Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Богатство речи ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Богатство (разнообразие) речи – одно из главных ее коммуникативных качеств, подразумевающее употребление разнообразных языковых элементов, незначительную степень их повторяемости. Прежде всего богатая речь разнообразна в лексическом отношении. В однотомном словаре С.И. Ожегова 57 тыс. слов, в четырехтомном словаре под ред. Д.Н. Ушакова – более 85 тыс., в 17-томном словаре русского литературного языка – более 120 тыс. слов. В перечисленных изданиях нет диалектизмов, профессионализмов. Какую часть из этого богатства мы используем в своей устной и письменной речи? Героиня романа Ильфа и Петрова Эллочка-людоедка обходилась тридцатью. Далекий от литературной деятельности человек активно использует в речи 5-9 тыс. слов. В разговорном языке образованного человека, профессионально занимающегося литературным трудом – писателя, поэта, драматурга, журналиста, - их может насчитываться 15-18 тыс. Активный словарь Пушкина превышал 21 тыс. единиц. Приведенные цифры показывают, как мало мы знаем лексику родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, которая создается явлениями многозначности, омонимии, синонимии и т.п. В русском языке немало многозначных слов. Например, глагол идти в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова имеет 40 значений. Очень богат наш язык синонимами, которые делают речь красочнее, разнообразнее. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много (яблок), тьма (книг), пропасть (работы), прорва (дел), туча (комаров), рой (мыслей), (океан) улыбок, море (флагов), лес (труб). Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами, которые создаются по продуктивным словообразовательным моделям русского языка. Наиболее продуктивным является морфологический способ образования, с помощью которого возникают однокоренные слова: учить, научить, проучить, обучить, выучить, заучить, переучить; ученый, учение, учеба и т.д. (более 300 слов с корнем – уч -). Пополнение активного и пассивного словарного запаса достигается систематической работой с лингвистическими словарями, прежде всего толковыми, иностранных слов, словарями синонимов, омонимов, паронимов, антонимов и др. Следует избегать речевых штампов, которые делают речь бедной, невыразительной. Это избитые, постоянно применяемые слова, с/с и фразы: черное золото, проходит красной нитью, поднять на должную высоту, люди в белых халатах и т.п. Еще один недостаток – неоправданное употребление канцеляризмов, т.е. слови оборотов официально-делового стиля: ввиду отсутствия, по линии создания, в деле повышения успеваемости и т.п. Они лишают речь живости, простоты, эмоциональности. Словесные штампы не вызывают в сознании необходимых ассоциаций. Шаблонная фраза «отскакивает» от слушателей, не дает им возможность вникнуть в суть высказывания. Употребление шаблонных выражений бывает вызвано неподготовленностью, поверхностными знаниями, обусловлено низкой речевой культурой. Бедность, серость языка связывается с однообразием, неоригинальностью мысли.
Необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительно-выразительных средств языка, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность слова.
|