Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пусть же и в речи паузы делят излагаемую мысль на её составные части, но пусть каждая из этих частей не теряет своей беспрерывности и слиянности. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Те, кто умеют хорошо говорить в реальной жизни инстинктивно или сознательно придерживаются этого правила и более или менее верно расставляют паузы во время речи. Но лишь те же люди заучивают чужие слова роли и произносят их со сцены, с ними в большинстве случаев происходит превращение: их речь становится рубленой, безграмотной, а паузы расставляются ими неправильно. По чему же происходит такое явление? На это есть внешние и внутренние причины. Начну с первых. Существует немало актёров с коротким и плохо поставленным дыханием. У них звук тянется столько, сколько хватает забранного воздуха, а если его оказывается больше, чем надо, то излишек выдыхается в любом месте речи. Так же без разбора воздух вбирается там, где захочется, не считаясь с законностью или незаконностью остановки. Такая речь подобна астме. Она не может быть толковой и грамотной. Есть и другая причина неправильно распределённых остановок в речи. она происходит от незнания того, что сила речи не в громкости, не в вольтаже, а в звуковых повышениях и понижениях или, другими словами, в интонации, так точно, как и в логике и в последовательности речи. Эти люди, мало сведущие в нашей речевой технике, ищут средств для усиления словесного общения в самых наивных актёрских приёмах. Чтоб быть убедительнее они пыжатся, накачивают темперамент, прибегают к крику. Но эта мускульная работа не даёт результатов. Она проходит на поверхности, а не внутри, она вне жизни и переживания, с которыми физическая потуга не имеет ничего общего. Она так точно, как и пауза, связанная с ней, вызывается случайными причинами физиологического или нервного происхождения. С этими внешними причинами, вызывающими неправильную расстановку пауз, надо бороться с помощью пения, развивающего дыхание и интонацию. Но самая главная причина не внешнего, а внутреннего происхождения. Она в недостаточной чуткости и любви людей к слову, в непонимании тонкостей своего языка. Как бороться с этим явлением? Более внимательным отношением к слову, проникновением в его природу. В этой работе вам помогут изучение законов речи и, в частности, функций третьего (после интонации и ударения) важного пособника в нашем словесном общении - остановки (паузы). Длительность паузы зависит от того, что вызывает остановку и ради чего она производится. Но не только суть и цель влияют на длительность паузы, она нередко зависит и от других причин, например: от времени, необходимого собеседнику для восприятия чужой мысли, а говорящему - для безмолвной передачи недосказанного словами подтекста; от силы внутреннего переживания, от степени взволнованности, от темпо-ритма словесного общения. /... / Правильная группировка слов и размещение пауз - одно из необходимых условий для хорошей, красивой речи, для верного ощущения природы своего языка и для умелого пользования им.
Источник: https://www.ritorika.info/publikacii/personalii/knjazkov-arkadij-aleksandrovich/materialy-dlja-studentov/golos-i-rech-stanislavskij
|