Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая часть

СЕМИНАР 3.

СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ

Вопросы для обсуждения

1. Семиотика как наука о знаковых системах. Предмет семиотики. Назна­чение и возможности семиотики. Связь семиотики и лингвистики.

2. Знак как основное понятие семиотики. Строение знака: бином или триада? Что такое «означающее» и «означаемое», «денотат» и «коннотат»? Ос­новные функции знака.

3. Виды знаков. Различение знаков по физической природе: оптические, слуховые, осязательные и т. д. Классификация знаков Ч. С. Пирса: знаки-ин­дексы, знаки-копии (или знаки-иконы), знаки-символы.

4. Семиозис как процесс интерпретации знака. Три аспекта семиозиса: семантика, синтактика и прагматика.

5. Восприятие семиотического текста и его интерпретация. Уровни восприятия семиотического текста. Интерпретация и понимание: отличия. «Буквальное значение» и «очевидный смысл».

6. Рекламные коды, визуальный и словесный регистры (У.Эко).

Практическая часть

1. Можно ли считать знаками следующие предметы:

А) денежные купюры;

Б) номерок за одежду в гардеробе;

В) серьгу в ухе.

Проиллюстрируйте данными примерами основные свойства знака.

2. В антракте спектакля на кресле лежит программа. Что это значит? Та же самая программка осталась лежать на кресле, когда спектакль окончился, а зал опустел. Что это значит? Опишите знаковую систему данных ситуаций.

3. Среди всех видов знаков слово для нас важнейшее. Достаточно вспом­ните известное начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Пифагорейцы же считали, что «всё в природе измеряется, всё подчиняется числу», «число — начало и основа вещей». Как вы считаете, есть ли значение у чисел? Какими значениями наделяются числа в разных культурах?

4. Проанализируйте знаковые возможности икебаны. Какую информацию можно передать с помощью икебаны? Выделите значение отдельных элементов букета, что значит отдельно: сосна, роза, омото, пион, бамбук? Что означает букет к свадьбе из веток сосны, листьев бамбука, хризантем и орхидей?

Какие другие подобные знаковые системы Вы знаете?

 

5. Проанализируйте с семиотической точки зрения судьбу представленных политических символов в истории (диахрония) и в современности (синхрония).

Как появились эти знаки в истории человечества? Какие народы использовали и используют эти знаки? Что обозначают эти символы у разных народов? Какое значение данные символы имеют в истории России?

 

 

 

6. Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: джинсы, шорты, мини-юбка, вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, галстук, пионерский галстук.

7. Проанализируйте следующие образцы печатной рекламы бренда «Absolut». Какое сообщение передаёт это реклама и какими средствами? Как это сообщение подкрепляется слоганом?

 

8. Проинтерпретируйте какой-либо рекламный текст, используя понятия «буквальное значение», «множественность смыслов», «грань понимания».

Литература

Арутюнова Н. Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцева. М.: «Советская энциклопедия», 1990. URL: https://tapemark.narod.ru/les/389e.html.

Елина Е. Семиотика рекламы. URL: https://www.e-reading.biz/book.php? book=104258

Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Умные числа // Крейдлин Г. Е., Кронгауз М. А. Семиотика, или Азбука общения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 184–203.

Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций: учеб. пособие для студ. филол., лингв. и переводовед. фак. высш. учеб. заведе­ний. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 6–23, 97–117.

Степанов Ю. С. Семиотика // Лингвистический энциклопедический сло­варь / под ред. В. Н. Ярцева. М.: «Советская энциклопедия», 1990. URL: https://tapemark.narod.ru/les/440c.html.

Эко У. Некоторые пояснения: реклама. URL: https://kogni.narod.ru/eco.htm


В качестве примера семиотического анализа рекламного сообщения рассмотрим несколько образцов печатной рекламы бренда «Absolut». На одном из рекламных плакатов серии «In an Absolut World» изображен подиум, на котором находятся двое мужчин в официальных костюмах с галстуками, один из которых стоит за трибуной сразу с несколькими микрофонами и выступает с речью, другой – стоит в стороне. На заднем плане мы видим монументальные белые колонны. В правом нижнем углу изображен сам товар – бутылка водки «Absolut». Картинка напоминала бы фотографию с репортажа о выступлении какого-то политика, если бы не…нереалистично вытянутый нос оратора. Итак, означающее (денотат) в данном рекламном тексте – это фотографическое изображение политика, выступающего перед аудиторией. Фон делает ссылку на столичное правительственное здание, например, для американской аудитории это однозначная ассоциация с Вашингтоном, где большинство государственных органов расположены именно в белокаменных фундаментальных зданиях. Означаемое (коннотат) – лгущий политик, у которого как у деревянного мальчика Пиноккио растет нос. Визуальная сатира подкрепляется и лингвистически: дополнительный слоган внизу плаката гласит «Наслаждайтесь с абсолютной ответственностью». В целом, означающее и означаемое выражают центральный посыл рекламного сообщения: в мире нет абсолютной честности или ответственности, кроме правды Absolut.

 

На другом плакате из этой же серии («В мире Absolut») изображена пара: мужчина и женщина, вероятно, муж и жена, которые стоят лицом к зрителю в комнате своего дома/квартиры, возле мужчины сидит маленькая собака. У мужчины большой живот характерной для беременности формы, он выглядит усталым, одет в домашнюю одежду, волосы неухожены, он явно не брился несколько дней. Женщина, напротив, одета в вечернее платье и туфли на высоком каблуке, улыбаясь, стоит с бокалом. Здесь означаемое – трансформация гендерных ролей, мужчина и женщина «мира Absolut» ломают привычные стереотипы матери-хранительницы домашнего очага и мужчины-главы семьи. Нам представляется, что это ироничное рекламное сообщение апеллирует в большей степени к женской аудитории.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Петр Могила и основание Киево-Могилянской коллегии | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал