Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы теории коммуникации






Семинар № 3.

История средств коммуникации

 

Форма: конференция. Студенты выступают с заранее подготовленными краткими докладами по темам:

 

  1. Письменность, средства письма

 

  1. Книги и книгопечатание

 

  1. Ранние электронные средства коммуникации (телефон, телеграф)

 

  1. Газета, журнал

 

  1. Кино

 

  1. Радио

 

  1. Телевидение

 

  1. Опосредованные компьютером коммуникации (интернет, e-mail и др.)

 

Каждое сообщение должно звучать 5-7 минут и охватывать

- основные факты, события и имена, важные для возникновения и развития данного средства коммуникации,

- предпосылки его возникновения,

- основные последствия, которые вызвало появление данного СК для человека и общества в целом.

 

Затем следуют вопросы уточняющего характера.

 

По ходу дискуссии студенты заполняют таблицу «Исторические этапы развития средств коммуникации и их социальное значение»

Век, год Средство коммуникации Автор, место возникновения Значение для общества Значение для отдельного человека
         

 

Заполненная таблица должна быть сдана к следующему занятию.

 

Литература

  1. Основы теории коммуникации. Учебник/ под ред. проф. М.А.Василика. – М.: Гардарика, 2005. Раздел 1.4.

Дополнительная

  1. Медиа. Введение. П/ред. Бриггз А., Кобли П. М., 2005.
  2. Соколов А.В. Общая теория социальных коммуникаций. СПб. 2002
  3. Интернет-источники

 

 

Вопросы к семинару № 4 на тему «Информация и коммуникация»

 

  1. Понятие информации в философии и науке
  2. Классификация информации
  3. Свойства информации и их использование в человеческой деятельности.
  4. Роль информации в жизни человека и общества

 

Дополнительный вопрос (выступление)

 

«Понятие информационной перегрузки и информационного стресса. Способы борьбы с этими явлениями»

 

 

Литература:

  1. Словари
  2. Основы теории коммуникации. П\ред. Василика М.А. Раздел 4.4.
  3. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: 2002. Гл. 7.

 

Дополнительная

  1. Тавокин Е.П. Информация как научная категория. Социологические исследования, 2006, № 11.
  2. Бориснев С.В. Социология коммуникаций. М.: Юнити, 2003. Гл. 12.
  3. Калиновская Н.А., Устимов Д.Ю. Информационный стресс. Информационно-психологическая безопасность личности как качественная характеристика информационной культуры человека. Монография. Казань, 2006. (интернет-источник)

 

Семинар № 5

по теме «Семиотика коммуникации»

План

1. Семиотика – ключевые особенности подхода к анализу коммуникации. Синтактика, семантика и прагматика

2. Треугольник Фреге, теория знака Ч. Пирса как инструменты анализа знаковой реальности

3. Классификация знаков: икона, индекс, символ. Интенциональные и неинтенциональные знаки. Классификация знаковых систем.

Вопросы и задания для обсуждения

  1. Известный исследователь из Великобритании, Дэниел Чэндлер (Daniel Chandler) считает, что семиотика помогает глубже понять обыденность, то, с чем мы обычно свыкаемся и о чем обычно не говорим, воспринимаем как данность. Она помогает нам, в частности, задуматься об отсутствующем, о тех вещах, отсутствие которых значимо для нас. Она также помогает нам понять, что мы живем среди условностей, что, например, новости или фотографии, являются не отражением мира, а способом построения определенной картины мира. Приведите свои собственные примеры знакового анализа предметов и событий, текстов и изображений.
  2. Проведите семиотический анализ (по модели) политических плакатов. Какая символика в них может быть признана устоявшейся (язык символических образов)?
  3. Проанализируйте с семиотической точки зрения судьбу политических символов в истории (диахрония) и в современности (синхрония):

Приведите примеры различной интерпретации значения символа в политической коммуникативной сфере. От каких системных факторов это зависит?

  1. Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: шорты, мини-юбка, вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, галстук, бабочка.
  2. Проанализируйте название магазина:

Second Hand Люкс.

Какую систему названий можно построить, исходя из этого? Какие сдвиги в плане содержания произошли после заимствования системы Second Hand в коммуникативной среде российской торговли?

  1. Используя дополнительную литературу, изучите семиотические особенности коммуникации в таких сферах, как реклама, архитектура, кино, фотография, изобразительное искусство, музыка, театр, политика. Приведите примеры знаков из этих коммуникативных сфер.

Литература:

  1. Основы теории коммуникации. П/ред. Василика М.А. М., 2003. раздел 4.1.
  2. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. Лекция 5.
  3. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. Гл. 6.

Дополнительная

  1. Агеев В. Семиотика. М. Весь мир. 2002
  2. Мисюров Д.А. Политика и символы. М.: РИП-холдинг, 1999.

Практическое задание к занятию по теме «Семиотика коммуникации»

Изучите представленные изображения гербов России, относящихся к разным историческим периодам. Определите, какие черты российского государства нашли символическое отражение в отдельных элементах герба. Эти элементы обозначены цифрами, помещенными на изображениях.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал