Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первобытное общество и переход от присваивающей экономики к производящей.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Если история человечества насчитывает примерно 2 млн. лет и первый человек появился, по мнению археологов, около 2 млн. лет назад, то Homo Sapiens появился примерно 40 тыс. лет назад, а государства – 5 тыс. лет. Общество жило в негосударственной организации. · Предполагают, что первобытный человек жил мелкими стадами и вел примитивный образ жизни (поиск пищи, собирательство и т.д.) под руководством вожака (наиболее сильного человека). · Позднее стали образовываться родовые общины, где все члены были связаны кровно-родственными узами, во главе стоял старейшина (умелый охотник, рыболов и т.д.). Спустя некоторое время люди стали понимать, что род слабеет, находясь в кровной изоляции, и стали заключать межобщинные браки. Старейшина, совет, вождь племени – управляли общинами, племенами. Появились земледельцы и хлебопашцы. Люди поняли, что животных лучше приручать, чем гоняться за ними. Таким образом, племя – это образование переходное между родовым и государственным образованием. Они уже не только ведут оседлый образ жизни, но и располагают некоторыми орудиями труда и войны из железа. Вождь, совет старейшин племени – орган управления, собрание всех взрослых членов племени – наивысший орган (решали вопросы войны и мира и т.д.). Табу – 1) запрет, слово, пришедшее из того времени. – 2) время ожидания (если, например, убит родственник какого-то племени, то они обязаны подождать до момента отмщения). Социальное регулирование – управление (от лат. «регулировать» – управлять). Присутствуют запреты. Есть нормы религиозного характера, моральные, мифические. Идет расщепление социальных норм, которые в первобытном обществе были моно нормами. · Несколько племен объединяются, образуются союзы племен – родоплеменная организация. Во главе союза стоит главный вождь, который превосходит всех в ловкости, уме (и пр.), далее – совет вождей племен, основной руководящий орган, который определяет и стратегию, и тактику выживания этого союза (вопросы войны, мира). Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Родовые контакты делали эти союзы более могущественными. Постепенно внутри этих племенных союзов люди начали все более и более индивидуализироваться и осознавать себя, как личности, как индивиды и реализовываться на практике. Индивидуализация приводит к неравенству. Неравенство противоречит «уравниловке», и наиболее сильный не хочет делиться с тем, кто менее удачлив на охоте и т.д. Сила общественного мнения, которая являлась единственной силой, уже не могла воздействовать на более сильных. Не было силы, которая могла решить этот конфликт. Происходило нарастание противоречий внутри общины. Отдельные силы начали выделяться из общин.
2. Возникновение государства по Энгельсу – закономерно и предопределено. Образование государства характеризует общество с той стороны, что он переходит от естественного состояния к гражданскому состоянию. В основе процесса возникновения государства, считает Ф. Энгельс, лежит закон «Возрастающего разнообразия форм деятельности». Закон является следствием закона «Возрастающих потребностей членов общества», он изложен в работе «Капитал». Согласно закону мы постоянно стремимся разнообразить свои потребности. Появилось ремесло, отсюда появилась и торговля. Возрастающие потребности с необходимостью вызывают специализацию форм человеческой деятельности, которая привела к имущественному неравенству (из-за излишков производства), которое привело к общественным противоречиям, имеющим антагонистический характер. Противоречия вылились в системную длительную вражду. Фридрих Энгельс: «Общество запуталось в противоречиях». Необходима была иная сила, чем родоплеменная организация, такой силой явилось государство.
Джон Мэдисон: «Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства, однако до тех пор, пока человеческий разум подвержен ошибкам, пока человек свободен пользоваться этим разумом, различия во мнениях неизбежны. Поводы для раздора заложены в самой человеческой природе и наиболее долгий и общий источник раздоров – неравное распределение богатства». Председатель КС РФ: «20 лет назад Российское общество было обмануто». Три пути формирования государства: 1. Восточный путь (азиатский) 2. Западный путь 3. Синтезный путь
Восточный путь возникновения государства. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Государство выступает как организатор масштабных работ. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Государство вынуждено постоянно принуждать работника работать. Сохраняются сельские общины. Западный путь возникновения государства. Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государства и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Таким образом, главной особенностью этого государства явилось то, что захватчиков было в несколько раз меньше захваченных, и они постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения спартанцев. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства активно вмешивается третья сила - плебс. Синтезный путь возникновения государства. Примером являются такие государства как Русь и Германия. Ранее в научной литературе этот путь возникновения государства не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).
М. М. Журавлев: Большинство населения планеты шло восточным путем. Поскольку люди селились по берегам рек, озер, морей, океанов, то они были подвержены влиянию водной стихии (приливы, отливы, наводнения и т.д.). Для предотвращения жертв необходимо было строить специальные сооружения, причем в короткое время. Жесткое управление было необходимо, чтобы руководить людьми, участвующих в строительстве этих объектов. Когда река вновь входит в русло, Солнце греет открывшуюся землю, и необходимо строить огромные оросительные каналы - вновь необходимо сильное руководство. Все это представляло собой бесконечный земледельческий цикл. Частной собственности не существовало, существовала общинная собственность. Постепенно из родоплеменной организации перешли к государственной власти. Все восточные государства были тираническими и деспотическими. Отсюда неравенство имущественное и политическое. Все это тоже привело к образованию государства. А поскольку таким путем шли все государства Африки, Китай, Индия (и пр.), то считается, что основной путь образования государств – восточный. Все это описал в своей работе Фридрих Энгельс («Происхождение разделения труда…»). Западным путем пошли Древняя Греция и Древний Рим. Синтезный путь – Россия и государства Центральной Европы. Объединение элементов Византии и Рима. 27.09.10
|