуры акционерного капитала; · установление или повышение контроля над капиталом; · погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг; · реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный и местный бюджеты; · изменение структуры управления. То, что сегодня многие предприятия не используют дополнительную эмиссию как источник привлечения финансовых ресурсов, свидетельствует об отсутствии четкого представления о механизме ее осуществления и об эффективности данного инструмента. Однако время и жесткие финансовые реалии настойчиво подводят многих акционеров-учредителей, владельцев акционерных обществ к мысли о приоритетности и необходимости проведения дополнительной эмиссии как способа прежде всего привлечения средств на развитие, модернизацию и расширение производства. Специалисты считают, что больший эффект достигается при более крупной величине дополнительной эмиссии. Это объясняется тем, что расходы на проведение эмиссии, рекламу, иные издержки, связанные с выпуском, перекрываются большим объемом привлеченных инвестиций. Многие предприятия испытывают трудности, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Отсюда неплатежи, нехватка средств для поддержки и развития производства, и т. д. По оценкам специалистов пятая часть предприятий не использует заемные средства. Заметим, что в большинстве случаев это происходит из-за невозможности выплачивать высокие проценты и низкой платежеспособности предприятий. В действительности, такой участок финансового рынка, как вторичный рынок корпоративных ценных бумаг - находится в стадии развития, особенно это относится к ценным бумагам предприятий «второго эшелона». Для успешного размещения дополнительной эмиссии важно оценить состояние фондового рынка. Предприятиям очень важно сейчас не упустить момент и вовремя занять свою нишу на рынке ценных бумаг, зарекомендовать себя в глазах инвесторов как надежного эмитента и наработать положительную кредитную историю, для того, чтобы в дальнейшем привлекать финансовые ресурсы в нужном объеме, на оптимальных условиях и с минимальными усилиями именно через рынок ценных бумаг. Состояние фондового рынка характеризуется не только биржевыми индексами, объемом торгов и числом сделок, но и объемом потенциальных финансовых ресурсов, направленных на рынок ценных бумаг. Делая ставку на привлечение дополнительных инвестиций, предприятие, должно ориентироваться не только на крупных институциональных инвесторов, но и на население, которое способно внести значительный вклад в акционерные капиталы. Подтверждением этого является устойчивый спрос на валюту, повышенный интерес к приобретению недвижимости и естественное желание каждого человека надежно разместить свои временно свободные средства и накопления. Федеральный закон " О рынке ценных бумаг" дает следующее определение эмиссии: эмиссия — это установленная законом последовательность действий акционерного общества - эмитента по размещению ценных бумаг. Эта последовательность включает: · принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг; · регистрацию выпуска; · размещение выпущенных ценных бумаг, · регистрацию отчета о размещении выпущенных ценных бумаг и внесение соответствующих изменений в Устав эмитента. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» наиболее верно определяет это понятие эмиссионной ценной бумаги. Эмиссионная ценная бумага — это любая ценная бумага, в том числе без документарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: · закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных этим федеральным законом формы и порядка; · размещается выпусками; · имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. Объем прав, закрепляемых одной ценной бумагой, зависит от ее типа и различается для акций и облигаций, акций обыкновенных и акций привилегированных. Эффективность эмиссии можно оценить с помощью следующих показателей: · объем выпуска; · срок обращения эмитируемых бумаг; · наличие существующих финансовых обязательств предприятия; · ликвидность ценных бумаг; · надежность ценных бумаг. Среди выделяемых показателей первые три зависят от самого предприятия напрямую, а последние два зависят косвенным образом. Надо сказать, что эффективность проведения эмиссии зависит от надежности эмитента и доходности ценных бумаг. То есть, острой проблемой является установление оптимальной доходности в зависимости от уровня надежности эмитента. Проблема заключается в том, что при завышении доходности эмиссия быстро размещается, но привлеченные средства оказываются слишком дорогими, с другой стороны, при занижении доходности появляются трудности при размещении эмиссии. В значительной степени эту проблему можно решить с помощью системы рейтингов надежности эмитентов. Составлением рейтингов в настоящее время занимается специальная группа профессиональных участников рынка ценных бумаг. Таким образом, можно сказать, что эффективность эмиссии для эмитента прямо пропорционально зависит от объема эмиссии, срока обращения эмитируемых ценных бумаг и их ликвидности и обратно пропорционально зависит от уровня доходности ценных бумаг, от их надежности и от имеющихся финансовых обязательств эмитента.
|