Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения права






 

Естественная теория права. Помимо того права, которое дается человеку государством есть право данное человеку от рождения. Ответвлением является теологическая теория - человек наделяется правами Богом.

Эта теория утверждает, что права и свободы человека даются ему от рождения. Конституция РФ закрепляет это. Эту теорию исповедовали древние мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, древне-римские юристы). Теория, как концептуальное явление, была разработана голландским юристом Гуго Гроцием. Жан-Жак Руссо (французский писатель, мыслить, Дэни Дидро, писатель, философ и др.)

Фома Аквинский – еще одно ответвление.

 

Историческая школа права. Германия, XIX век, в лице выдающихся философов и юристов – Фридрих Карл фон Савиньи (немецкий правовед и историк, основатель школы), Карла Пухта. Право возникает и развивается также как язык – исторически.

 

Марксистская теория. Право коренится на экономических условиях жизни – каковы исторические интересы правящего класса, таково и право. Государство – идеологическое учреждение. Право и государство вторичны по сравнению с государством. Есть политико-экономическая элита, которая управляет правом.

 

04.10.10

 

Понятие и типология государства.

 

1. Понятие государства и его признаки.

2. Понятие и признаки государственной власти.

3. Социальное назначение государства.

4. Типология государства

 

1. Государство представляет из себя сложное образование. С давних времен люди пытались дать понятие государства. Все сводилось к тому, что государство есть общество, которое занято делами своих членов. Позже стали говорить, что это союз людей для управления общими делами, это объединение людей. В 1804 году Иммануил Кант определял государство, как общество, которое само распоряжается и управляет собой. Но идентифицировать государство и общество, мягко говоря, не корректно. Ближе всего к определению государства подошли марксисты: государство - политическая организация, в которой класс властвующий управляет подвластными. Маркс и Энгельс рассматривали государство со строго классовых позиций. «Государство – машина для управления одного класса другими,» – В. Ленин. Затем стали понимать государство через перечисление признаков государства – наиболее полный и объективный подход.

Понятие государство было введено Итальянским политическим деятелем и мыслителем Николой Макиавелли. В 1513 году написал работу «Государь», где ввел понятие «государственный интерес» и «государство». По его мнению, костяк государства «люди самодеятельные». «Человек легче забудет смерть отца, чем решение суда, лишившее его наследства». Он разработал целую систему приемов и методов захвата и удержания власти.

 

Признаки государственной власти:

§ Государство отличается от предыдущих форм организации общества тем, что обладает наличием публичной политической власти. Ранее она была публичной – носила общественный характер, никоим образом не выделялась из самой общины или племени. Она была внутри родовой общины или племен (не над ними) – Маркс. Теперь же она носила еще и политический характер. Она выделилась из общества в самостоятельную сферу деятельности, начала выполнять функции арбитра между классами и социальными группам в обществе. Она встала над обществом. Реализация власти стала профессией. Эта профессия начала вовлекать все больше количество людей – бюрократов. Таким образом, сходство между государственной властью и властью в союзах племен – то, что это публичная власть. А теперь она начала носить политический характер.

§ Она обладает аппаратом управления и аппаратом принуждения.

§ Всякое государство организуется по территориальному принципу. Это не только участок земли и воды, это еще и население, распределение власти по территории. Территория государства имеет четкие границы в отличие от территории обитания племени или общины. В территорию государства включается часть земной суши, внутренние водоемы (озера, пруды, реки). Граница по морю (океану) проходит в расстоянии 12 морских миль от линии наибольшего отлива. В государство входят недра, воздушное пространство, территория морских и воздушных судов, находящихся в нейтральных водах и воздушном пространстве. Территории, занятые посольствами или дипломатическими миссиями в других государствах.

§ Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны. Никакая иная власть внутри страны не может быть выше государственной. Независимость во внешнеполитических отношениях. Государство может только добровольно заключать договоры, соглашения и т.д. Правда, в условиях глобализации (наука о процессах, происходящих при поверхностной оболочке земного шара – социальные, политические и другие процессы) каждое государство находится в многочисленных соглашениях с другими государствами. В условиях глобализации выявляются государства, которые являются монополистами на управление миром (внешняя политика других стран). Вопрос о суверенитете государств ставится в наши дни с точки зрения глобализации.

§ Наличие бюджета. Это казна – сумма средств, которая собирается из различных источников:

· Налоги и налогообложение (на доходы, объекты недвижимости и т/с, различные сборы, которые берет государства за различные услуги). Налогообложение – не самостоятельная часть, а источник бюджета, хотя и не основной.

· Таможенные и иные сборы.

· Займы у банков или населения. Например, займы на восстановление народного хозяйства в СССР в послевоенный период.

§ Государственная символика. Гимн государства, его флаг, герб и праздники.

 

Государство – организация политической власти, вытекающая как из сугубо общих дел, так и из личных интересов каждого человека.

 

Государство – это публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод каждого человека.

 

Государство — это политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и её население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издаёт обязательные для всех веления и обладает суверенитетом

 

2. Государственная власть.

Власть бывает разная. Под властью понимают возможность и способность одного субъекта (человек, группа людей, класс, социальный слой, общество в целом) реализовывать свою волю даже вопреки воле другого субъекта. Можно говорить о власти церковной, власти родителей над детьми и т. д. Социальная власть имеет много разновидностей и одной из них является государственная власть. Всякая государственная власть носит политический характер, то есть, решает вопросы, кто из членов общества прав, а кто виноват, кому платить штраф, а кому получать компенсацию, кому отбывать наказание, а кто является потерпевшим.

 

Признаки:

§ Государственная власть выступает от имени всего общества. Марксисты: власть реализуется в интересах определенного класса. Она легальна и легитимна. Легальная – законная. Легитимная – поддерживаемая населением.

§ Государственная власть обладает верховенством в обществе. Никакая иная власть (религиозная и пр.) не могут сравняться по силе авторитета с государственной властью.

§ Суверенитет – независимость власти.

§ Носит арбитражный характер – посреднический. Выполняет функции арбитражного судьи: разбирает противоречия между народами, нациями, слоями общества.

§ Государственная власть формализована. Ее структура, распределение властных полномочий между центром и местами, полномочия каждого органа, полномочия должностных лиц определены конституцией и федеральными законами. Распределение власти по органам государственно власти формализовано – четко расписано в Конституции, ФКЗ и обычных законах.

§ Несмотря на то, что власть распределена по территории, носит различный характер, она носит единый характер. Единство обеспечивается социальным единством, что в свою очередь обеспечивается присутствием в обществе доминирующего социального слоя и класса. В настоящее время – класса собственников. Единство государственной власти обеспечивается единством целей и задач государства. Организационно-правовое единство предусматривает наличие единой системы государственных органов. Руководители органов сельских поселений, городских поселений являются муниципальными служащими, но по поручению государственных органов. А вот органы МВД (и пр.) доходят вплоть до муниципальных образований. Это и есть организационно-правовое единство. Единство государственной власти не подрывается наличием различных ветвей власти: законодательной, судебной и исполнительно-распорядительной. Принцип разделения властей возник в XVII-XVIII веках в связи с утверждением нарождающейся молодой буржуазии, которая понимала, что абсолютная монаршая власть является порогом и камнем преткновения на пути развития общества и государства. Принцип разделения властей получил развитие у Шарля Монтескье («Персидские письма» и «О духе закона»). Он предлагает выделить законодательную власть.

 

Этими признаками государственная власть отличается от власти в племени и т. д. Всякая власть государственная носит политический характер, но не всякая политическая власть носит государственный характер.

 

11.10.10

 

3. Социальное назначение государства. В обществе существовали противоречия, которые носили антагонистический характер. Для их решения необходимо было возникновение государства. Государство создавалось для того, что укреплять моральные основы общества (Платон и Аристотель). Эти воззрения были подхвачены Г. В. Ф. Гегелем. Что государство укрепляет нравственность.

Голландец, юрист Гуго Гроций считал, что социальное назначение государство заключается в том, чтобы добиваться общего блага, чтобы каждый мог получить его. Это высшая цель государства.

Англичанин Томас Гоббс (государственник, ставит интересы государства выше всех) считает, что государство должно обеспечить общественную безопасность, что люди должны быть защищенными, как внутри самого общества, так и от внешних посягательств иных народов и государств.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо считал, что государство было образовано в результате общественного договора между членами общества. Смысл образования государства – обеспечение свободы членов общества. Свобода рассматривалась не как свойство человека, а как его сущность. Без свободы человек – это получеловек и недочеловек.

Фердинанд Лоссаль – немецкий философ – видел смысл государства в свободе развития каждого человека. Такой же персонификации свободы придерживались российские анархист Михаил Александрович Бакунин, религиозный философ Николай Александрович Бердяев и философ-либерал Борис Николаевич Чичерин. Смысл свободы в том, чтобы обеспечить развитие персонально каждой личности. Высшая ценность – человек, кроме Бога. Современные взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которыми живет конкретное общество, в первую очередь, чьи интересы отражает то или иное государство. А государство отражает интересы правящего класса или общества в целом.

Категория всеобщего блага в ТГП разработана не очень глубоко. Потому что понятие всеобщего блага культивировано христианской религией, которая долгое время была отстранена от государства. В ТГП за рубежом понятие всеобщего блага достаточно глубоко проработано и является целью каждого государства. Для выполнения своего социального назначения (обеспечения всеобщего блага) государство должно:

1. Выступать интегрирующей (объединительной) силой общества, добиваться мира и согласия в обществе, разрешать противоречия, заботиться о развитии культуры, развивать здравоохранение, искусство.

2. Государство должно установить и обеспечить определенный порядок в обществе и поддерживать его вплоть до применения силы.

3. Государство должно обеспечивать социальный мир в обществе, выступать в качество арбитра, находить необходимые компромиссы.

4. Обеспечивать безопасность общества (внутреннюю и внешнюю).

5. Обеспечивать безопасность каждой в отдельности личности, создавать условия для развития членов общества, заботиться о социально-слабых или незащищенных слоях населения – быть социальным государством.

 

В идеале служение государства заключается в служении человеку. Государство должно служить интересам людей, а не наоборот. Заставить власть служить народу – одна из острейших проблем.

 

Современное капиталистическое государство является органом разрешения противоречий. Его уже нельзя назвать тем капиталистическим государством, о котором писали Маркс и Энгельс. Компромиссное государство.

 

В деятельности государства происходит переориентация на демократические принципы в реализации государственной власти. К таким принципам относят принцип разделения властей, верховенство закона, которому подчиняются все независимо от положения в социальной иерархии. Гласность – всякое решение и его реализация происходят гласно. Значительна роль правосудия. В условиях повсеместной глобализации (единая система связи, ценностей, ПО) государство чаще всего решает вопросы не методом силы и агрессии, а методом нахождения компромиссных решений, разумных договоренностей с другими государствами.

 

4. Типология государств – важная категория, отражающая совокупность наиболее важных черт и признаков государств одной классификационной группы. Типология имеет своей целью более глубокое изучение самих государственных образований.

Платон и Аристотель классифицировали государства на «правильные» и «неправильные». В «правильных» правит закон, а закон принимается на основе общих интересов. «Неправильные» государства - это те, где закон принимается в интересах правителей, а не народа, и государство служит интересам лишь правителя.

Гегель классифицировал государства по степени развития свобод их граждан. В зависимости от развития всемирного духа свободы выделил государства восточные (свободен один – деспот), римское и греческое (афиняне), германское – свободны все.

Владик Сумбатович Нерсесянс тоже считал, что свобода человека является сущностным принципом. По этому критерию можно классифицировать государство. Например, в случае с Древним Римом и Древней Грецией, государства носили этнический характер. Позже государства стали носить сословный характер. А в капиталистическом обществе каждый свободен в отдельности. В США свобода носит гуманно-правовой характер.

Формационная система классификации государств (Маркс и Энгельс). Карл Маркс Фридрих Энгельс с материалистических и классовых позиций подошли к типологизации государств. Общество развивает от меньшей степени цивилизованности к все большей и большей. Главным критерием классификации по ОЭФ они считали способ производства, в котором они выделяли две основные составляющие: уровень развития производительных сил и производственные отношения.

· Рабовладельческая ОЭФ.

Уровень развития производственных сил: обобществленный труд предшествующих (колесо, рычаг и др.) поколений и труд ныне живущих людей. Производственные отношения: раб – не субъект права, а объект.

· Феодальная ОЭФ.

Уровень развития производственных сил – ветряная мельница, паровой двигатель, паровые машины. Производственные отношения: крепостная зависимость.

· Капиталистическая ОЭФ.

Силы – электроэнергия, огромное количество новых технологий. Отношения: частная собственность на средства производства и личная собственность на средства потребления.

· Коммунизм – вершина.

Нет собственности на средства производства.

М. и Эн. считали, что есть 5 типов ОЭФ и 4 типа государств. Эта теория наиболее развита и наиболее адекватно отражает историю развития человеческого общества. Ею пользуются, несмотря на то, что сильно критикуют. Это учение было разработано на базе материала, собранного в европейских государствах.

 

На рубеже 80-90-ых годов XX века среди отечественных историков, философов, юристов родился цивилизационный подход. Цивилизация рассматривается как синоним культуры (цивилизованный человек или нецивилизованный), как уровень и ступень общественного развития, как уровень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация). Леон Морган «Первобытное общество» - цивилизация ступень развития, которая следует за варварством. В некоторых работах понятие цивилизация используется как противоположное понятие понятию «деградация». Надо заметить, что духовные и культурные факторы оказывают обратное влияние на экономические факторы. Культурные или цивилизационные могут задерживать производство, парализовать его, могут усилить, так же, как и обратно: экономические факторы производства могут сдерживать культурное развитие, могут способствовать. Следовательно, экономические факторы и факторы культуры тесно взаимодействуют.

 

Ульям Ростоу, который родился в начале прошлого века, а когда умер, М. М. Ж. не знает. «Стадии экономического роста» («некоммунистический манифест») - вместо предложенных Марксом и Энгельсом («коммунистический манифест») формаций он выделяет стадии:

1. Традиционное общество – условия присваивающей экономики.

2. Переходное общество – общество производящей экономики.

3. Стадии экономического сдвига (Промышленные революции).

4. Стадия зрелости (Производительные силы развиты очень высоко – капитализм).

5. Стадия массового потребления – за человека работают механизмы, человек лишь контролирует их.

 

Арнольд Тойнби написал 12-томное научное исследование «Постижение истории». Он попытался изучить цивилизации, существовавшие на земном шаре, и у него получилось порядка 100 цивилизаций. Он выделяет главным образом этапы развития цивилизаций.

1. Локальные цивилизации (отдельные регионы и отдельные народы) – Шумерская, Эгейская.

2. Особенные – Китайская, Западно-европейская, Восточно-европейская, Исламская.

3. Всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Он называет ее «глобальным гуманизмом», который включает в себя все достижения человеческой культуры.

18.10.10

 

Формы государства

 

1. Понятие формы государства.

2. Формы правления.

3. Формы территориально-государственного устройства.

4. Формы государственного режима.

 

1. Всякая форма имеет свое содержание, и всякое содержание имеет свою форму. Форма государства – результат теоритического обобщения главных черт, признаков, присущих конкретному государству, явлению. Понятие формы государства имеет три подхода:

1. Форма, как проявление внутреннего содержания.

Попытки в этом направлении делал известный государствовед В. Е. Чиркин. Он рассматривает с этих позиций монократические (власть осуществляет один субъект – монарх, коллегия в ОАЭ, в СССР – ЦК КПСС), поликратические (коллегия осуществляет власть, коллегиальное управление, разделение властей на три ветви) и сегментарные государства (сочетают в себе монократические и элементы поликратические – некоторые страны Африки, мусульманские государства). С точки зрения философии, он наиболее правилен, корректен. Но он по существу характеризует только одну черту государства – форма правления.

2. Форма, как разновидность чего-то.

Например, государства диктатуры пролетариата. По конституции СССР 1977 года – общенародное государство. Среди ныне существующих государств – Республика Куба, КНР, КНДР. До конца 80-ых начала - 90-ых к таким государствам относились государства народной демократии – Польская НР, ГДР и др. Самая первая – парижская коммуна – первое государство в форме диктатуры пролетариата.

3. Форма, как внутреннее строение (внутренняя форма государства). Общепринято рассмотрение формы государства, как синтетического объединения формы правления, территориального устройства и государственно правового режима. Его достоинство в том, что он позволяет рассматривать это все во взаимосвязи. Форма правления зависит от множества факторов: географического положения и размеров, состав населения, политических традиций. Надо заметить, что в мире нет абсолютно одинаковых государств, нет вообще одинаковых народов, все народы разные, все люди в народах так же разные, следовательно, нет и абсолютно одинаковых форм государства, и если мы будем их классифицировать, то мы будем классифицировать, определяя лишь основные признаки государства, т.к. задаче ТГП являются общие закономерности возникновения, становления и развития государственно-правовой действительности.

 

2. Форма правления - это способ организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и отношения с местными органами государственной власти. Отражает степень участия народа в формировании органов власти. Форма правления раскрывает три основные характеристики государственной власти:

· Это способ организации высших органов государственной власти (избрание или передача власти по наследству). Это демократические начала, участвует ли народ в формировании этих органов или нет.

· Это взаимоотношение органов государственной власти друг с другом и с населением. Государственная власть едина, но она распадается на три относительно самостоятельные ветви: законодательная, исполнительная, судебная. Законодательная власть издает законы, исполнительно-распорядительная исполняет законы, а судебная власть, независимая от двух предшествующих, занята тем, чтобы обеспечивать исполнение этих нормативно-правовых актов.

· Компетенция этих органов. Три ветви – три компетенции (издавать законы, исполнять и распоряжаться, осуществлять правосудие (принятие и реализация законов)). В связи с этим выделяют две формы правления: монархическая и республиканская.

Монархия – единовластие.

o Самая первая форма – абсолютная монархия (деспот или тиран). Она характеризуется наличием единоличного правителя. Власть монарха полная – все три ветви. В чистом виде таких монархий не сохранилось. Современные короли, султаны даровали своим народам конституцию. Но, тем не менее, вся полнота власти принадлежит монарху. Например, в таких странах, как Оман, Саудовская Аравия, Катар и др. Монархия в этих государствах спорна. В большинстве этих государств власть монарха абсолютна. Монархи в этих государствах принимают законы, формируют кабинет министров, которые отвечают перед ним за исполнение своих обязанностей, и монарх же является высшим судьей. Все эти государства – исламские. Они пользуются Кораном, который переводят в светские законы. Это полуабсолютные монархии.

o Также существуют дуалистические монархии – наряду с монархом существует парламент, который имеет законодательные и контрольные функции. Но исполнительно-распорядительная власть принадлежит монарху, который управляет страной через назначенных им министров. Надо заметить, что такие монархии существовали в большинстве государств Европы, пока те не стали парламентскими или конституционными. Сейчас это редкостное явление – например, Монако, Бутан, Брунель в Азии и др.

o Парламентская монархия – это почти все государства Европы: Великобритания. Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др. Говорят, что в таких государствах монарх почти не играет роли, но это не так. Королева Англия олицетворяет собой непрерывность государственной власти. Конечно, власть монарха ограничена во всех трех сферах власти. Исполнительную власть реализует правительство. Правительство формируется из представителей партий победивших на выборах. Главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством в парламенте. Таким образом, исполнительно-распорядительная власть может контролировать законодательную власть. И что стоит, например, консервативной партии провести соответствующее заседание и проголосовать за определенный правовой акт в исключительно своих интересах? Но все решения парламента подписываются монархом. А если акт принципиален, и монарх присутствует на заседании парламента, то депутаты обязаны прислушаться к его мнению. За монархом закреплены полномочия назначения высших должностных лиц государства, он подписывает приказы об их назначении. Монарх представляет государство на международной арене, принимает послов, а от них он принимает посольские грамоты. Он (парламент) может отправить правительство в отставку. В свою очередь и правительство может предложить монарху отправить парламент в отставку. В настоящее время количество монархий не сокращается. Значительно сокращение было в XX веке, а сейчас наоборот, некоторые страны, например Испания, восстанавливают монархию.

 

Республика – такая форма правления, где верховная власть принадлежит выборным органам, которые избираются населением на определенный срок. В отличие от монархии в республиках единственным источником власти является народ. Не государство наделяет нас правами, мы обладаем правами от рождения. Мы сами закрепили эти права на референдуме 1993 года в Конституции РФ. Республиканская форма правления характеризуется тем, что полномочия высших органов (законодательное собрание, кабинет министров и др.) имеют определенный срок – в России 4 года. Эта форма правления предполагает ответственность правления перед народом и судом, чего нет в монархической форме правления. Республики подразделяются на два основных вида:

o Президентская республика характеризуется следующими чертами:

§ Соединение в руках Президента полномочий главы государства и главы правительства. Президент избирается на всенародных выборах, тем самым, он получает свой мандат непосредственно от народа.

§ Президент обладает большими полномочиями: формирует и управляет правительством, а оно несет ответственность перед Президентом, а не перед Парламентом, он является главнокомандующим вооруженными силами и всеми государственными органами, которые относятся к национальной безопасности, но он лишен права распускать парламент.

Это, например, США (1776), Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Достоинства. Поскольку в руках Президента сосредоточена большая власть, то он может оперативно принимать решения по тем или иным вопросам. Он определяет политику государства. США считается образцом правового государства с позиции разделения властей.

Недостатки. Недостатки здесь являются следствием достоинств. Сосредоточение Президентской власти в один руках грозит преобразованием Президентской республики в Суперпрезидентскую, когда законодательные органы по существу утрачивают свои позиции.

o Парламентская республика – государство с сильной законодательной властью. Законодательный парламент (сенат), который сформирован из депутатов партий, победивших на выборах. Президент несет ответственность перед парламентом. Президент избирается парламентом, а не всенародно. Недостатком является то, что там, где парламент сформирован в условиях отсутствия лидерства одной из партий (например, 40% голосов), премьером становится представитель партии большинства, а места занимаются пропорциональной набранным голосам, образуется коалиционное правительство, в этом случае правительства очень часто сменяются (парламент выражает недоверие), отправляются в отставку. Но есть и достоинства. Правительство формируется на основе коллегиального обсуждения персон.

 

В последнее время эта классификация подвергается критике. Ведет полемика по поводу отнесения России к той или иной модели. Например, суперпрезидентская республика до последнего времени была в Туркмении, когда Туркмен-баши до самой смерти единолично управлял Туркменией («Как указал Туркмен-баши...»).

Некоторые исследователи выделяют иные классификации.

 

Существуют теократические формы правления. Например, Ватикан, где глава церкви – глава государства в чистом виде, Иран, Катар, Саудовская Аравия и др. – спорные.

 

25.10.10

 

3. Форма территориально-государственного устройства. Признаком всякого государства является его территория. Территориально-государственное устройство предполагает распределение государственной власти по территории, иными словами, территориальную организацию власти. Оно включается также соотношение государства как целого и его элементов. Территориально-государственное устройство включает в себя:

o Территориально-государственные единицы государственного характера – в РФ – субъекты.

o Единицы административно-территориального деления.

Подразделения необходимы для эффективного управления, для того, чтобы охватывать все части страны. Без территориальной организации и разделения власти невозможно управлять территорией. Не случайно у нас всегда была абсолютистская власть – очень сложно управлять такой большой страной, иным способом управлять РФ невозможно (М. М. Журавлев). Всегда есть опасность вспышки каких-либо явлений, например забастовки во Франции в связи с повышением пенсионного возраста.

Различают две основные формы территориально-государственного устройства:

· Унитарное (единое) государство. Унитарное государство – единое слитное образование, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, в разных государствах они называются по-разному (провинции, воеводства или иные образования). Административно-территориальная единица не имеет право иметь собственное законодательство, хотя какие-либо документы нормативного характера издавать они могут. Таким образом, унитарное государство представляет собой самую высокую степень централизации государственной власти. Как правило, такая форма территориально-государственного устройства присуща государству с одной господствующей нацией или народом. Там могут быть представлены и другие народы, но они в заметном меньшинстве. Автономные образования – места, где есть определенная концентрации других народов, но государство не перестает быть унитарным. Это, например, Крым в составе Украины, Аланские острова в Финляндии, остров Корсика во Франции. Все эти автономные образования выделяются территориальной обособленностью, своеобразием населения. Унитарные государства с такими образованиями называются сложными. Унитарные государства, не имеющие подобных образований, - простые (Польша, государства Прибалтики, Болгария, Турция и др.). Автономия – это самоуправление определенной части территории государства, отличающейся определенными историческими, географическими условиями, а населению присущи определенное национально-исторические особенности. Различают два вида автономии:

o Политическая – обладает более широкими правами (например, издание собственного законодательства). Это, например, Гренландия Дании, Аланские острова Финляндии, уйгуры, монголы, тибетцы в Китае.

o Культурно-административная (административная) – в школах предметы ведутся на национальном языке или диалекте, издание газет, книг на национальном языке (этими правами обладает и политическая автономия).

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными. В централизованном государстве управление в региональных единицах осуществляется путем назначения чиновников сверху. В наше время, это государства Африки, всевозможные монархии и ряд государств Азии. В унитарных государствах в условиях военного времени (Непал, Камбоджа) избранные Президент или становится или заменяется Военным Президентом. В децентрализованном унитарном государстве на всех уровнях административно-территориального деления чиновники избираются населением. Это, например, Великобритания. Относительно централизованные унитарные государства имеют свою сферу деятельности, например, обеспечение социального порядка. Российская Империя – централизованное унитарное государство. Империи – неустойчивые образования и малоэффективны как формы государственного устройства.

· Федеративное (союзное) государство – сложное образование, которое состоит или из государств самостоятельных, или состоит из государственных образований – субъектов федерации. Эти субъекты в разных федерациях имеют разные названия – в США – штаты, в ФРГ – земли, в РФ – разные названия (области, края, автономные республики). Федерация образуется двумя путями:

o На основе союза ранее самостоятельных государств. Например, США – сначала объединилось 12 штатов (1773 год), также СССР – на основе договора.

o Федерации образованные сверху – актами государственных органов (чаще всего, это Конституция). Такие федерации называют конституционными. Например, РФ, Мексика имеют конституционно-правовую договорную основу. В РФ – договор между центром и большинством республик: Татарстан, Башкирия, Чувашия и др. Такие договоры ставят субъекты федерации в неравное положение, когда каждая республика «выторговывает» свои права. В США каждый штат равноправен, хоть и имеет свое законодательство, в РФ же заранее различные полномочия и компетенция субъектов.

Различают федерации созданные по административно-территориальному принципу как, например, в США, и федерации созданные автономно-территориальному принципу, как, например, в Бельгии, Швейцарии. Но можно говорить и о смешанном принципе, это, конечно же, РФ. Есть административно-территориальные единицы в виде областей, краев и автономно-территориальные единицы в виде автономных областей, республик и др. Все субъекты федерации в любой федерации имеют свои законодательные органы – местные парламенты и правительства, имеют право на собственное законодательство, и в них действуют свои конституции или уставы (в Томской области – устав). В федерациях всегда происходит размежевание предметов ведения федеральных органов и предметов ведения субъектов федерации. В РФ представительный законодательный орган власти – Парламент – Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума). Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Прокуратура следит за исполнением федеральных законов и как они воплощаются на территории всей федерации.

· До недавнего времени – конфедеративное государство, но теперь теоретики относят его не к государственному образованию, а к межгосударственному образованию.

· Региональные (регионалистские) государства, например, Италия, которая состоит из 20-ти автономных провинций. Инициатором такого выделения является Вениамин Евгеньевич Чиркин, он считает, что у них есть особенность – вся территория поделена на автономные образования по национальному признаку. М. М. Журавлев не видит необходимости такого выделения.

 

4. Форма государственного режима (государственно-правовой режим, государственно-политический режим). Государственно-правовой режим – относительно самостоятельный элемент формы государства, можно сказать, что это определяющий элемент, он представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть на той самой территории, которую мы только что рассматривали и в соответствии с формами правления. Говорят об однопартийном, двухпартийном режиме, но это больше характеризует политическую систему, нежели государственный режим. Наиболее распространена классификация режимов на демократические и недемократические или авторитарные. Государства зарождались в отнюдь не демократических режимах.

· Демократический государственный режим присущ современным развитым государствам, где существует так называемый средний класс – значительная часть населения, имеющая определенную собственность. Хотя высокая профессиональная квалификация, тоже определяет человека как средний класс. На конституционной основе устанавливается разделение властей, система сдержек и противовесов, политическая оппозиция и развитая система местного самоуправления, а также гражданское общество. В таких государствах методы принуждения строго ограничены законом, а массовое или социальное насилие в отношении населения исключается вообще. Государственная власть используется только в интересах общества, никоим образом не в интересах какой-либо группы. К таким государствам можно отнести США, Великобританию, Германию, а по существу – все государства Европы, Канада, Австралия и др. Для них государство и право не является чем-то чуждым. Граждане рассматривают государство и право как благо, т.к. они направлены на всеобщее благо. Чиновники – люди, которые работают на общество в целом, они не реализуют только свои корыстные интересы.

· Авторитарные государства – преобладают методы принуждения, а то и прямого населения, правда, при сохранении определенных черт либерализма. Роль парламента принижена. На первые позиции выходит исполнительная власть. Если главой государства является Президент или монарх, то его переизбрание на очередной срок не предусмотрено в Конституции, он будет править, пока сможет, это, например, Парагвай, Индонезия, Сирия, Берег Слоновой Кости (Кот-д’Ивуар). Тоталитарные государства – проявления XX века. Такое понятие ввел Бенито Муссолини. Чем характеризуется тоталитарное государство?

1. Идеологизация всей общественной жизни (нацистская Германия, фашистская Италия).

2. Монополия на информацию (Геббельс не допускал к СМИ людей, не состоящих в партии).

3. Массовый террор.

4. Слияние государственного и партийного аппарата.

5. Жесткая централизация власти.

6. Упразднение местного самоуправления.

 

Говоря о предпочтительности того или иного режима, не всегда можно сказать о преимуществах одного режима над другим. Платон говорил, что демократия вырождается в тиранию. Не всегда на государственные должности выходят лучшие, выходят богатые. Демократические процедуры принятия законов очень громоздки. Решить какой-либо вопрос быстро практически невозможно. Демократические процедуры являются очень дорогостоящими. Избиратели часто не участвуют в выборах, т.к. не доверяют политикам. Таким образом, власть постепенно переходит к элите, вследствие игнорирования народом выборов. Так демократические процедуры перерастают в тираническое государство.

 

01.11.10

 

Функции государства

 

1. Понятие функций государства. Классовое и общесоциальное содержание функций государства.

2. Классификация функций государства.

3. Формы и методы осуществления функцией государством.

 

1. Функция (от лат. «исполнение», «осуществление», «деятельность») – в различных сферах общественной жизни наполняется своим содержанием. В условиях системного анализа – деятельность, обязанность какого-либо органа как элемента системы. В философии наиболее широкое понятие функции – комплекс операций, посредством которых проявляет себя органическая, физическая и социальная жизнь. Человек как существо социальное проявляет себя тогда, когда он действует.

Функция – как осуществление комплекса мероприятий государства как социального института. Исследователи подходят достаточно единодушно, понимая под функциями государства основные направления деятельности государства, определяемые его сущностью с целями и задачами, которые ставит государство перед собой. Функции государства, как парадигма (образец), функции государства, которые сформулированы в Конституции, законах, и функции государства, которые осуществляются реально – это не одно и то же. Ибо государственный аппарат своими действиями отклоняет эти функции. Действия чиновников направлены не на четкое исполнение функций государства, а на обеспечение существования самих себя.

 

Признаки функций государства:

1. Относительная устойчивость и стабильность приложения усилий государства в этом направлении.

2. Функции государства следует отличать от целей и задач, стоящих перед государством, которые являются определяющими величинами при формировании функций.

3. Мы рассматриваем функции как то, как государство должно поступать.

4. Функции определяют строение государственного механизма. Возникает какая-то новая функция – соответствующие изменения происходят в государственном механизме. Например, в наши усилилась борьба с незаконным оборотом наркотиков, который обрел объемы, угрожающие существованию общества. В общежитие М. М. Ж. пришел чей-то знакомый, про которого говорили, что он находится под наркотическим опьянением, все ходили посмотреть на него – тогда подобное явление было необычайной редкостью. В составе ОВД даже не было специального подразделения. Оно было создано лишь в 80-ые.

5. Функции государства подвержены эволюции. Если брать, например, ранние формы государства – Др. Грецию и Рим, то там основные функции государства – захват чужих территорий, захват иностранцев и обращение их в рабов, использование рабов как рабочей силы, поддержание рабов в повиновении, недопущение их восстания. В европейских государствах, опрощающихся на феодальный строй, функции были иные – поддержание феодальных отношений и все вытекающее из этого. Английский экономист Адам Смит (вторая половина XVIII века) написал работу «Очерки и природе и причинах богатства государств и народов», в которой он выделил следующие функции государства:

· Оборона страны.

· Организация учреждений, которые непосильны населению, например, почта, полиция, сборщики налогов.

· Государство должно обеспечивать свободу человека посредством установления одинаковых для всех правил поведения, и в случае нарушений правил – обеспечение правосудия.

6. Все функции государства определяются в определённых организационно-правовых формах: законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, контрольно-надзорной. А также определенными методами, которые соответствуют каждой функции.

7. Функции государства имеют определенное содержание, которые отражают деятельность государства в определенном направлении. В государствах, где общество состоит из ярко выраженных дифференцированных классов, функции направлены на защиту правящих классов. Но надо сказать, что даже в таких классовых обществах, где классы являются антагонистами, государство выполняет какие-то общие, общесоциальное задачи. Если случилось какое-то стихийное бедствие, то государство занимается ликвидацией его последствий. По мере развития государства меняется соотношение классовых и социальных функций, которые все больше наполняются общесоциальным содержанием. Например, содержание функций капиталистического государства более гуманно, чем функции феодального государства. Классовая структура государства влияет на содержание функций государства, и чем больше удельный вес общесоциального начала, тем выше роль государства, как инструмента преодоления противоречий, возникающих в обществе, достижения стабильности, компромисса в общественных отношениях.

 

На содержание функций государства оказывают влияние различные факторы помимо классовой структуры общества. Больше влияние оказывают национальные факторы. Современные государства в большинстве своем многонациональные, и государства во избежание распада должны выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, своевременно выявлять точки национальной напряженности и использовать государственно правовые механизмы для разрешения демократическим путем возникающих противоречий.

 

Научно-технический прогресс также оказывает большое влияние на содержание функций государства. С одной стороны государство должно способствовать развитию фундаментальных наук, а с другой стороны оно должно препятствовать негативному воздействию результатов использования науки и техники.

 

На функции государства оказывает влияние и экологическая обстановка. Эти функции приобретают планетарное, глобальное значение.

 

Также оказывает свое влияние на функции государства степень информатизация общества. Государство обязано обеспечить каждому члену общества доступ к информационному фону. От этого зависит и международная обстановка. Невозможно строить международные отношения, без учета информации.

 

2. Классификация функций государства.

Функции государства можно классифицировать по принципу разделения властей:

1. Законодательные.

2. Исполнительные.

3. Судебные.

 

 

По продолжительности:

1. Постоянные.

2. Временные (Например, создание ГКО во время Великой Отечественной Войны: отражение агрессии противника; восстановление народного хозяйства после войны и др.).

 

Основная классификация функций:

1. Внутренние (подавление свергнутых классов, воспитательную, охрану труда и др.). Их решение происходит внутри государства:

· Политическая функция. Все или иные функции, так или иначе, носят политический характер, т.к. в их реализации учитываются отношения политических сил общества. Это учет волеизъявления народа, обеспечение государственного суверенитета, при этом учет интересов отдельных территорий. Создание условий для самоорганизации и самоуправления народа с целью формирования гражданского общества. Обеспечение контроля со стороны общества за деятельностью государства и его органов. Защита конституционного строя как специальным органом – КС, так и народом.

Таким образом, деятельность государства в реализации политической функции многогранна. Политическая функция является ключевой для реализации иных функций государства.

· Экономическая функция – во многом ее содержание зависит от того, рыночная эта экономика или социалистическая. Выработка общей экономической политики. В собственности государства остались предприятия – отсюда управление этими предприятиями. Установление общих правил рынка в условиях рыночной экономики. Стимулирование государственными средствами предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности. Если в условиях социалистического государства все предприятия имели статус государственных, то теперь только их часть, а значит, объем работы в этом направлении значительно снижен. Регулирование внешнеэкономических отношений, поддержание экономического суверенитета. Роль государства в рыночной экономике значительно возрастает в период экономических кризисов.

· Социальная функция – выравнивание уровня жизни различных слоев населения. Обеспечение благополучия общества в целом и каждого из его членов в отдельности. Это достаточно острая для населения функция. Это поддержка социально-незащищенных слоев населения (инвалидов, сирот, беженцев, многодетных и др.). Реализация социальных функций зависит от экономических возможностей государства.

· Экологическая функция тесно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическую безопасность граждан и страны.

· Формирование бюджета и финансовый контроль. Рыночная экономика использует различные механизмы: налоги, сборы, займы, ренту, выпуск облигаций и др. Все эти инструменты предназначены для того, чтобы сформировать соответствующий бюджет.

· Защита прав и свобод личности. Обеспечение закона и правопорядка.

2. Внешние (оборона страны, сотрудничество и взаимопомощь со странами мировой социалистической системы и др.). Решение происходит за пределами границ государства:

Черноголовкин:

· Оборона страны.

· Сотрудничество со странами народной демократии (Албания, Монголия, Китай, КНДР, Куба и др.).

· Сотрудничество со странами с социалистической ориентацией.

· Мирное сотрудничество с государствами капиталистической системы.

Современное государство:

· Интеграция в мировую экономику, мировое сообщество. Ст. 15 Конституции РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы нашего государства и имеют приоритет перед внутригосударственными нормами. Эти нормы более тонко разработаны, чем наша внутригосударственная правовая система, ибо в этом участвовало значительное количество развитых государств с развитыми правовыми системами, а демократические идеи получили там больше развитие. Государство на основании международно-правовых договоров включается в мировое экономическое сообщество, но при этом всякое государство сохраняет свой суверенитет. Мы признаем нормы международного права, но наша Конституция выше, чем все нормы международного права. Интеграция предполагает суверенитет государства над природными ресурсами. Если мы сохраняем этот суверенитет, то представьте себе в каком положении находится такое государство как Ирак – там стоят вооруженные силы США, которые контролируют ресурсы это страны. Иракское государство является вассалом США, аналогично и Афганистан. Интеграция предполагает суверенитет в выборе экономических партнеров, заключении договоров с ними, в выборе интеграционных связей. Интеграция предполагает равенство и взаимное сотрудничество, исключающее дискриминационные меры. Конечно, РФ, как и всякое другое государство, связано множеством экономических договоров. Это проявление доброй воли самого государства. Государство имеет право прервать действие того или иного договора.

· Оборона страны, которая в современных демократических государствах основывается на принципе необходимости и достаточности уровня обороноспособности страны. Этих сил достаточно, чтобы обеспечить независимость и территориальную целостность государства.

· Поддержание мирового порядка. Она включает в себя деятельность государства по разоружению, ликвидации ядерного оружия и запрещению его применения. Также, это сотрудничество государств в борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Участие мирового сообщества в урегулировании меж национальных конфликтов.

· Сотрудничество с другими государствами при решении глобальных проблем. От фр. «глобал» - всеобщий, лат. «глобал» - шар. Охватывает весь земной шар. В настоящее время все научное сообщество, что человеческая цивилизация в 3-ем тысячелетии оказалось на грани уничтожения – невиданные социальные и природные потрясения. В связи с этим появилась наука глобалистика. Ее предметом является взаимодействие экономических, экологических, демографических и иных процессов, происходящих в оболочке земного шара. Эти глобальные проблемы можно разделить на два вида:

o Носящие естественный и целесообразный характер, это, например, защита прав и свобод человека, освоение космоса, создание глобальной информационной сети (Интернет).

o Неразумные, нерациональные, угрожающие человечеству уничтожением, это, например, проблемы экологических катастроф (Киотское соглашения 1998 года), проблемы сырьевого и энергетического характера. Анатолия

Борисович Венгеров: «Человечество – единственное биологическое существо, вид, которое своим существованием готовит собственную смерть». Постепенно, граница между внутренними и внешними функциями государства стирается. Тонкая граница замечена достаточно давно.

 

Автор этой классификации - Николай Владимирович Черноголовкин – «Функции Советского государства в период развернутого строительства коммунизма», «Теория функций социалистического государства». Той же точки зрения придерживался Владимир Петрович Козимельчук.

 

08.11.10

 

Джангир Абасович Керимов (прекраснейший человек, участник войны, спас М.М.Ж., оставив его в аспирантуре), а позже – его ученик - Рассолов классифицировали функции государства по единому общеглобальному критерию независимо от социальной направленности государства.

1. Борьба за выживание человечества на Земле.

2. Обеспечение поступательного развития мировой экономики, которое обеспечивало бы соответствующий прожиточный минимум для всего человечества.

3. Политическая функция – развитие институтов демократии, укрепление социального и национального согласия между народами.

4. Общесоциальная функция – борьба с бедностью, безработицей и обеспечению достойного уровня жизни на Земле.

5. Общеидеалогическая – исповедование цивилитарной идеологии, проявляющейся в поддержании науки, образования, культуры, здравоохранения и др.

6. Экологическая – все материки и океаны.

7. Охрана прав и свобод населения.

По мнению этих ученых, государства должны отказаться от суверенитета и выполнять общечеловеческие функции.

 

3. Формы и методы реализации функций государства. Всякое государство реализует свои функции в присущих ему формах и определенными методами. Под формой реализации функций государства понимается внешнее выражение деятельности государства. То есть, в чем материализована эта деятельность, как она внешне выражена. Методы представляют собой совокупность приемов, способов, средств, используемых государством при его функционировании, деятельности.

 

К понятию формы реализации функций государства есть разные подходы:

 

1. Правовые и неправовые. Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым пользуется государство. Неправовые – контроль за исполнением решений, сбор и изучение различной информации, рассмотрение писем и заявлений граждан. Данная классификация страдает какой-то нечеткостью определений.

2. Михаил Иванович Байтин классифицирует формы на правовые и организационно-правовые. Среди правовых форм он выделяет законотворческую, управленческую или исполнительно-распорядительную форму, судебную форму, то есть, деятельность государства по изданию. Исполнению и применению юридических актов. Например, подбор кадров. В соответствии с ФЗ «О государственной службе РФ» госслужба подразделяется на гражданскую и военную. Подбор кадров должен производиться согласно соответственным принципам.

 

Методы

 

Методы: метод убеждения, метод принуждения.

В современном мире: метод кредитования, прогнозирования, стимулирования, планирования, метод инвестирования, метод государственного субсидирования, метод защиты прав потребителей.

 

Л. А. Морозова:

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1. Метод нормативного правового регулирования;

 

2. Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;

 

3. Метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

 

4. Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

 

5. Методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;

 

6. Метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

 

15.11.10

 

Механизмы государства

 

1. Понятие механизмов государства. Понятие органа государства.

2. Виды органов государства, принципы их организации и деятельности.

3. Понятие бюрократии (чиновничества) и ее роль в выполнении функций государства.

 

1. Механизм государства очень сложен и многообразен. Например, Афины (V в. до н. э.) – 35 тыс. граждан, а механизм государства уже очень сложен. Некоторые под механизмом государства понимают аппарат государственной власти и по существу идентифицируют механизм государства и аппарат государственной власти (Байков, Марченко и др.). Другие считают, что понятие аппарат значительно уже, чем понятие механизм: оно включает только совокупность органов, реализующих государственную власть. Таким образом, необходимо подразделять аппарат государства (государственные органы) и механизм государства. Государственный аппарат в широком смысле – государственные органы, учреждения и др., в узком – совокупность государственных органов. Можно сказать, что механизм государства – совокупность или система государственных органов или организаций, осуществляющие государственную власть, реализующие задачи и функции государства.

 

В литературе выделяют следующие черты, признаки механизма государства:

· Целостная система государственных органов и организаций. Это не просто конгломерат, а система, которая предполагает наличие единой цели всех составляющих этой системы. Единство целей и задач всякого государства обеспечивается, прежде всего, Конституцией, в ней прописано, чем является Российское государство. Кроме этого, приняты федеральные законы, в частности ФЗ «О системе государственных органов РФ» от 27 мая 2003 год, «О государственной гражданской службе в РФ», «О государственной военной службе и о государственной правоохранительной службе». Таким образом, единство государственного механизма обеспечивается единством целей и задач, стоящих перед этим механизмом.

· Структурные звенья всякого механизма составляю государственные органы и организации, связанные между собой принципом субординации и координации. Субординация – соподчинение. Координация – согласованность в действиях равно компетентных органов внутренних дел. Например, существуют разные органы по борьбе с наркотиками, которые объединяют свои усилия для решения общей задачи, они координируют свои усилия.

· Механизм государства служит средством осуществления функций государства. Между государственным механизмом и функциями государства существует тесная взаимосвязь. Механизм подстраивается под функции государства. От функций государства зависит и строение организма, они оказываются непосредственное влияние на строение тех или иных составных частей механизма государства. Цели и задачи определяются функции, а функции определяют строение механизма.

· Для обеспечения реализации государственных властных велений механизм государства имеет непосредственное орудие принуждения, соответствующее определенному научно-техническому и гуманистическому уровню эпохи (это органы поддержания правопорядка и т. д.).

· Сложность и многообразие органов составляющих механизм государства. Здесь нужно выделять органы государства и государственные организации учреждения, оказывающие определённые услуги населению (образовательные, медицинские, транспортные и др.). Они не участвуют в реализации государственной власти непосредственно, но способствуют в решении задач государству. Таким образом, структура механизма и обширная и разнообразна. Сюда входят и органы управления, и органы принуждения.

· Механизм, являясь сложным образованием, подразделяется на разные системы. Например, на ветви власти: законодательно-представительные, исполнительно-распорядительные и органы судебной власти. По уровню: органы общефедеральные и органы субъектов.

 

Единства в подходе к определению понятия органов государства среди ученых-теоретиков нет. В одних случаях под государственным органом понимается государственное учреждение, выполняющее задачи в той или иной сфере общественной жизни (сфера здравоохранения – Департамент здравоохранения, образование – Департамент образования). В других случаях понимают часть механизма государства, имеющего собственную структуру и определенную законом компетенцию.

 

Признаки государственного органа:

1. Государственный орган – это есть социальный организм.

2. Государственный орган – элемент государства, занимающий в механизме определенное место, и поскольку механизм это система, орган государства связан с иными органами, состоящими в этой системе. Например, прокуратура субъекта федерации по вертикали связана с Генеральной прокуратурой, по горизонтали - с областным судом, надзор за УВД и нормативными актами субъекта, также по вертикали – прокуратура города, района и т. д. Таким образом, государственный орган прочно связан различными связями субординационного или координационного порядка с иными элементами механизма государства.

3. Сам государственный орган имеет внутренние образования. Например, прокуратура субъекта федерации имеет различные подразделения, которые находятся во взаимосвязи. Таким образом, орган государства внутренне системен.

4. Подразделения государственного органа состоят из государственных служащих – бюрократов, которые состоят в отношениях между собой.

5. Государственный орган наделен властными полномочиями или компетенцией. Компетенция определяется предметом ведения органа. Компетенция юридически закреплена в Конституции, ФКЗ, ФЗ. Реализация органом своей компетенции – это не только право, но и обязанность. В соответствии с властными полномочиями государственный орган может издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты, а также издавать индивидуальные правовые акты (приказы и инструкции министра, руководителя департамента и т. д.). Для исполнения правовых актов государственный орган может использовать принуждение, но лишь в случаях и объемах прямо предусмотренных законом.

6. Государственный орган активно участвует в реализации функций государства, для чего он собственно и создается. Для этого применяются соответствующие формы и методы.

 

2. Виды и формы органов государства. Принципы организации их деятельности. Будучи составными частями механизма государства, они могут различаться путем формирования, функциями, компетенцией, формами и методами осуществления функций.

 

В литературе различают различные критерии для классификации органов государства.

 

По времени действия:

· Постоянные (правоохранительная, оборонная и др.).

· Временные (ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС – 1984 год, ГКО – во время Великой Отечественной Войны).

 

По объему компетенции:

· Органы общей компетенции (Правительство РФ, администрация субъекта и др.).

· Органы специальной компетенции (министерства, департаменты и др.).

 

По принципу разделения властей. По теории разделения властей – Джон Локк – «Два тра


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.074 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал