![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории ПИИ
Теория жизненного цикла продукта (Р. Вернон, Франция) Постулируется прохождение любым товаром жизненного цикла, состоящего из трех последовательных стадий: 1) инновационная фаза - корпорация, первой освоившая данный товар, имеет существенные конкурентные преимущества, покрывающие ее затраты на НИОКР 2) фаза зрелости - для успешной конкуренции компания: • вынуждена прибегать к интернационализации, созданию иностранных производственных подразделений с помощью ПИИ, • уменьшение числа продаж на домашнем рынке компенсируется ростом зарубежных продаж 3) фаза стандартизации - для успешной конкуренции компания: • вынуждена прибегать к стратегии интернационализации и ПИИ, • производство товара по технологии и качеству приобретает окончательные стандартные формы, • дальнейшие конкурентные преимущества можно получить, только начав экономить издержки за счет перенесения различных стадий воспроизводственного цикла в те страны, где затраты на выполнение работ меньше, • после этого товар может вернуться даже на домашние рынки Парадигма " летящих гусей" (К. Акамацу, Япония, конец 1930-х гг.) § на основе изучения развития японской текстильной промышленности за 40-50 лет с конца XIX в. выведена трехфазность развития национальных отраслей: 1) в каждой отрасли растет импорт иностранных товаров в страну 2) импорт ослабевает из-за возникновения импортозамещающего производства, которое обгоняет импорт по объемам и удовлетворяет растущий национальный спрос 3) развитие экспорта излишков продукции в другие страны § после прохождения трех фаз начинают складываться условия для экспорта ПИИ § графики объемов импорта, импортозамещающего производства и экспорта отрасли напоминают формирование стаи диких гусей, что и дало название парадигме (концепции)
Теория догоняющего цикла (Коджима и Озава, 1978 г.) § усовершенствованная парадигма “летящих гусей” § объясняет развитие экономик стран-преследователей, т.е. НИС (Южная Корея, Тайвань, Таиланд и др.) § учитывает факторы, ускоряющие процессы формирования стаи гусей различных отраслях, а также влияние ТНК и ПИИ § объясняют ситуацию в НИС, где многие капиталоемкие отрасли развивались ускоренными темпами, вызванными ПИИ, трансфертами, ноу-хау и передовыми технологиями Теория олигополистической защиты (Ф. Никкербоккер, 1973 г.) § важнейшим фактором транснационализации и ПИИ считается конкурентная гонка за лидирующей компанией § основана на эмпирических данных о 187 американских корпорациях за 20 лет § в олигополистических отраслях, где национальный рынок контролируют 4-6 корпораций, после транснационального рывка одной из конкурирующих компаний за ней через 3-7 лет на иностранные рынки приходят ее домашние конкуренты § в 45 % случаев стратегия «следования за лидером» наблюдалась в течение трех лет с момента осуществления лидером инвестирования за рубежом, а в 75 % — в течение семи лет Теория пути инвестиционного развития нации (Дж. Даннинг (США), Р. Нарулла (Нидерланды), 1994 г.) § база анализа - эклектическая теория OLI-преимуществ Дж.Даннинга § развиваются положения теорий жизненного цикла продукта, догоняющего цикла и олигополистической защиты § импорт и экспорт ПИИ прямо пропорциональны ВВП страны § позиция страны как нетто-экспортера инвестиций (НЭИ) определяется как разность между объемами размещенных и привлеченных ПИИ § положительная НЭИ-позиция показывает, что страна стала нетто-экспортером инвестиций, отрицательная - нетто-импортером § инвестиционное развитие страны проходит 5 фаз, классификационные признаки которых - готовность принимать и экспортировать ПИИ: Фаза 1. отсутствие OLI-преимуществ, развиты низкотехнологические производства, государство защищает рынок от импорта и ПИИ Фаза 2. начинается медленный прирост ПИИ, расширяется местный рынок, повышается конкурентоспособность местных фирм, частично либерализируется ПИИ-политика Фаза 3. начинается экспорт ПИИ, существенно увеличиваются I-преимущества местных фирм, государственная ПИИ-политика становится либеральной, а экономика экспортоориентированной Фаза 4. экспорт ПИИ опережает импорт, страна захватывает лидерство в некоторых высокотехнологичных отраслях Фаза 5. экспорт и импорт ПИИ продолжают возрастать, утверждается мировое лидерство при либеральной ПИИ-политике и стимулировании экспорта ПИИ Теория монополистических преимуществ (С.Хаймер (1960 г.), Ч. Киндлебергер (1969 г.) § когда корпорация выходит на иностранный рынок, она сталкивается с уже действующими там местными корпорациями, которые имеют преимущества, т.к. знают свой рынок, " правила игры", вкусы потребителя и имеют связи с местной администрацией § один из способов завоевать какой-либо сегмент иностранного рынка - использовать методы монополистической конкуренции § фирма должна обладать монополистическими преимуществами, чтобы покрыть высокие издержки инвестирования за рубежом: • преимущества, связанные с товарной политикой фирм (техника маркетинга, имидж торговой марки, товарная дифференциация) • преимущества, связанные с факторами производства (контроль над производством, собственные технологии, квалификация персонала, привилегированный доступ к рынкам капитала) • возможность использования интернальной (внутренней) и экстернальной (внешней) экономии на масштабе • политика правительства и степень вмешательства в экономику Теория интернализации (Р. Баккли, Д. Кассон, Великобритания, 1976 г.) § основное конкурентное преимущество ТНК - целостная интернальная (внутренняя) структура, при которой выработанные в корпорации ноу-хау недоступны конкурентам даже на условиях лицензионного соглашения § это касается не только ноу-хау и достижений в сфере НИОКР, но и использования новых финансовых технологий, позволяющих организовать транснациональные финансовые потоки так, чтобы уменьшить общую сумму затрат на налоги и другие платежи в государственные бюджеты всех стран, где работает корпорация § целостная интервальная структура ТНК может рассматриваться как альтернативный рынок (например, продажи, осуществляемые между филиалами и штаб-квартирами), где затраты на трансферты снижены посредством экономии на масштабе Эклектическая теория OLI-преимуществ (Дж. Даннинг, 1981 г.) § объединены отдельные " наилучшие" элементы, взятые из различных предшествующих теорий, для всестороннего объяснения ПИИ § выделяются три группы факторов, определяющих транснационализацию, объемы ПИИ и прибыли корпорации: 1) специфические особые конкурентные преимущества иностранных инвесторов (ТНК) перед местными компаниями (О - преимущества) 2) выгодные местные факторы, предлагаемые принимающими странами для ТНК и позволяющие наилучшим образом раскрыть их конкурентные преимущества на локальных рынках этих стран (L-преимущества) 3) степень возможной интернализации, т.е. контроля за собственными конкурентными преимуществами, возможность оставить свое ноу-хау внутри корпорации, не передавая их зарубежным партнерам (I-преимущества)
|