Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы теории коммуникации
Семинар № 3.
История средств коммуникации
Форма: конференция. Студенты выступают с заранее подготовленными краткими докладами по темам:
- Письменность, средства письма
- Книги и книгопечатание
- Ранние электронные средства коммуникации (телефон, телеграф)
- Газета, журнал
- Кино
- Радио
- Телевидение
- Опосредованные компьютером коммуникации (интернет, e-mail и др.)
Каждое сообщение должно звучать 5-7 минут и охватывать
- основные факты, события и имена, важные для возникновения и развития данного средства коммуникации,
- предпосылки его возникновения,
- основные последствия, которые вызвало появление данного СК для человека и общества в целом.
Затем следуют вопросы уточняющего характера.
По ходу дискуссии студенты заполняют таблицу «Исторические этапы развития средств коммуникации и их социальное значение»
Век, год
| Средство коммуникации
| Автор, место возникновения
| Значение для общества
| Значение для отдельного человека
|
|
|
|
|
|
Заполненная таблица должна быть сдана к следующему занятию.
Литература
- Основы теории коммуникации. Учебник/ под ред. проф. М.А.Василика. – М.: Гардарика, 2005. Раздел 1.4.
Дополнительная
- Медиа. Введение. П/ред. Бриггз А., Кобли П. М., 2005.
- Соколов А.В. Общая теория социальных коммуникаций. СПб. 2002
- Интернет-источники
Вопросы к семинару № 4 на тему «Информация и коммуникация»
- Понятие информации в философии и науке
- Классификация информации
- Свойства информации и их использование в человеческой деятельности.
- Роль информации в жизни человека и общества
Дополнительный вопрос (выступление)
«Понятие информационной перегрузки и информационного стресса. Способы борьбы с этими явлениями»
Литература:
- Словари
- Основы теории коммуникации. П\ред. Василика М.А. Раздел 4.4.
- Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: 2002. Гл. 7.
Дополнительная
- Тавокин Е.П. Информация как научная категория. Социологические исследования, 2006, № 11.
- Бориснев С.В. Социология коммуникаций. М.: Юнити, 2003. Гл. 12.
- Калиновская Н.А., Устимов Д.Ю. Информационный стресс. Информационно-психологическая безопасность личности как качественная характеристика информационной культуры человека. Монография. Казань, 2006. (интернет-источник)
Семинар № 5
по теме «Семиотика коммуникации»
План
1. Семиотика – ключевые особенности подхода к анализу коммуникации. Синтактика, семантика и прагматика
2. Треугольник Фреге, теория знака Ч. Пирса как инструменты анализа знаковой реальности
3. Классификация знаков: икона, индекс, символ. Интенциональные и неинтенциональные знаки. Классификация знаковых систем.
Вопросы и задания для обсуждения
- Известный исследователь из Великобритании, Дэниел Чэндлер (Daniel Chandler) считает, что семиотика помогает глубже понять обыденность, то, с чем мы обычно свыкаемся и о чем обычно не говорим, воспринимаем как данность. Она помогает нам, в частности, задуматься об отсутствующем, о тех вещах, отсутствие которых значимо для нас. Она также помогает нам понять, что мы живем среди условностей, что, например, новости или фотографии, являются не отражением мира, а способом построения определенной картины мира. Приведите свои собственные примеры знакового анализа предметов и событий, текстов и изображений.
- Проведите семиотический анализ (по модели) политических плакатов. Какая символика в них может быть признана устоявшейся (язык символических образов)?
- Проанализируйте с семиотической точки зрения судьбу политических символов в истории (диахрония) и в современности (синхрония):

Приведите примеры различной интерпретации значения символа в политической коммуникативной сфере. От каких системных факторов это зависит?
- Проанализируйте знаковую функцию одежды на примере следующих единиц: шорты, мини-юбка, вечернее платье, кроссовки, пиджак, спортивный костюм, галстук, бабочка.
- Проанализируйте название магазина:
Second Hand Люкс.
Какую систему названий можно построить, исходя из этого? Какие сдвиги в плане содержания произошли после заимствования системы Second Hand в коммуникативной среде российской торговли?
- Используя дополнительную литературу, изучите семиотические особенности коммуникации в таких сферах, как реклама, архитектура, кино, фотография, изобразительное искусство, музыка, театр, политика. Приведите примеры знаков из этих коммуникативных сфер.
Литература:
- Основы теории коммуникации. П/ред. Василика М.А. М., 2003. раздел 4.1.
- Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации. Лекция 5.
- Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб.: Изд-во Михайлова, 2002. Гл. 6.
Дополнительная
- Агеев В. Семиотика. М. Весь мир. 2002
- Мисюров Д.А. Политика и символы. М.: РИП-холдинг, 1999.
Практическое задание к занятию по теме «Семиотика коммуникации»
Изучите представленные изображения гербов России, относящихся к разным историческим периодам. Определите, какие черты российского государства нашли символическое отражение в отдельных элементах герба. Эти элементы обозначены цифрами, помещенными на изображениях.
|