Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинарское занятие № 5
Основы теории коммуникации
Планы семинарских занятий
2 семестр
Казань 2013
Семинарское занятие № 1
Знаковая природа языка
Вопросы
1. Семиотика как наука о знаках
2. Понятие знака. Типы знаков
3. Особенности языкового знака. Своеобразие знаковой системы языка
4. Проблема понимания языкового знака
Литература
- Блумфилд Л. Язык. – М., 1968
- Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. – М., 1968
- Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. – М., 2003. – С. 238-246
- Карцевский С.О. Об ассиметричном дуализме лингвистического знака\\ Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX вв. в очерках и извлечениях, ч. II. – М., 1965
- Общее языкознание: формы существования, функции, история языка. – М.: Наука, 1970
- Скаличка В. Ассиметричный дуализм языковых единиц// Пражский лингвистический кружок. – М., 1967
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. – М., 1933
Семинарское занятие № 2
Лингвистические универсалии
Вопросы
1. Понятие об универсалиях
2. Абсолютные и статистические универсалии
3. Семиотические универсалии
4. Психолингвистические универсалии
5. Социолингвистические универсалии
Литература
- Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языка. – М., 2001. – С. 247-275.
- Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М., 1999
Семинарское занятие № 3
Язык как система
Вопросы
1. Понятия системы и структуры языка. Элементный, структурный и системный подходы к языку
2. Основные модели языковой системы: инвентарно-таксономическая, функциональная, структурная, стратификационная, топологическая
3. Основные и промежуточные ярусы языка
4. Виды лингвистических структур
5. Два типа отношений в языке: синтагматика и парадигматика
Литература
- Бюлер К. Структурная модель языка// Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX вв. в очерках и извлечениях, ч. II. – М., 1965
- Виноградов В.В. Всегда ли система система? // Система и уровни языка. – М., 1969
- Гумбольдт В.фон. О различии строения человеческих языков// Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX вв. в очерках и извлечениях, ч. I. – М., 1960
- Гухман М.М. Понятие системы языка в синхронии и диахронии// ВЯ, 1962, № 4
- Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. – М., 1962
- Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. – М., 2003
- Косериу Э. Синхрония, диахрония и история// Новое в лингвистике, вып. III. – М., 1963
- Кубрякова Е.С. О понятии синхронии и диахронии// ВЯ, 1968, № 3
- Курилович Е. Понятие изоморфизма// Курилович Е. Очерки по лингвистике. – М., 1962
- Матезиус В. Куда мы пришли в языкознании// Звегинцев В.А. История языкознания XIX – XX вв. в очерках и извлечениях, ч. II. – М., 1960
- Общее языкознание: внутренняя структура языка. – М.: Наука, 1972. – С. 8-116
- Соссюр Ф.де. Курс общей лингвистики. – М., 1933
Семинарское занятие № 4
Язык и мышление. Язык и сознание
Вопросы
1. Основные направления современной менталингвистики
2. Язык и логическое мышление
3. Язык и психическая деятельность
4. Отражательные функции языка
5. Типы и виды языковых значений
6. Язык как форма мысли
Литература
- Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М., 1965
- Балли Ш. Язык и жизнь. – М.: Эдиториал. 2003. – ч.V, С. 146-166
- Бодуэн де Куртенэ И.А. О психических основах языковых явлений// Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия/ под ред. В.К.Радзиховской. – М., 2003. – С.139-147
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.-Л., 1934
- Выготский Л.С.// Выготский Л.С. Избранные психологические труды. – М., 1956
- Выготский Л.С.// Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия/ под ред. В.К.Радзиховской. – М., 2003. – С. 257-294
- Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. – М., 1962
- Зубкова Л.Г. Язык как форма. – М.: РУДН, 2003
- Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. – М.: УРСС, 2004. – гл.IV, ч. 1, 2; С. 95-127
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики// Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия/ под ред. В.К.Радзиховской. – М., 2003. – С.407-420
- Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1998// Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия/ под ред. В.К.Радзиховской. – М., 2003. – С.425- 433
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка// Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия/ под ред. В.К.Радзиховской. – М., 2003. – С.226-232
- Потебня А.А. Мысль и язык// Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия/ под ред. В.К.Радзиховской. – М., 2003. – С.97-119
- Соссюр Ф.де. Курс общей лингвистики. – М., 1933//Введение в языкознание. Хрестоматия. – М., 2000. – С. 5-55// Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия/ под ред. В.К.Радзиховской. – М., 2003. – С.184-195
- Философия\ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-н\Д.: Феникс, 1999. - С. 162 - 212
Семинарское занятие № 5
Современные лингвистические теории: лингвокультурология
Вопросы
1. Связь языка и культуры.
2. Лингвокультурология и когнитология: общие понятия.
3. Круг проблем лингвокультурологии.
4. Язык и религия как одна из проблем лингвокультурологии.
Литература
- Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Наука-Флинта, 2005. – С. 268 – 283.
- Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1983.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987
- Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. – М.: Гнозис, 2002.
- Маслова В.А. Введение в лингвокульторологию. – М., 1997.
- Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.: Аспект- пресс, 2000.
|